Maof

Saturday
Dec 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
От ред. МАОФ: мы открываем новый раздел на сайте "Природа Эрец-Исраэль". Может быть кому-то это покажется странным, но мы уверенны, что именно любовь и понимание окружающей нас природы помогает нам еще сильнее любить Землю Израиля.
В новом разделе будут публиковаться рассказы о растениях, животных, геологии и обо всем, что мы называем природой.

В 80-х годах ХХ века в Израиле вышла двенадцати томная энциклопедия под названием ''Животные и растения Эрец Исраэль''. Разумеется, мы не ставим себе цель в этом очерке даже близко подойти к такому объему информации, но все же поразительно – такая маленькая страна, а описания ее флоры и фауны хватило на двенадцать томов. Причина такого разнообразия в том, что Эрец Исраэль лежит на стыке трех природных регионов: Европейско-Средиземноморского, Ирано-Туранского и Восточно-Африканского. Мы не будем очень подробно разбирать отдельные рода и виды растений, а постараемся восстановить в воображении исконную природу страны, какой ее знали наши праотцы.



Изначально центральная и северная части прибрежной долины, а также западные склоны гор Шомрона и Иудеи и почти вся Галилея были покрыты густыми лесами. Леса эти, по большей части, относились к типу средиземноморских рощ – сочетание широколиственных и хвойных деревьев с очень густым кустарниковым подлеском. Через такую рощу надо было не проходить, а продираться. Лесной покров и земледелие вместе существовать не могли, и намек на это мы находим в книге Йеошуа. Йеошуа бен Нун, вождь народа после Моше, делит страну между коленами Израиля. Многочисленное колено Эфраима приходит к нему с жалобой на недостаточные размеры их надела. Что же им отвечает Йеошуа? ''И Гора будет твоей, а так как лесиста она, то расчистишь ее, и будут для тебя склоны ее…'' (Йеошуа, 17:18). Таким образом, леса подвинулись, чтобы освободить место террасам и земледелию. Но множество лесов продолжают существовать, и в ТаНаХе они неоднократно упоминаются.

Очевидно, уже в древности осознавали значение леса для предотвращения эрозии почв и охраны насаждений от суховеев. Со временем большая часть лесов была уничтожена арабами. В современном Израиле нередко можно видеть искусственные леса, состоящие целиком из хвойных пород. Они практически прозрачны, без подлеска, сосенки и кипарисы тонкие и жалкие. Большая часть этих лесов возникла вследствие искусственного лесонасаждения в 50-е годы ХХ века. Молодое государство страдало от безработицы, и было принято решение создать рабочие места. Множество народа было послано на склоны гор, и очень скоро они покрылись хвойными рощами. Но настоящий лес – это очень многогранное явление со сложными экологическими связями между отдельными его элементами. Сосны и кипарисы не могут одни ''сделать лес''. К тому же, их болезни передаются очень быстро от дерева к дереву, а в случае пожара они загораются, как будто пропитаны нефтью. После того, как пожар уничтожил летом 1995 (5755) года большие массивы лесопосадок 50-х годов к западу от Иерусалима, было принято весьма своевременное решение о восстановлении исконной средиземноморской рощи с ее многообразием деревьев и кустов.

Степная полоса Эрец Исраэль испытывала большое влияние западно-азиатской, то есть, ирано-туранской флоры. Она меньше пострадала от арабского завоевания, наоборот, зона низкого кустарника, злаков и подобных травянистых растений расширилась за счет отступления леса. И, наконец, в Сирийско-Африканской впадине проявляются элементы африканской растительности. В Араве растет зонтичная акация, знакомая нам по школьным иллюстрациям африканской саванны, где ее обгладывают жирафы. Наша подвид акации для жирафов будет, пожалуй, низковат, но это дерево имело очень важное значение для нашей истории. Из его древесины был изготовлен Ковчег завета, в котором хранились скрижали с десятью заповедями. И хотя Ковчег был обит с внешней и внутренней сторон золотым листом, сама его коробка была из акации, на иврите шита. В северной части Сирийско-Африканской впадины наблюдается самая большая в мире концентрация папируса. Папирус – это то самое тростникообразное растение, из которого древние египтяне производили подобие бумаги. Оно произрастает в изобилии в долине Нила, но вне Африки практически отсутствует.

Тот же тройственный характер имела и фауна. Здесь мы не будем касаться множества разных мелких животных, несмотря на то, что они экологически очень важны, но остановимся на крупных, бросающихся в глаза и поражающих воображение. В лесах Эрец Исраэль жили благородные олени, персидские лани, косули и муфлоны – дикие бараны с мощными загнутыми рогами. Из не кошерных животных – кабаны и дикобразы. В более открытых районах обитали куланы – азиатские дикие ослы с короткими ушами - антилопы и газели. Последние особенно поражали своим изяществом и быстрым бегом. Газель на иврите цви – и Эрец Исраэль иногда любовно называют Эрец аЦви.

В Негеве и Синае обитали антилопы: орикс - прекрасное белое животное с прямыми, как копье, рогами, возможно, положившее начало мифу о единороге и, вероятно, адакс - большая антилопа с винтовыми рогами. Оба вида были прекрасно приспособлены к жизни в пустыне - они могли вообще не пить воду, довольствуясь влагой тех растений, которые они поедали. Так же прекрасно приспособилась к жизни в пустыне и большеухая газель доркаса - вид, похожий на обычную газель, но без столь явно выраженной черной полосы на боках. В этих же районах обитал и сомалийский осел - дикий прародитель домашнего ишака. Верблюд попал в Эрец Исраэль уже как домашнее животное из Азии, но полудикие и одичавшие верблюды встречаются и поныне. Ко всему этому стоит добавить еще и страусов.

На отвесных кряжах жили туры - горные козлы, у самцов которых огромные дугообразные рога. Кроме того, там обитали даманы. Большей части русскоязычной публики они если и известны, то по книгам Джералда Даррелла и Дж. Адамсона, посвященным их приключениям в Африке. Действительно, даман - это типично африканский зверек и, как и папирус, вне Африки водится только в Сирийско-Африканской впадине. Кстати, заговорив о нем, мы отступили от правила не касаться мелких животных, ведь даман размером с кролика и напоминает по виду морскую свинку. Но это животное потрясающе интересно. Выглядит оно как грызун, но это копытное. Правда, копытца его мягкие, и, прижимая их к скалам, даман создает подобие вакуума. Это позволяет ему "присасываться" к почти отвесным утесам и бегать по ним с завидной ловкостью. Зверек со своей точеной мордочкой и глазками-бусинками кажется этаким маленьким плюшевым мишкой, прямо Винни Пухом. Но не стоит ловить дамана голыми руками - у него острые и крепкие зубы, и он с легкостью перекусывает солидные ветки и неосторожные пальцы. Кому же родственен даман? Никогда не угадаете. Не зайцам, не мышам, а слонам! В зоологической классификации они, правда, ''троюродные братья'', но все же… Кстати, в Африке относительно недавно вымер вид дамана, который был размером с гиппопотама. Но это еще не все, что можно рассказать об этом зверьке. Даман некошерен. В Торе о нем говорится так: "Только тех не ешьте из отрыгающих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жвачку отрыгает, но копыта его не раздвоены - нечист он для вас. И дамана, потому что он жвачку отрыгает, но нет у него раздвоенного копыта - нечист он для вас". (Дварим, 11:4-5). "Нераздвоенные копыта" означает, что у дамана они сидят отдельно на каждом пальце, но не в этом самое интересное. Даман на иврите шафан. Когда ТаНаХ переводили на европейские языки, у средневековых переводчиков возникла проблема. Они никогда не слышали про даманов. В Европе их нет; они не так заметны, как львы или пантеры. И перевели - кролик. С тех пор идет путаница, и до нашего времени очень многие люди в Израиле говорят шафан, имея в виду кролика или зайца.

Однако, эта путаница гораздо древнее. Несколько тысячелетий назад финикийцы, говорившие на языке, практически идентичном ивриту, приплыли на незнакомый им берег в самой западной части Средиземноморья. И кого же они увидели? Кроликов. Но кролики в Эрец Исраэль не водятся. И финикийцы назвали их шафанами. Хотя кролик не родственник даману, и те, и другие прыгают по скалам и роют норы. Всю же новую землю финикийцы назвали И-Шафан - остров шафанов. Потом оказалось, что это полуостров, но сначала они этого не знали. В семитских языках буквы ''пэй'' и ''фэй'', ''шин'' и ''син'' часто взаимозаменяются. И- Шафан стал И-Сафан, потом И-Сапан, потом Эспан, и мы с вами получили Испанию. Вот какой зверек - маленький, но с большой родней и дал название целой стране.

Конечно, древних обитателей страны более всего занимали хищники. Одно дело смотреть на льва в вольере зоопарка, совсем другое - встретиться с ним, когда ты пасешь свой скот, и у тебя только палка да праща, а лев проявляет сильный гастрономический интерес к твоим овцам и козам. То же касается леопарда, медведя и волка. Наши предки боялись этих животных, воевали с ними и восхищались ими. Символ колена Йеудейского - лев, колена Биньямина - волк. В Мишне, в трактате поучения праотцев сказано: "Йеуда бен Тейма говорит: Будь неистовым, как леопард, легким, как гриф, быстрым, как газель, героическим, как лев, исполняя волю твоего Небесного отца''. (Пиркей Авот, 5:24). Насколько велико восхищение прекрасными животными, если их используют для метафоры об исполнении Высшей Воли.

В настоящее время от всей этой фауны осталось очень немного. Крупные хищники, такие, как лев и гепард, вымерли, леопарды исчисляются единицами. Исчезли также олени и крупные антилопы. Правда, в заповедниках проведена достаточно хорошая работа. Тур – горный козел – и даман встречаются очень часто, и из-за эффективных мер по охране природы к ним можно приблизиться на несколько шагов. Улучшилось положение шакала, полосатой гиены, дикой кошки каракал и мангусты. Во многих открытых районах восстановлена газель, но многотысячные стада остались в прошлом. Проводятся с некоторым успехом работы по восстановлению популяции многих хищных птиц. В современном Израиле созданы два заповедника, называющиеся Хай- Бар - дикая фауна; один на горе Кармель, а другой возле Йотваты в южной части Аравы. Их цель – восстановить популяции крупных зверей, которые исчезли с распространением скорострельной винтовки в конце ХIХ - начале ХХ века. В кармельском Хай-Баре разводят косуль и персидскую лань. Последнее животное – одно из самых редких в мире; история о том, как несколько ланей были вывезены из Ирана буквально за считанные часы до исламской революции, читается, как приключенческий роман.

В южном Хай-Баре тоже имеются виды, почти вымершие или истребленные человеком: белый орикс с прямыми, как шпага, рогами, винторогий адакс - на иврите реем и дишон, индийский дикий осел, кулан - на иврите пере – дикий и сомалийский осел. Правда, никто не говорит о том, чтобы вновь акклиматизировать исчезнувшего в XIII веке льва и сирийского подвида бурого медведя, вымершего в XIX веке.

Обратимся к тем растениям и животным, без которых существование человека было бы невозможно. Здесь мы не будем касаться современного сельского хозяйства. И хотя ныне Израиль знаменит экспортом цитрусовых, бананов и авокадо, а также - с недавнего времени - таких экзотических плодов, как папайя, карамбола, ананас, киви и др., они не произрастали и не производились в древней Эрец Исраэль. Цветы, экспорт которых приносит значительный доход, тоже нельзя назвать частью кормовой базы человека.

В Торе сказано: ''Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, вытекающих в долинах и в горах. В землю пшеницы, и ячменя, и винограда, и фиги, и граната, в землю оливы и меда''. (Дварим, 8:7-8). Разберем эти два предложения, которые несут в себе очень много информации.

''Страна потоков вод, ключей и источников'' не значит – страна огромных рек, которые, разливаясь, разносят плодородный ил, как Нил в Египте или Тигр и Евфрат в Месопотамии, двух важнейших в древности центрах цивилизации, между которыми лежит Эрец Исраэль. Да, Господь дает своему народу хорошую землю, а не пустыню, но источников и ключей явно недостаточно, чтобы оросить всю землю. Поэтому сказано: ''Ибо земля, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как земля Египетская она, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал с помощью ног твоих, как огород. Но земля, в которую вы приходите, чтобы завладеть ею, - это земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду''. (Дварим, 11:10-11).

Как мы уже упоминали, источники и ключи тоже зависят от выпадающих осадков, но большая часть земли орошалась только дождем. Во- первых, это имело большое религиозное значение. Евреи уповали на Небеса, а не обожествляли реку, не видели в ней самостоятельную, независимую жизненосную силу. Кстати, Нил тоже питается дождевой водой, но древние египтяне не имели никакого понятия о верховьях Голубого и Белого Нила. Во-вторых, все сельскохозяйственные земли в стране делятся на два типа: Сдэ Шлахим, то есть, поле, орошаемое из постоянного источника, и Сдэ Баал, поле, которое орошается дождями. ''Страна гор и долин'' означает, что, в отличие от ровных, плоских и однообразных долин Нила, Евфрата и Тигра, в стране имеется много разных видов обрабатываемых земель, и она подходит для разнообразных культур.

Но вернемся к знаменитому отрывку из Торы, где указаны семь плодов земли, которыми была благословлена Эрец Исраэль. Первое: земля пшеницы и ячменя - эрец хита ве сеора. Эти культуры часто упоминаются вместе как даган, то есть, злаки.1 Пшеница была важнейшей едой человека на Ближнем Востоке. В наше время все народы, связанные с европейской цивилизацией, видят в хлебе основной продукт, причем, мы употребляем слово хлеб не только в прямом смысле, но и для обозначения всего съестного и, вообще, всего, что дает нам возможность существовать. Интересно, что у других народов эту роль играют иные продукты: в Восточной Азии - рис, у индейцев Северной Америки – кукуруза. Но у евреев хлеб имел огромное значение. Его приносили в Храм, и перед входом в Святая Святых постоянно находилось двенадцать хлебов, символизируя материальное благополучие народа Израиля. В Субботы и праздники любая трапеза начинается с благословения на две халы, причем, хлеб так важен, что если человек произнес благословение: Амойци лехем мин Аарец - ''Благословен ты, Господь Бог, Царь мира, производящий хлеб из земли'', - то большая часть других продуктов уже не нуждается в особых благословениях, так как хлеб включает их все.

Сама пшеница хорошо сохраняется в сухих условиях. У царя Давида был специальный распорядитель в сане министра, ответственный за злаки.2 Для получения хороших урожаев пшенице нужно достаточно большое, но не избыточное, количество дождей зимой и сухое лето. Поэтому, в основном, она произрастала в Заиорданье и на южных и юго-западных склонах Иудейских гор. Болотистую землю этот злак не любит. Кстати, кроме зерна на хлеб, пшеница давала солому, которой кормили домашних животных, а в Иорданской долине, где строили дома из сушеного ила, ее добавляли в кирпичи.

Ячмень еще более сухоустойчив, чем пшеница, и поэтому его выращивали на окраинах пустынь. Из ячменя делали лепешки и, конечно, пиво, но его значение в питании людей было меньше, чем у пшеницы. Сравнительно большая часть ячменя шла на корм скоту и птице. С обоими злаками связаны заповеди заботы о бед няке и пришельце. "А когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля своего, когда жнешь, и опавшие от жатвы твоей не подбирай, бедному и пришельцу оставь это, Я Господь Бог ваш". (Ваикра, 23:22).

Заповеди эти назывались лекет, пеа вешихеха, то есть, сбор выпавших колосков во время жатвы, край поля и забытое. Надо было разрешать неимущим собирать отдельные колосья между снопов, оставлять несжатым край поля и забытый сноп бедным. Заповеди эти напоминали, что те, у кого есть достаток, должны помнить, Кто им его дал, не чувствовать себя единственными хозяевами полей и не забывать, что есть один Высший Хозяин, который велел им делиться нажитым с теми несчастными, у кого нет ничего. Правда, мудрецы говорили: "Бедному оставь, а не птице небесной", и в наши дни, когда большая часть бедняков даже не знает, как им поступать с колосьями, эти заповеди не действуют. Но в то время, когда не было национального страхования, пенсионных фондов и социального обеспечения, это была высшая мера обязательного милосердия (см. книгу Рут).

Вторым по важности плодом был виноград. Растет он практически по всей стране, хотя вкус ягод (и вина) зависит от сочетания почвы, осадков, высоты над уровнем моря, величины солнечного излучения и, конечно, сорта. Широкие листья винограда собирают летом достаточно росы, затеняют почву и предохраняют ее от чрезмерного высыхания. Эти же листья используются в ближневосточной кухне - мясо заворачивается в них и варится в виноградной оболочке. Засохшие ветки использовались для отопления. Но, конечно, главное в винограде - это его лоза. Свежий виноград плодоносит с начала лета до начала дождливого сезона. Сочные сладкие ягоды были любимым лакомством в мире, который практически не знал сахара и искусственных подсластителей. Но основными продуктами винограда были изюм и вино. В довольно сухом климате изюм может храниться практически бесконечно. Воины, отправляющиеся в поход, моряки, готовящиеся к плаванию, купцы, собирающиеся пересечь пустыню с караваном, пастухи, уходящие со своими стадами на несколько дней, и вообще, все, кто путешествовал, запасались прессованными брикетами изюма. Ели его так же в течение всего дождливого периода, когда отсутствовали свежие фрукты.

Вино и в наше время продолжает играть огромную роль в средиземноморской культуре. В Испании, Италии и, конечно, Франции вино является неотъемлемым компонентом любой, даже неформальной, трапезы. Оно добавляется для вкуса во многие блюда. Красные сорта его полезны для очистки артерий. И конечно, вино поднимает жизненный тонус, ведет к сближению между людьми. Разумеется, вполне можно и переборщить, но для того, чтобы прийти в свинское состояние, имеются и другие, потенциально более крепкие напитки. Хотя впервые настоящее спиртное, первичную самогонку стали делать как раз из вина - это бренди или, в более облагороженном виде, коньяк. С этим напитком связана интересная история. На древнем Ближнем Востоке у красавиц была мода красить веко в ярко-синий цвет. Называлась эта синька на иврите кахол - синий. Попав в Аравию, это слово преобразовалось в арабское эл-кахал. Со временем, так стали называть все экзотические субстанции, в том числе, и бренди, а также другие крепкие спиртные напитки. Во времена расцвета арабских эмиратов, городов и университетов в Испании слово это перекочевало в Европу и из знаменитых центров знания Кордовы, Гренады и Севильи, превратившись в алкохол, пошло гулять по европейскому континенту, а оттуда - по всему миру. Вот, оказывается, какая связь между виноградом, небесной синевой, дамской косметикой и красноносым пьяницей. В древнем Израиле вино использовалось очень широко, но не для того, чтобы, как говорится, "заложить за воротник". (Не буду употреблять здесь других русских народных синонимов для этого занятия, а то этот труд примет воистину энциклопедические размеры).

Так почему же пили? А потому, что вино было главным напитком, важнейшим после воды. Никакая трапеза не обходилась без вина, так как мы говорим о мире, не знавшем газированных и подслащенных напитков, которые у нас продаются на каждом шагу и потребляются в огромных количествах. Были в то время, конечно, и пиво, и соки, и подобие кваса, но ничто не приближалось по важности к вину. В субботу утром и днем кидуш - освящение дня - делается над полным бокалом вина, то же самое в праздники. Исход субботы и праздника отмечается авдалой - разделением святого и будничного - и здесь вино присутствует как самый важный компонент.

С другой стороны, с вином связаны так же самые строгие запреты. Коэны - священники, служившие в Храме - не могли приступить к службе, если они до этого хоть чуть-чуть пригубили от рюмки, так как в Храме требовалась полная сосредоточенность, а не легкая голова. Но еще более строгие запреты касались вина идолопоклонников. Вино использовалось во многих культах языческих богов и приравненных к ним эллинских басилевсов и римских императоров. На употребление вина перед изображением идола, в числе прочих служб, распространялся самый суровый запрет - поклонения чужим богам. Мудрецы, остерегаясь всякого намека на язычество, запретили потом любое вино, к которому прикоснулся иноверец, считая, что оно потенциально может быть посвящено идолам. Кстати, возлияния совершались не только в капищах, но и за трапезой. В Эрец Исраэль в свое время производили знаменитые "марочные" вина, но с исламским завоеванием их секрет был утерян. Почти все горы в центре страны испещрены высеченными в камне винодавильнями, на иврите - гат; в некоторых из них до сих пор сохранилась штукатурка. Бывают они разных размеров и видов - от простых выемок тазообразной формы до сложных конструкций с двумя соединяющимися бассейнами: верхним для давления ягод и нижним для сбора сока.

Из винограда производили также уксус для придания остроты и вкуса разным блюдам и для хранения фруктов и овощей. С виноградом связаны и заповеди милосердия: "И виноградника своего не обирай дочиста и оставшихся отдельных ягод в винограднике не подбирай, бедному и пришельцу оставь их. Я Господь Бог Ваш". (Ваикра, 19:10). Владелец виноградника, подобно хозяину поля злаковых, должен был оставить неубранный ряд и не подбирать отдельных виноградин, выпавших из грозди во время сбора.

Такие же заповеди распространялись на все фрукты, похожие на виноград и оливу. Олива была третьим по важности в жизни и хозяйстве человека из семи благословенных плодов. Оливковые деревья с не опадающими ни зимой, ни летом листьями, серебристыми с одной стороны, темно-зелеными с другой, придают специфическую красоту горным склонам. Невысокие, с мощными извилистыми стволами, эти деревья доставляют большое эстетическое наслаждение. Но выращивали их, конечно, не для красоты. Сами по себе оливки малосъедобны - их надо солить, но приготовленные, они являются неотъемлемой частью стола в средиземноморской кухне и деликатесом в других странах. Существует множество сортов оливок, но главным образом они разделяются на зеленые и черные. Эти плоды были настолько распространены, что в эпоху Талмуда они использовались как эталон измерения. Говорили: кезайт - как оливка, когда речь шла о кусочке какого-нибудь твердого тела.

Главное достоинство олив - это масло. Отсюда и другое русское название этого плода - маслина. Еще совсем недавно в Северной Европе и Северной Америке бутылки с оливковым маслом помещались на дальних полках рядом с другими редкими, малоизвестными и экзотическими товарами. Но в последние годы оно уверенно занимает первые ряды. К большому удивлению врачей и исследователей в области медицины, во Франции, где очень любят покушать (шеф-повары являются героями национальной культуры наравне с художниками, поэтами, драматургами и т.п.), количество сердечно-сосудистых заболеваний весьма мало. Секрет в употреблении оливкового масла и красного вина. Кроме того, оливковое масло лучших сортов легкое и вкусное. Вы когда-нибудь слышали о дегустаторах подсолнечного или конопляного масла? Дегустаторы оливкового масла существуют. По личному опыту скажу, что после оливкового масла все другие кажутся достойными мотора, а не желудка. Масло это - один из самых универсальных растительных соков, которые знало человечество. Его добавляют в салат и в творог, в нем хранят сыры и рыбу. Им натирались, как кремом, мазали стертую и раздраженную кожу,3 добавляя в него несколько капель ароматических веществ, получали духи. Масло шло и на освещение. Оно считалось лучшим для субботних свечей, и, конечно, храмовый светильник - менору - заправляли отборным оливковым маслом. Использовалось оно и для военных нужд. Во времена осады им поливали наклонные плоскости у подножия городских стен. Это делало их такими скользкими, что карабкаться по ним было совершенно невозможно. Рас каленное масло выливалось со стен на голову врага.

Древняя Эрец Исраэль экспортировала оливковое масло в большом количестве в Египет и Месопотамию, так как там олива не очень хорошо прижилась.

Следующие два дерева из числа семи благословенных плодов - это фига и гранат. Кстати, здесь мы их упоминаем не в том порядке, в котором они перечислены в Торе (Дварим, 8:8), а в соответствии с их значением в хозяйстве. В отличие от винограда и оливы, фиги выращивались не на отдельных плантациях, а по окраинам виноградников и во дворах. И хотя зимой листья фиговых деревьев опадают, летом они очень быстро достигают весьма солидных размеров и дают благословенную тень в жаркие сухие дни. Фиговые плоды поспевают в течение всего лета, и их уборка - киюц на иврите - дала название всему сезону - кайиц. Свежие плоды очень сладкие и приятные на вкус. Теперь их едят как деликатес, хотя они и не редки. Но эти плоды не сохраняются в свежем виде, и фигу сушили, как и виноград. Из высушенных фиг делали прессованные караваи - кикар девела; в таком виде их, как и изюм, можно было брать с собой в путешествие. Интересно, что фиги считались едой бедняков. Другое название фиги на русском языке - смоква или инжир. В некоторых местах инжиром называют только ее сушеные плоды. Как и изюм, инжир можно было хранить очень долго, и прессованные караваи из него содержались в специальных хранилищах в городах, замках и крепостях на случай осады.

Гранат был, в основном, деликатесом. Плоды его долго не хранятся, но они очень сочны. Гранатовый сок считался вкусным и полезным напитком. Кроме того, гранат дает великолепные цветы от карминно-оранжевых до алых. Сами плоды также очень эстетичны. Украшениями в виде гранатов был отделан подол одежды первосвященника, а в наше время римоним - гранаты - называют серебряные орнаменты для свитков Торы. Изображение этого плода нередко встречается в древней еврейской синагогальной архитектуре, наряду с другими шестью растениями. Особенно часто мы видим гранаты, включенные в мотив капителей, фризов и мозаик. На некоторых древних иудейских монетах также изображен этот красивый плод.

Последним в прочитанном нами отрывке назван мед, на иврите, дваш. Но мед ведь не растет на дереве, его производят пчелы. Однако в семитских языках это слово означает любую сладкую пастилу. Отсюда "страна, текущая молоком и медом". В нашем контексте дваш означает финики.

Значение финиковой пальмы в экономике древнего Израиля могло бы быть много большим, если бы финики хорошо плодоносили по всей стране. Но им нужна жара и вода, и поэтому их плантации были сконцентрированы на средиземноморском берегу и, особенно, в Иорданской долине и на берегу Мертвого моря, в тех местах, где на поверхность выходят пресные источники. Как виноград и фиги, финики потреблялись в свежем и сушеном виде. Финики таким же образом прессовались в караваи для долгого хранения и использования в походах. В наше время летчикам и подводникам дают с собой шоколад, он калориен, и даже в относительно небольшом количестве способен придать новые силы. Раньше эту функцию выполнял дваш - прессованные сушеные изюм, инжир и финики. Но у финиковой пальмы имеются и другие применения. Нераскрывшиеся прямые молодые ветки, которые называются лулав, брались на праздник Суккот (Шалашей, Кущей). "И сказал Господь Моше так: Говори сынам Израиля следующее: В пятнадцатый день седьмого месяца сего праздник Суккот семь дней Господу… Но в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в день первый и в день восьмой покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого этрог (порода цитрусовых), ветви пальмовые, ветвь дерева густолистого адас (мирт) и ив, растущих по рекам, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней". (Ваикра, 23:33-34, 23:40). Эта связка из четырех плодов называется лулав, по самому бросающемуся в глаза элементу - ветке финиковой пальмы. У лулава имеется очень много символических значений, но здесь мы остановимся на том, которое близко к нашей теме. Как этим четырем растениям нельзя существовать без воды, так и мир не может существовать без нее. Вспомним, что праздник Суккот - это время, когда мир "судится водой".

Кроме того, финиковая пальма имела сама по себе символическое значение. "Этот стан твой подобен финиковой пальме…". (Песнь песней, 7:8) Девушка в Песне песней символизирует народ Израиля, и высокая статная финиковая пальма стала эмблемой страны и ее гордостью. Ее изображение чеканили на монетах, орнаменты в виде финиковой пальмы украшали синагоги и дома. Имело это дерево и чисто хозяйственное применение. Сушеные финики являлись очень доходной статьей экспорта. Из ветвей финиковой пальмы делались крыши для временных строений, а также для веранд, балконов и беседок в тех районах, где почти не бывает дождей. Из ствола изготовлялись бревна, а если вырубали более мягкую центральную часть, то можно было делать трубы для воды. Ствол пальмы покрыт грубым растительным волокном, причем, отдельные "нитки" его пересекаются, как в настоящей материи, сотканной человеком. Из этого волокна изготовлялись веревки, корзины и шапки. Между прочим, это самое древнее волокно, используемое человеком. В пещерах в окрестностях Мертвого моря была обнаружена жутковатая археологическая находка: человеческий череп, покрытый смолой, а на нем сетка из волокна финиковой пальмы. Относят этот череп к самому началу бронзового века. Возможно, что естественные тканеподобные волокна и натолкнули людей в столь раннюю эпоху на мысль о том, что ткани можно создавать и искусственно.

Кроме перечисленных семи важнейших даров земли, выращивали в древней Эрец Исраэль яблоки, персики, миндаль, фисташки и другие орехи и плоды, но все они играли меньшую роль в хозяйстве. Сажали также большое количество овощей, но интересно, что два главных овоща нашего времени: картофель и помидор - были неизвестны; их привезли из Америки после путешествий Колумба. Помимо этого, культивировались пряности, приправы, специи, ароматические и благовонные растения, кормовые и лен. Перечислять их все очень долго, но надо помнить, что жители Израиля в те времена были, в большинстве своем, крестьянами, и в талмудической литературе упоминаются многие сельскохозяйственные культуры, а также работы и термины, которые с ними связаны: (Мишна, Иерусалимский Талмуд, Вавилонский Талмуд).

Но, конечно, самые главные заповеди связаны с землей Эрец Исраэль. Изначально, евреи были народом землепашцев, и в отличие от эллинов или финикийцев, основные доходы которых шли от посредничества в морской торговле, или жителей Аравии, кормившихся от своих караванов, народ Израиля жил со своих горных террас, пастбищ и долин. Это контрастирует с представлением о евреях, как о народе мелких лавочников и ремесленников (Россия XIX века), интеллигенции (Россия ХХ века) или преуспевающих бизнесменов (США ХХ века). Но пробовали ли вы когда-нибудь пожевать физико-математические формулы, ноты или утолить жажду кредитной карточкой? А вот без зерна, фруктов, молока, мяса и шерсти прожить невозможно. Поэтому, может быть, Господь и "снабдил" свой народ таким количеством заповедей, связанных с землей Эрец Исраэль, с работой на ней и ее плодами. Здесь мы не сможем разобрать подробно все эти заповеди, так как они отличаются множеством деталей и тонкостей. Некоторые действуют всегда и везде, другие - только когда большая часть народа Израиля собрана на своей земле и Храм стоит в Иерусалиме, одни упомянуты непосредственно в Торе, другие были определены мудрецами Торы для укрепления и ограждения ее законов.

Но остановимся на некоторых из них. Наряду с уже упомянутой заповедью милосердия, одной из важнейших заповедей была Шмита, или Швиит - седьмой год. Год, когда прекращались все полевые работы, когда нельзя было торговать вновь поспевшими плодами поля, сада, когда каждый мог войти на любой участок и нарвать для себя плодов, но только для еды, а не для продажи. С другой стороны, на весь урожай этого года распространялась святость, и все, что поспевало в седьмой год, должно было быть съедено и не просто, а с особым уважением. Смысл этой заповеди в том, чтобы человек помнил о Творце мира и о необходимости в обыденной жизни постоянно свидетельствовать о Творении, что мир не существует без начала, без конца и без смысла, а имеет свое предназначение. В этом заповедь седьмого года подобна заповеди субботы.

Но как же в реальном мире просуществовать, когда целый год не сеешь, не пашешь, не сажаешь деревья? На это отвечает Тора: "А если скажете: Что мы будем есть, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего? Я пошлю вам благословение мое в шестой год, и он доставит урожай на три года. И будете сеять в восьмой год, но есть будете из урожаев старых до девятого года, до появления его урожая будете есть старое. А земля не может быть продана навеки, ибо Моя земля, вы же пришельцы и поселенцы у Меня". (Ваикра, 25:20-24). В период римского владычества под тяжестью непомерных поборов алчной империи, желавшей поддерживать свой блеск, роскошь и огромную армию за счет провинций, еврейский народ проявлял огромное мужество и героизм, чтобы соблюдать заповедь седьмого года. "Обычно принято в мире, что человек исполняет заповедь один день, одну неделю, один месяц, а этот (то есть, еврейский крестьянин)… Весь год поле его брошено, виноградник запущен, он платит налоги и молчит. Есть ли еще такой герой?" (Ваикра Раба). Так мудрецы давали духовную поддержку народу, который страдал, но не отступал от своих заповедей, от своего особого пути.

Близка по духу к заповеди Швиит заповедь Йовель - юбилейный год. После каждого семикратного цикла из семи годов, то есть, после сорока девяти лет, наступал юбилейный пятидесятый год. Из заповедей этого года, связанных с землей, мы отметим возвращение земельных наделов их хозяевам. Надел отцов, который передавался из поколения в поколение со времени завоевания и раздела страны, был главным достоянием и гордостью человека. Но иногда тяжелое экономическое положение или другие обстоятельства вынуждали его продать землю предков. Но продажа происходила не навечно. Земля переходила в чужие руки и оценивалась по годам урожая, которые должны были пройти между моментом продажи и юбилейным годом. "По числу лет после юбилея покупай у ближнего твоего, и по числу урожайных лет он должен продавать тебе. Чем больше будет этих лет, тем большую назначишь ему цену, а чем меньше этих лет, тем меньшую назначишь ему цену, ибо число урожаев продает он тебе". (Ваикра, 25:15-16).

Следующие заповеди можно объединить общей целью: Трума - дарственная доля и Маасер - десятина. Мы всегда говорим о двенадцати коленах (племенах) Израиля. Но если мы их перечислим, то получим тринадцать: Реувен, Шимон, Леви, Йехуда, Иссахар, Зевулун, Менаше, Эфраим, Биньямин, Гад, Ашер, Дан, Нафтали. Все, кроме двух, названы именами и являются потомками сыновей праотца Яакова. Двое же - это его внуки, дети его сына Йосефа, Менаше и Эфраим; то есть, колено Йосефа было разделено на два по именам его сыновей. Но изначально и навсегда колен Израиля должно быть двенадцать. Что же делать? Так вот, когда перечисляются сыновья Яакова, Менаше и Эфраим объединяются в Йосефа. Когда же упоминаются колена в отношении наследования страны, то есть, их земельных наделов и географических границ, то Йосеф снова делится. Но тогда кто-то должен выбыть, и этим выбывшим коленом оказалось племя Леви. Сыновья этого колена получили не земельные наделы, а только города для проживания. Это значит, что они не имели возможности кормиться с земли, то есть, не имели практически никакой реальной базы доходов в ту эпоху, когда более 90% людей жило сельским хозяйством. Кто же их кормил? Другие колена Израиля. Почему? Потому что левиты были избраны служить Господу. Оторванные от ежедневных забот, которые привязывают накрепко любого фермера к его участкам и полям, они могли обращать взгляд в небеса и заниматься духовными материями.

Некоторые мои знакомые, говоря о левитах в древности или о современных учениках ешив в наше время, пожимают плечами: "Дармоеды. Они же ничего не производят". "Позвольте, - отвечаю им я. - А что производят, скажем, учителя истории или литературы? А что производят многочисленные представители академических кругов, которые изучают ранне-австралийскую наскальную живопись или эпос африканского племени Туркана?" Я даже не говорю о совершенно идиотских диссертациях типа высмеянной братьями Стругацкими "Профсоюзная организация мыловаренного завода им. Первых Пионеров в период 1934-1940 годов". Понятно, что всему человечеству от такой "науки" никакой пользы не было - польза, и очень конкретная, была одному определенному лицу. Но ведь не вся наука - это карикатура советского времени. Правда - не вся. И, несмотря на то, что профанации и пародии на научные исследования были, есть и будут, существуют и настоящая наука, искусство и литература.

А закон и смысл Торы говорит нам о том, что главная "наука", которую должен постичь человек - это его отношения с Господом, и как он в качестве индивидуума, части общины и нации должен вести себя по отношению к Небу, к людям и к природе. Носителями этого, самого главного знания и были левиты. Среди них тоже была своя иерархия. Главной семьей в колене были коэны - священники. Все они - потомки брата Моше, Аарона. Недавнее открытие того, что все коэны со всех концов еврейского мира имеют сильное генетическое сходство, вызвало большой интерес в научных кругах и определенное изумление в традиционных еврейских: "вы открыли то, что мы знаем уже три тысячи лет".

Коэнам, которые исполняли главные функции в Храме, полагалась Трума - пожертвование из любого урожая плодов. Изначально, каждый мог дать коэну, сколько он хотел - от одного финика до урожая с двадцати деревьев. Но мудрецы определили размеры Трумы: щедрая 1/40 от урожая, обычная 1/50 и скупая 1/60. После Трумы отделялся первый Маасер для левитов, и он составлял точно 1/10 всего урожая, оставшегося после Трумы. Сами левиты выделяли из своей десятины 1/10 часть, которая шла коэнам и называлась Трумат Маасер, то есть дарственная доля от десятины. То, что выделялось для коэнов, обладало особой святостью. Его могли есть только коэны и их домочадцы и только в состоянии, которое называлось Теора, что переводится на русский несколько неуклюжим выражением ''ритуальная чистота''. ''Нечистая Трума'' должна была быть сожжена. Теора исчезла через несколько поколений после разрушения II Храма (70 г. н.э.), и в наше время даже отделение минимальной доли плодов, сопровождаемое специальным благословением и сжиганием выделенного делает плоды годными к употреблению. Кроме того, многие генеалогические древа коэнов потерялись за время диаспоры, и мы не уверены теперь, кто коэн, а кто - нет. Генетика здесь не помогает. Десятина левитов не обладает святостью Трумы и Трумат Маасер, и левиты могли кормить ей кого угодно и есть ее в любом состоянии. Но в наше время нет также уверенности, кто настоящий левит, и поэтому она теперь не выделяется.

Каждый третий и шестой год семигодичного цикла выделялся Маасер Ани - десятина для бедных, то есть для пришельцев, сирот, вдов и всех нуждающихся. А что же в первый, второй, четвертый и пятый годы? В эти годы действовал Маасер Шени – вторая десятина, которую выделяли после первой, предназначенной для левитов. Эту десятину надо было отнести в место, где находился Храм, то есть на протяжении большей части истории в Иерусалим, и съесть ее в торжественной обстановке. Но не все живут рядом с Иерусалимом. А если дорога длинна и неудобна, то плоды могут испортиться. И тогда Тора дает другое решение. ''Если слишком длинна будет для тебя дорога, так что не сможешь ты нести этого, потому что далеко будет от тебя то место, что изберет Господь Бог твой для водворения там Имени Своего, когда благословит Господь Бог твой, То променяй это (плоды) на серебро и возьми серебро (монеты) в руку твою и иди в то место, которое изберет Господь Бог твой: И отдай серебро это за все, чего пожелает душа твоя: за крупный и мелкий скот, за вино и пиво (шейхар), и за все, чего захочется тебе, и ешь тем перед Господом Богом твоим, и веселись ты и семейство твое''. (Дварим 14:24-26). Чтобы рынки Иерусалима ломились от изобилия, установили мудрецы границы той территории, с которой приносят настоящие плоды, а не их денежную замену: ''Эйлат с юга, Акраба(т) с севера, Луд с запада и Ярден с востока''. (Трактат Маасер Шени, 5:2).

Под Эйлатом подразумевается не современный Эйлат и не Эйлат ТаНаХа, который был портовым городом у Красного моря.4 Скорее всего, имеется в виду место в трех километрах к северу от древнего Хеврона (на самом севере муниципальной границы современного Хеврона). Название Эйлат – это, вероятно, просто сокращение от Эйлат Авраам, что значит тарабинтус - вид дерева Авраама. Акрабу, или Акрабат, можно идентифицировать с деревней, ныне населенной арабами, к юго-востоку от Шхема. Древний Луд, или Лод, находился на том же месте, где в наше время находится одноименный город рядом с международным аэропортом.

Об Иордане мы уже достаточно говорили, очевидно, имеется в виду Иерихон и близлежащие поселения. Сказано, что все эти пункты были удалены от Иерусалима на один день пешего перехода. Посмотришь на карту или проедешь это расстояние на машине, особенно крутой подъем от Иерихона к Иерусалиму, и прямо завидно становится – как они умели ходить в те времена. На заповедь Маасер Шени была очень похожа заповедь плодов сада четвертого года – Керем Ревай. Фрукты, созревшие на дереве на четвертый год после его посадки, также приносились в Иерусалим или обменивались на деньги и проедались и пропивались в Иерусалиме. Мишна о географических пределах, приведенная нами ранее, говорит о плодах сада четвертого года. Но, конечно, заповедь давалась не только для того, чтобы человек сытно поел. Обязательный приход в Иерусалим объединял народ, подчеркивал центральное положение Храма и Иерусалима. Пребывание в месте концентрации главных духовно-интеллектуальных сил народа приводило к тому, что знание Торы распространялось даже в самые удаленные деревни.

Последняя заповедь, связанная с приношением плодов в Иерусалим, называется Бикурим – приношение первых плодов. Она распространялась только на семь плодов земли и дерева, которыми была благословлена Эрец Исраэль. Приношения происходили в начале лета, после праздника Шавуот. Во времена II Храма Бикурим проходили с огромной торжественностью. Богатые несли плоды в посуде из золота и серебра, бедные – в плетенных корзинах из обструганной ивы. Все сосуды были украшены. Корзины ставились в Храме перед коэнами, которым и предназначались эти дары. Во время приношения Бикурим произносилась специальная формула, в которой вкратце упоминалась история народа: скитаний праотца Яакова, египетское рабство, выход из Египта, - и благодарность за землю, текущую молоком и медом (Дварим, 26:1-12).

Существуют и запретительные заповеди. Первые три года после посадки деревьев, то есть, многолетних растений, а не злаков или овощей, называются Орла – как бы необрезанные. Все их плоды в этот период были запрещены для еды и вообще никак не использовались. Эта заповедь исполнялась как в Эрец Исраэль, так и за границей.

Другая серия запретов – Килайм – касается смешения разных видов растений и скрещивания неродственных сортов. Помните старый советский анекдот: ''Кто изобрел колючую проволоку? – Мичурин. Он скрестил ежа и ужа''. Действительно, скрещивание земляники с баобабом или апельсина с кактусом противоречит генетическому коду и иммунным характеристикам каждого вида. Нельзя также сеять различные овощи и злаки вместе, объединять посадки злаков или других однолетних культур с виноградниками. Правда, существует множество близкородственных растений и разных сортов одного вида, на которые эти запреты не распространяются. Скажем, можно привить ветку зеленых яблок на дерево, которое плодоносит красными яблоками – это не Килайм, так как речь идет о том же самом виде. Законы эти распространяются и на животных: нельзя спаривать, скажем, лошадь с ослом, чтобы получить, в конце концов, бесплодного мула. Правда, если кто-то это сделал, то уже существующим растением или животным можно пользоваться. И вновь, этот закон не относится к разным породам внутри вида. Например, нет запрета на скрещивание коров мясных пород с коровами молочных и т.п. Еще одна заповедь, связанная с животными – не пахать, не запрягать и вообще не производить никаких работ, когда в упряжке два разных вида животных. В Торе сказано: ''Не паши вместе быком и ослом'', - но мудрецы распространили это на все виды зверей, так как у каждого из них разные силы, и, вообще, они не очень хорошо чувствуют себя, связанные друг с другом. Впрочем, эти заповеди можно отнести к области милосердия к живым существам, и действуют они не только в Эрец Исраэль.

В конце надо упомянуть и заповедь не вырубать и не портить плодовые деревья. ''Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и не руби его, ибо разве дерево полевое - это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?'' (Дварим, 20:19). Тут речь идет о войне, но в мирное время, тем более, нельзя портить плодовые деревья и сады. Впрочем, имеются исключения. Если война идет за освобождение страны или для защиты еврейского народа, то тогда все ограничения снимаются. Если это нужно для боевых операций, то можно рубить все. В мирное же время, если дерево худосочное, мешает другим деревьям, портит своими корнями посевы или, например, колодец соседа, то его можно, а иногда и нужно, срубить.

На этом мы заканчиваем обзор заповедей, касающихся растений и сельскохозяйственных работ. Не претендуя ни в коем случае, ни на полноту, ни на глубину, мы только пытались чуть-чуть представить сложнейший комплекс отношений между законами Торы, человеком, растениями и животными в его хозяйстве, Эрец Исраэль, Храмом и Иерусалимом.

Среди домашних животных особую роль играют три главных вида – коровы, овцы и козы. Во-первых, это единственные млекопитающие, которые приносились в жертву в Храме. Кошерных животных много – к ним относятся все олени, антилопы, газели, жирафы, дикие быки, бизоны и буйволы. Но жертвенных животных брали только из домашних коров, коз и овец. Во-вторых, эти виды наилучшим образом подходят к климату страны, овцы и козы – к степям и полупустыням, а коровы – к более влажным равнинам и плоскогорьям. В-третьих, животные эти дают мясо, молоко, шерсть, кожу, рога и многие другие продукты. Они всегда рядом, и за ними не надо специально охотиться. Для каждого пола, возраста и типа скота существовали в иврите свои названия. Такая четкость и определенность языка показывает большое значение, которое имели эти животные для хозяйства.

В нашем представлении, быки и коровы, в первую очередь, ассоциируются с молоком и мясом. Но в более древние времена главное их значение было в другом. Мы говорим: ''Он (она) здоров (а), как бык''. С глубокой древности бык был символом силы и мощи. У разных средиземноморских народов существовали игры с полудикими быками, о них мы знаем из критских фресок. В наше время такие игры происходят в Камарге, в южной Франции, и, конечно, знаменитые корриды в Испании и Португалии. Лично мне кажется, что эта забава не слишком достойна цивилизованного человека. В еврейской древности, мы помним, произошел грех Золотого тельца. Не имеющий ничего общего с преклонением перед золотом и богатством, телец, то есть, молодой бык, олицетворял силу, мощь и потенцию у людей, которые еще не смогли избавиться от языческого мировоззрения и персонифицировали Бога в виде самого сильного известного им животного. Так как же использовали быков? Пахали, боронили, запрягали в упряжки и телеги. Быки также вращали большие жернова мельниц и маслобоен. Конечно, мясо тоже использовалось, но главным достоинством быка была его огромная сила. В основном, быки обладают довольно спокойным характером, но когда разозлятся…

Поэтому законы о бодливом быке занимают немало места в талмудическом законодательстве, которое, говоря в самых общих чертах, определяет ответственность хозяев быка за жизнь, здоровье и имущество их соседей и товарищей. Большое значение имела и кожа коров и быков. Например, из толстой кожи на горбу быков делают лучшие корпуса для тфилин. Как и в наше время, из этой кожи делали ботинки, сумки и пояса. Но в древности к этому набору добавлялись вожжи и кнуты, рессоры для повозок и телег, обивка щитов и панцирей для воинов и множество других вещей.

И все же главным богатством были овцы и козы. Они имели даже свое название на ТаНаХическом языке – цон – в отличие от бакар – быков и коров. Во времена II Храма использовались также названия беэма дака – тонкая скотина и беэма гаса – грубая скотина. Мы уже говорили о том, что в отношении зеленого покрова как раз тонкая скотина может быть очень груба, особенно козы, что и привело к запрету выращивать мелкий рогатый скот в Эрец Исраэль, кроме как в преддверии пустынь и в самих пустынях. Но сама неприхотливость коз делает их во многом идеальными – минимум вложения сил при максимуме отдачи. Коза была главным источником молока. В наше время, когда коровы с их огромными удоями доминируют в молочном хозяйстве, козье молоко и его производные: сметана, творог, сыры и еще несколько специфически средиземноморских блюд, не имеющих названия в русском языке – считаются изысканными деликатесами. Козье молоко самое полезное, самое качественное. Козье мясо несколько хуже, но тоже очень вкусное. А вот шерсть этих животных грубая и жесткая. Она шла на шатры, палатки и навесы. И в наше время бедуины пользуются шатрами из грубой, но прочной козьей шерсти.5 Из шкур изготовляли бурдюки, сандалии, ремешки и множество других изделий. Но самое главное – это, конечно, пергамент, заменявший нашим предкам бумагу, папирус и глиняные таблички. И самое важное – свитки святых книг ТаНаХа и, в первую очередь, свиток Торы, по которому читают в синагогах, может быть написан только на пергаменте.

Все, что сказано о коже коз, относится также и к овечьей коже. В чем же преимущество более прихотливой и нежной овцы перед козой? Ведь и молока она дает меньше, и слишком оно жирное, но последнее было не столь страшным пороком в эпоху, когда большая часть людей страдала скорее от недоедания, чем от обжорства. Самое лучшее и вкусное мясо - это мясо овец, особенно, ягнят. Но главное достоинство овцы ее шерсть. Древний мир в котором обитал еврейский народ, знал два основных источника ткани для одежды: шерсть и лен. Шелк был экзотическим и очень дорогим товаром, импортируемым из неизвестного Китая, хлопок появится из Индии только к концу средневековья, о нейлоне и других синтетических материалах и не думали до XIX-XX веков. Но у шерсти есть большое преимущество перед льном. Шерстяная одежда согревает гораздо лучше льняной. Самое интересное, что, несмотря на значительные перемены за последние 2000-3000 лет, шерсть не потеряла своего значения.

Она идет на множество изделий - от свитера, берета и твидового костюма до талита (талеса) - знаменитого в еврейском мире молитвенного плаща с черными полосами по бокам и кистями на углах.6Шерсть упоминается и в заповедях. Так, существует заповедь, запрещающая делать полотно, в котором волокна шерсти и льна пересекаются.

Из рогов крупных баранов делали шофары. В шофар – бараний рог – трубят в оба дня нового года – Рош Ашана – и на исходе Йом Кипура. Трубили в него и на исходе юбилейного года. Рог барана напоминает нам о самом большом и тяжелом испытании, которое было послано нашему праотцу Аврааму - жертвоприношении его сына и духовного наследника Ицхака. Баран, принесенный после этого испытания в жертву вместо Ицхака, символизирует невероятную, выше человеческого понимания, готовность отца и сына исполнить волю Творца.

Овцы и козы играли огромную роль и в жизни праотцев. И Авраам, и Ицхак были обладателями огромных стад этих животных. Об Ицхаке сказано, что какое-то время он занимался земледелием, но основной эко-номической базой его существования был скот. О сыновьях Ицхака сказано: ''И сыновья выросли, и стал Эйсав человеком, понимающим в охоте, человеком поля, а Яаков – человеком прямодушным, живущим (сидящим) в шатрах''. (Берейшит, 25:27). Одна моя знакомая сказала: ''Ах, какой молодец этот Эйсав – вот ходил в поле, дичь добывал, семью кормил. А этот Яаков что делал? Только в шатрах сидел и бездельничал''. Будучи потрясен таким оригинальным толкованием, я объяснил этой знакомой суть вещей. Очень нужна была Эйсавова дичь семье, у которой были тысячи голов скота? Наоборот, его псевдоромантическое шатание по полям и горам было просто увиливанием от заботы о домашнем хозяйстве. И сама по себе охота – забава кровавая и жестокая, особенно когда дичь идет, в лучшем случае, как приправа, а в худшем, это просто истребление живых существ так, ради спорта.

В отличие от спортсмена-охотника Эйсава, Яаков был человеком, по словам Торы, тамим, то есть, человеком прямым, с прямой душой и прямыми поступками, человеком шатров, воспринимающим себя как носителя духовного наследия своего отца и деда – единобожия. И он понимал в домашнем хозяйстве, то есть, в скотоводстве. Его блестящие знания сослужили ему хорошую службу, когда он отрабатывал у своего дяди Лавана за своих жен.

Вообще, в древнем мире существовала ясная символика: охотник, тот, кто занимается спортом царей и аристократов – это воин, захватчик, проливающий невинную кровь. Вспомните римские цирки и битвы гладиаторов со зверями или ассирийский барельеф из раскопок в Нинвэ (Ниневия), где царь и его свита несутся на колесницах, поражая стрелами львов и львиц. Несчастные животные ревут и страдают, и великолепный реализм барельефа только усиливает это ощущение. Конечно, охота на льва с колесницами и стрелами – это не охота с винтовкой с оптическим прицелом с вертолета. Подобное занятие требует немалой смелости, только вот кому эта смелость нужна?! Убитых львов явно не подавали на стол ассирийскому деспоту.

Пастух же символизирует человека, который, в первую очередь занимается созидательным трудом. И это не лубочный пастушок со свирелью с картинок XVIII века. Пастух должен прекрасно ориентироваться на местности, терпеть холод, дождь, снег, жару и суховей. Он должен постоянно заботиться о своих овцах и козах, находить укрытие и водопой, пастбища и тропы. И, наконец, ему приходится охранять свой скот от волков, львов, медведей и леопардов, причем, иногда делать это один на один. Эти качества - ответственность, умение выносить невзгоды и превратности судьбы, умение принимать быстрые решения в зависимости от обстоятельств, милосердие и любовь к тем, за кого он ответственен, стойкость перед лицом врага – свойственны настоящему вождю. Царь Давид был в молодости пастухом, и Господь сказал о нем, что взял его от скота и назначил наместником (перед Богом) над народом его, Израилем. И сам Господь часто упоминается как ''Верный Пастух'', который ведет свое стадо – свой народ – рукой одновременно и мягкой, и твердой.

Из некошерных животных главными были ослы, верблюды и лошади. Осла можно сравнить по значению с нашим легковым автомобилем и пикапом. По этой аналогии, верблюд будет грузовиком, а караван верблюдов – поездом. Лошадь можно сравнить с армейским джипом, колесницу – с танком, бронетранспортером и, пожалуй, полицейской патрульной машиной. Как мы видим, лошади разводились, в основном, для военных целей. Ломовые лошади и пони для работы в шахтах появились в Европе значительно позже. В Торе имеется заповедь: ''Когда ты придешь в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, и овладеешь ей, и поселишься в ней, и скажешь: Поставлю я над собой царя, подобно всем народам, которые вокруг меня, - то поставь над собой царя, которого изберет Господь Бог твой: из среды братьев твоих поставь над собой царя; не можешь ты поставить над собой чужеземца, который не брат тебе. Только чтобы он не заводил себе множество коней и не возвращал народ в Египет для умножения коней. Господь же сказал вам: не возвращайтесь более путем сим. И пусть не обзаводится множеством жен, дабы не развратили сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал он себе чрезмерно''. (Дварим, 17:14-17).

Начнем с конца, так как все эти заповеди имеют общий корень. Интересно, что Тора запрещает еврейскому царю иметь много золота и серебра. Правда, имеется в виду, для себя лично и для двора, а не для общенациональной казны. И это в эпоху деспотов, для которых свое и государственное было одним и тем же. (Впрочем, в некоторых странах и сейчас положение не лучше.) В этих словах звучит постоянное напоминание, что власть – это, в первую очередь, обязанность, а не наслаждение. То же самое с женами. В огромных гаремах с множеством жен и наложниц не было, конечно, места для романтической любви, зато были постоянные ссоры, интриги и дрязги, которые могли бы свести с ума даже самого стойкого человека. Царь, в первую очередь, должен сосредоточиться на проблемах народа, а не на гаремных злословиях и причудах. И, наконец, о лошадях. Запрещается царю держать бесполезных лошадей для того только, чтобы они скакали в кортеже перед его колесницей. Это приводит к гордыне, царь забывает, что он правит милостью Божьей, а не из-за своих многочисленных конюшен. Кстати, лошадей, которые предназначались для национальной армии или для других общественных целей, можно было разводить сколько угодно. Но и тут царь и народ должны были помнить, что не множество коней (танков, вертолетов, ракет) обеспечивают безопасность. Сказано в псалмах: ''Эти полагаются на колесницы, а те – на коней, а мы имя Господа Бога нашего упоминаем''. (Псалмы, 20:8).

Из других животных следует упомянуть собак, постоянных спутников пастухов. Интересно, что ни в ТаНаХе, ни в Мишне кошки не упоминаются. Но весьма логично предположить, что их держали везде, где были склады зерна, чтобы контролировать количество мышей и крыс.

Нужно сказать об одном животном, которое не разводили и не ели, но оно имело большое значение в качестве отрицательного символа. Это, конечно, свинья – животное парнокопытное, но не жвачное, а только сочетание этих двух признаков делает млекопитающее пригодным для еврейского стола. Но почему же ее не разводят? Мясо можно продавать неевреям, шкура и кожа у свиньи прекрасная, салом можно было смазать, например, оси колес и другие металлические детали, не входящие в контакт с едой. Ведь в Торе свинья просто упоминается в списке некошерных животных, так чем она хуже черно-бурой лисицы или осла? Дело было так. В начале I в. до н.э. в Иудее бушует, в прямом смысле слова, братоубийственная война. Два брата Йоханан Гиркан(ус) II и Йеуда Аристобулус оспаривают трон Иерусалима. Поскольку все правители Хасмонейской династии были также первосвященниками, понятно, что забота о Храме и службе касалась обоих. И вот Йоханан осаждает Йеуду, который заперся со своими сторонниками в Иерусалиме. По обоюдному соглашению, каждое утро осажденные спускали со стены корзину, в которую сажали двух ягнят, предназначенных для жертвенника. И вот советник Йоханана Антипатор, он же отец Ирода – Хордоса, предложил меру, которая, по его мнению, должна была сломить дух осажденных. Когда последние подняли на следующее утро корзину, то, к своему ужасу и изумлению, обнаружили там поросят. Весь народ был шокирован подобным святотатством, и мудрецы постановили: пусть будут прокляты разводящие свиней. Со временем кабан становится символом римских легионов, и это приводит к тому, что вся Римская империя, а потом и ее наследник – христианский мир – отождествляется в еврейской символике с большой свиньей. С практической же точки зрения, отсутствие свинарников и их обитателей положительно сказалось на еврейских поселениях. По моим российским воспоминаниям, свинья не является привлекательным элементом деревенской жизни ни по запаху, ни по красоте.

Следует сказать несколько слов о птицах. На территории страны разводили кур, гусей и уток, силками ловили куропаток и перепелов. Но в талмудических источниках больше всего упоминаются голуби и голубятни. Во-первых, голуби и родственные им горлицы были единственными пернатыми, которых приносили в жертву в Храме. Во-вторых, голубей легко разводить, корм они добывают себе сами, мяса в них меньше, чем в курах, но оно очень вкусное. Но вот символом мира голуби служить не могут. Тот, кому пришла в голову эта идея, очевидно, никогда не наблюдал за ссорами в голубятне. Отношения в волчьей стае гораздо больше подошли бы в качестве символа дружбы.

Разведение голубей было связано с занятием далеко не умиротворяющим – азартными играми. В наше время ставят на лошадей, тогда ставили на птиц. Голубиные гонки были, очевидно, в большой моде, и вокруг них образовались, как и принято, группы профессиональных “голубятников”. В трактате ''Санhедрин'' сказано: ''И эти не имеют права (свидетельствовать и быть членами суда): Играющий в кости, и одалживающий под проценты, и гоняющий голубей, и торгующий плодами седьмого года''. (Мишна Санhедрин, 3:3). Существуют два толкования понятия гоняющий голубей. Согласно первому из них, имеется в виду человек, устраивающий голубиные гонки и делающий ставки. Эти люди – профессионалы – не занимаются никаким полезным делом (Торой или ремеслом), не знакомы с заботами и бедами обычных людей, не жалеют ближнего своего, а жаждут нечестным образом завладеть его деньгами, не стыдятся врать, так как во всякой азартной игре каждый пытается надуть другого, и поэтому у честных людей они не вызывают доверия. Согласно второму объяснению, речь идет о хулиганах, переманивающих птиц из чужих голубятен в свои.

В современном израильском птицеводстве очень развито индюшачье хозяйство. Но ни в каких ТаНаХических или талмудических источниках эта птица не упоминается. Американская родственница курицы и фазана, она попала в Старый Свет только после плаваний Колумба.

Разведение рыб в искусственных прудах, столь типичных для израильского севера, в старину почти не практиковалось. Но рыболовство процветало на средиземноморском берегу и на Кинерете. Вообще, все рыбы, обладающие чешуей и плавниками, кошерны, и поэтому все съедобные рыбы с этими признаками шли на стол. Все остальные обитатели моря: крабы, раки, устрицы, кальмары и др. – некошерны и не использовались для еды. Но был один моллюск, значение которого и для еврейской религии, и для экономики древнего Израиля было очень велико, хотя и не в кулинарной области. Назывался он Хилазон Атхелет – моллюск синевы. Что это за синева? Речь идет о синей краске глубокого небесного оттенка. В Торе сказано: ''И Господь сказал Моше, говоря: Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит края (одежды) синюю нить…'' (Бамидбар, 15:37-39).

Мы уже упоминали раньше молитвенный плащ – талит. Но ношение цицит было обязательно с любой одеждой, имеющей четыре угла. И когда прекратилось ежедневное ношение четырехугольных плащей, за исключением времени утренней молитвы, евреи стали носить маленький талит, который надевают через голову и не снимают в течение дня. Кисти же, продетые через маленькую дырочку на краю, состоят из сложенных вдвое четырех нитей. Одна из них почти в два раза длиннее остальных, и ее завязывают узлами, обматывая вокруг оставшихся трех. Изначально, именно эта нить должна была быть окрашена в синий цвет. Кроме того, синяя нить использовалась в одежде первосвященника и в покрывалах скинии Завета, построенной Моше в пустыне и бывшей предтечей иерусалимского Храма. У этой краски, очевидно, было и светское применение. Вообще, в древности, когда пользовались только естественными красителями минерального, растительного и животного происхождения, цена их была очень велика.

Краску эту получали только из определенного моллюска. Проблема возникла в VIII-IX вв. н.э., когда из-за постоянных войн и сопровождавших их голода и эпидемий, а также разрушения старых торговых путей многие прибрежные города и деревни опустели, и секрет производства синей краски был потерян. В XIX веке реббе Гершон Ханох Энох Лайнер из Ружина, проведя свои исследования, заявил, что он открыл тайну тхелет - синей краски. По его мнению, моллюск хилазон, о котором идет речь – это каракатица. Как и многие другие головоногие моллюски: кальмары, осьминоги, спруты – каракатица обладает специальным органом – чернильным мешком. Когда животное чувствует себя в опасности, например, при появлении хищной рыбы, оно выпускает чернильную тучу, а само скрывается в противоположную сторону. В Средиземноморье это свойство каракатицы было известно давно, и из этой жидкости, действительно, производили чернила. Правда, они были коричневого цвета.7 Но реббе Гершон Ханох Энох Лайнер выяснил, что при особой обработке эти чернила приобретают синюю окраску. Многие не согласились с его мнением.

Рав И.А. Герцог, который стал впоследствии главным раввином Эрец Исраэль, а также, по совместительству, крупным специалистом в области морской зоологии, нашел другого кандидата в Хилазон Атхелет. Это тоже моллюск, только обладающий прочной раковиной с рогообразными ответвлениями. И даже не один вид, а три - Murex brandaris, Murex trunculus, Purpura haemastoma. У этих моллюсков имеется железа, кстати, очень маленькая, с абсолютно прозрачной жидкостью. Для чего эта железа нужна самому моллюску и какую биологическую роль она играет, совершенно непонятно, но при определенной обработке, когда раковина вскрывается и жидкость входит в контакт с кислородом, получается фиолетовая краска. Это тот самый королевский пурпур, которым красили мантии царей и императоров, один из самых дорогих материалов древности. Но пурпур – это еще не синева. Для того чтобы отделить молекулы индиго, дающие синий цвет, от молекул брома, дающих красный оттенок, нужно выдержать вещество на ярком солнечном свете. При этом в него добавляются некоторые растительные экстракты, делающие его растворимым в воде, то есть, превращающие исходное вещество в краску, которой можно окрашивать ткань.

Многочисленные археологические раскопки на средиземноморском берегу от Хайфы до Бейрута позволили обнаружить центры производства тхелета и отходы – сотни тысяч просверленных раковин. В наше время несколько энтузиастов возобновили производство тхелета и окраску нитей для цицит. Надо надеяться, что это знание в скором будущем понадобится и в восстановленном Храме.

Мы говорили о млекопитающих, птицах, рыбах и моллюсках. Остались насекомые. Самыми важными среди них были в древности, как и сейчас, пчелы. Помимо меда, ульи дают воск и еще несколько производимых пчелами веществ, имеющих целебные свойства. В законах кашрута пчелы составляют исключение. Сами эти насекомые некошерны, но их производные кошерны. В остальных случаях, если животное некошерно, то непригодно для еды и все производимое ими, например, яйца некошерных птиц и икра некошерных рыб. Пчеловодство имеет долгую историю, часто упоминается в Талмуде и процветает и поныне. Широко распространен еврейский обычай ставить в Рош-Ашана на стол вместо соли мед и после благословения макать в него хлеб. Причем, произносится еще специальная формула: ''Пусть будет желание перед Отцом Нашим Небесным, чтобы этот год был добрым и сладким''.

Некоторые виды крупных кузнечиков, включая саранчу, также были разрешены законом Торы к употреблению. Один пожилой еврей родом из Марокко рассказывал мне, что в его детстве на их район обрушилась саранча, и все сады и посевы были уничтожены. Им пришлось собирать прожорливых насекомых, которых было несчетное количество, жарить их, чтобы избежать голодной смерти. Но в наше время точное определение кошерных видов, передававшееся по традиции, пропало, а так как охотников обогатить нашу кулинарию кузнечиками не так много, практически ни в одном еврейском доме вам их на десерт не подадут. В конце Средневековья была сделана попытка разводить в Галилее гусеницу- шелкопряда. Но особого успеха это предприятие не имело, и Эрец Исраэль не стала мировым центром по производству натурального шелка.

 




1 В это понятие входят и другие злаковые, но они не играли такой важной роли и упоминаются только в связи с запретом на квасное в Песах.

2 Можно, конечно, улыбнуться – министр по зерну. Но вспомним министров бытового обслуживания, легкой промышленности или рыбного хозяйства – было и такое; и в каждой стране в каждую эпоху назначали министров, ответственных за наиболее важные стороны хозяйства.

3 Во времена турецкого владычества почти единственным промышленным продуктом, который производили в Иерусалиме, было мыло из оливкового масла.

4 Он же очевидно и Эцион Гавер или оба города были очень близки.

5 Не совсем ясно, была ли известна тогда ангорская коза, чья шерсть считается самой лучшей - тонкой, легкой, мягкой и теплой.

6Правда, надо помнить, что кисти (цицит) - это заповедь из Торы, а столь бросающиеся в глаза черные полосы - это обычай. В некоторых общинах приняты талиты с белыми, а иногда и синими полосами. Полосы современного израильского флага возникли как намек на талит.

7 Многие знаменитые графические работы итальянского Возрождения выполнены этими чернилами.

ОЧЕРКИ О ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ