От ред. МАОФ: мы открываем на сайте новый раздел, посвященный природе Эрец-Исраэль. Многие скажут, что это не имеет никакого отношения к нашей обычной тематике. Мы же так не думаем. Любовь к Земля Израиля у многих рождается через познание и понимание окружающей нас природы.
Материалы данного радела, в большинстве своем, будут готовиться в Живом Журнале, в сообществе "Природа Эрец-Исраэль" http://community.livejournal.com/natur_israel, членами этого сообщества.
Подготовила dona-anna
Цератония / Рожковое дерево ( Ceratonia siliqua )- חרוב (харув)
Цезальпиниевые (Caesalpiniaceae)
фотография sachok_2
Многие источники относят Рожковое дерево к семейству бобовых, но по более современным, семейство Цезальпиниевые (Caesalpiniaceae см. "Определитель деревьев и кустов Израиля" Ави Шмида, Давид Даром).Семейство Цезальпиниевые по строению цветка является промежуточным между двумя родственными семействами порядка бобоцветных - более примитивными мимозовыми Mimosaceae и более специализированными, собственно бобовыми, или мотыльковыми Fabaceae. Морфологическая близость всех 3 семейств этого порядка даёт основание некоторым систематикам рассматривать их на уровне подсемейств одного крупного семейства бобовых Fabaceae.
Народные названия: сладкий "рожок", цареградский стручок, Иоаннов хлеб.
Дерево высотой до 10 м с широкой кроной, вечнозелеными, парноперистыми плотными листьями и мелкими цветками, собранными в кисти. Чашечка цветка невзрачная, быстро опадающая. Венчика нет.
После шести лет молодые деревья расцветают в первый раз по осени и к весне приносят около 2 см шириной и до 20 см длиной плоские стручки. Они вначале зеленые, а позже при созревании постепенно принимают коричневый цвет.
Дерево может плодоносить 80-100 лет. Поначалу урожай небольшой, всего лишь несколько килограмм, но по мере лет увеличивается до 100, 200 и даже 250 кг с особо крепких и изолированно растущих деревьев.
Кроме семян, рожки содержат сочную, сладкую мякоть (около 50% сахара). Плоды используют в пищу (как лакомство или как суррогат кофе), на корм скоту. Выжатый из плодов сок употребляют как сладкий сироп и сырье для получения спирта.
Это дерево произрастает на сухой каменистой почве, пуская многочисленные крепкие корни в трещины и расщелины. Ствол его, покрытый темно-серой или бурой корой чрезвычайно крепок и долговечен: рожковое дерево может жить несколько столетий. От могучего ствола его во все стороны расходится множество искривленных сучьев и ветвей.
Рожковое дерево отличается замечательной чистотой—ни на стволе его, ни на ветвях, ни на листьях нет никаких паразитов благодаря этим свойствам, рожковое дерево у многих народов считалось священным.
Двудомное растение. Но бывают женские деревья на которых встречаются и мужские цветки.
Женские и мужские цветы заметно отличаются. Женский цветок имеет только пестик, а мужской 5 тычинок. Очень редко встречается и двуполый цветок, имеющий и пестик и тычинки.
Цветет в октябре - это единственное дерево Средиземноморья, цветущее осенью.
Цветы имеют очень сильный запах, распространяющийся на большой территории.
("Определитель деревьев и кустов Израиля" Ави Шмида, Давид Даром)
Это дерево иногда называют "деревом спермы", потому что его запах неприятен. Этот специфический запах дереву придают полиамины, действительно присутствующие в сперме, но в основном они присутствуют в разлагающихся трупах, поэтому этим запахом они привлекают всяких насекомых на опыление.
Женские цветы
Из женских цветков развиваются бобы коричневого цвета, со сладким фруктовым вкусом.
Мужские цветы
Произрастает и культивируется в Средиземноморье и субтропических областях, а также в Индии, Аргентине и Бразилии
Встречается как дикое и как культурное. Благодаря широкому распространению дерева человеком и животными, очень трудно найти границу между местами распространения диких и культурных растений. Кроме как в Эрец Исраэль, на Крите, и в отдельных местах Греции, очень редкое дерево в Средиземноморье.
Харув в еврейской традиции.
Плодоносящее и вечнозелёное рожковое дерево на иврите называется харув, а на идиш – боксер (bokser); оно произрастает на всей территории Израиля. В ТАНАХе это дерево не упоминается ни разу, однако существует толкование изречения «...и питал его мёдом из скалы» (Дварим 32:13) как относящегося к рожковому дереву, которое растёт среди скал, и чьи созревшие плоды напоминают по вкусу мёд (Иерусалимский Талмуд Пеа 7:4).
Рожковое дерево созревает для плодоношения гораздо медленне, чем другие деревья. Агада утверждает, что для достижения поры плодоношения ему требуется 70 лет – срок человеческой жизни. В действительности же период составляет 10 лет. Одна из самых популярных талмудических легенд основана на этом преувеличении.
Пишет Агада:
Однажды Хони шел по дороге и увидел человека, который сажает рожковое дерево - харув. «Через сколько лет это дерево дает плоды?» - спросил его Хони. Ответил тот человек: «Через семьдесят лет». Спросил его Хони: «И ты уверен, что проживешь семьдесят лет?!» Сказал ему тот человек: «Когда я пришел в этот мир, я нашел в нем рожковое дерево. И как отцы мои посадили для меня - так и я сажаю для сына моего. И присел Хони А-Меагель поесть хлеб. И охватила его дрема, и заснул он. Поднялись выступы скалы вокруг него и скрыли его от глаз. И проспал он семьдесят лет. А когда он проснулся, то увидел человека, собиравшего плоды с того самого рожкового дерева. Спросил он его: «Ты ли посадил это дерево?» Сказал он ему: «Я его внук». Сказал Хони: «Кажется, я проспал семьдесят лет...» Пошел он домой и спросил: «Жив ли сын Хони А-Меагеля?» Сказали ему: «Сына нет в живых - но сын его сына жив и здравствует». Сказал он: «Я Хони А-Меагель!» - и не поверили ему. Пошел он в Дом учения и услышал, как мудрецы говорят: «Ясна и понятна нам эта мишна, словно в те дни, когда жил Хони А-Меагель...» (Вавилонский Талмуд, Таанит 23).
Еще дожди стучат по крышам И дышит сыростью погода, Но если чуток ты – услышишь: Идет другое время года. Возьми же саженец зеленый, Надень ботинки, выйди в поле, Где старый дуб качает кроной, И на корнях его - мозоли. Воткни лопату в стылый грунт, Мой добрый друг, веселый Тевье, Забудь, почем был лиха фунт – Приходит Новый Год Деревьев. Сажай неспешно деревцо, Коснись коры ладонью грубой, Послушай красное словцо О старике и о харуве. В домишке ветхом у реки, Оставленным отцом, Жил Хони, Чертящий Круги, И слыл он мудрецом. Однажды утренней порой Он вышел погулять, Так молвив: «На Израиль мой Я погляжу опять!» И вот, идя дорогой вдаль, Набрел на дивный сад. Там рос лимон, и цвел миндаль, И тень давал гранат. И путник наш, устав слегка, Под деревом прилег, Как вдруг увидел старика, Сажавшего росток. И Хони, Чертящий Круги, Сказал ему «Шалом!» Старик взглянул из-под руки И приглашает в дом. Вошел мудрец, отведал мед, И старца вопрошал: «Когда же даст свой первый плод Росток, что ты сажал?» |
То дерево зовут «харув», Лет семьдесят пройдет, Пока в осеннюю пору Созреет первый плод». Скажи же, добрый человек, Вновь Хони вопросил – Зачем, раз твой недолог век, Ты тратишь столько сил?» «Хоть ты, конечно, и мудрец, - звучит ему в ответ – Но не открыл тебе Творец Такой простой секрет! Отведать с детства я любил Харув на склоне дня. Его когда-то посадил Мой прадед для меня. Мой внук – в йешиве, за рекой, Он учит там Тору. Вернется сын его домой – И вкусит мой харув. Мир в час рожденья моего Был шуму рощи рад, И оставляю я его Прекраснее сто крат!» Замолк старик, и лишь сверчки В траве звенели в лад, И Хони, Чертящий Круги, Отправился назад. И пели мысли в голове О Б-ге, о земле, О том, что каждый человек – Как дерево полей. Вот так, мой друг, гласит сказанье О давних, древних временах, Но тот старик чудесным знаньем Живет в еврейских детских снах. Пора домой, клонится солнце, Росток трепещет на ветру… Смотри, он будто бы смеется! А что ты посадил? – Харув! |
Здесь харув символизирует преемственность поколений и веру в будущее.
В Талмуде харув – это дерево бедных. Легенда говорит, что Рабби Ханина Бен Доса от шаббата до шаббата питался одними плодами рожкового дерева (Таанит 24в). По другой легенде, плоды рожкового дерева были единственной пищей Рабби Шимона Бар Йохая и его сына в течение 12-ти лет, пока они скрывались в пещере от римлян после поражения восстания Бар Кохбы (Шаббат 33в).
Пришли как-то к Йосефу Абу Мусе в селение Пекиин, где он жил, и сказали ему:
"Не знаешь ли ты, не слыхал ли? Какой смысл в обычае сынов Израиля есть на Ту би-Шват плоды рожкового дерева?" Ответил он: "Слышал я от отца моего предание, идущее от предков наших. Двенадцать лет скрывались р. Шимон бар Йохай и сын его р. Элиэзер от преследований. Скрывались в пещере, что тут поблизости. И специально для них Всевышний сотворил там источник и рожковое дерево, чтобы питались они от плодов его. И так вот сидели они и учили Тору дни и ночи напролет, пока не услышали Небесный Голос, возвещавший:
- Дети мои любимые, выйдите из пещеры и идите обучать Торе народ Израиля, потому что рассеян он между народами и забывает там свою Тору. Встал р. Шимон и сказал:
- Владыка мира, известно Тебе, что не ради себя и не ради отца моего восстал я против злодейской имперской власти, но ради Тебя. Клянусь, что не забудется Твое Учение в народе Твоем, ведь Ты Сам обещал, что вечно будем помнить Тору и мы, и потомки наши. Но я другого боюсь: боюсь, что забудут евреи о Земле Израильской, ведь едят они пищу чужую и дышат чужим воздухом.
Тотчас вновь раздался Небесный Голос:
- А ты, сын мой, учреди обычай, чтобы из года в год в Ту би-Шват ели евреи плоды рожкового дерева. (В иврите слова "херувин" - "рожки", "херев" - "меч", "хурбан" - "разрушение" - однокоренные.) И когда будут есть, то спросят они: "Рожки эти, что мы едим сегодня, что они означают?" И напомнят им, и вспомнят они, что Храм наш разрушен и Страна Израиля в запустении". И написали они обо всем услышанном р. Ханине, а тот установил соответствующий обычай.
фотография sachok_2
Пкиин, расположенный на полпути между Нагарией и Цфатом, считается исконно друзской деревней, но на самом деле неразрывно связан с историей еврейской. Одна из главных местных достопримечательностей и объект паломничества — пещера рабби Шимона Бар-Йохая, автора книги “Зоар” – главной книги Каббалы, чья могила находится рядом с Пкиином, на горе Мирон, где в Лаг ба-омер собираются сотни тысяч людей. Но далеко не все знают, что в Пкиине в глубине рощи расположена пещера, где рабби Шимон бар-Йохай (ученик рабби Акивы) и его сын 13 лет скрывались от римлян, питаясь плодами рожкового дерева и водой из источника, и постигли все 125 ступеней духовного возвышения. Рабби Шимон вышел из пещеры (точнее — это углубление в скале, изредка называемое “Идри Раба”) с книгой "ЗОАР" и с готовой системой преподавания Каббалы (напомню, что современные понятия каббалы были заложены рабби Арье Луриа в Цфате). Мы же, неразумные и неприобщенные, можем пока своими глазами увидеть пещеру, вдохнуть святости и поглядеть на два рожковых дерева (харув) — все еще растущих у входа в “Идри Раба” и раз в 300 лет меняющих пол. Именно так, рожковые деревья бывают мужского и женского пола, и когда деревья меняют свою “ориентацию”, то в этот период плоды растут не на ветках, а облепливают ствол, будто приклеенные. Те, кто видел, говорят, что зрелище - неприятное, и, возможно, что и рабби Шимон наблюдал такой процесс. (нигде в ботанической литературе мной пока не найденно описание смены пола у рожкового дерева)
***
Традиция связывает имя Бар Йохая с праздником Лаг ба-Омер и, кроме того, харув даёт особенно много плодов в конце весны. Поэтому харув входит в состав праздничной трапезы на Лаг ба-Омер.
Среди фруктов, которые едят в Ту би-Шват, рожки занимают особое место, хотя Тора и не относит их к важным плодам (как, например, особо выделенные ею семь видов). Предание гласит, что царица Савская, отправляясь на встречу с царем Шломо, взяла с собой семена рожкового дерева, и с тех пор это дерево прижилось в Стране Израиля.
***
В соответствии с канонами каббалы, все мироздание подразделяется на уровни. Есть три мира. Помимо мира, где мы человеческим разумом не можем различить никакой структуры, есть то, что называется "олам брийа" - "мир творения", который соответствует высшим уровням - ангелам или тому, что человек мыслит. Ниже этого лежит "олам йецира" - "мир созидания", там обитают ангелы и соответствуют человеческим речам. Когда человек говорит, то он действует в этом мире созидания. А еще ниже - "олам асийа" - "мир делания" - мир, в котором мы в основном функционируем, то есть тот, в котором можно оперировать материальными вещами.
И все плоды Эрец-Исраэль подразделяются на три группы, каждая из которых соответствует одному из этих миров.
"Олам брийа" наиболее очищен, ему соответствуют плоды, у которых все съедобно, в них нет несъедобных частей. К таким плодам относятся инжир и плод рожкового дерева - харув. Среднему миру ("олам йецира") соответствуют плоды, у которых основная масса плода съедобна, но внутри есть несъедобная косточка. К ним относятся абрикосы, яблоки, груши. И наконец, нижнему миру ("олам асийа") соответствует группа плодов, у которых есть несъедобная кожура или шелуха. К ним относятся, например, орехи, апельсины.
***
Плод (Берешит.3:3)
В тексте не указывается, плод какого дерева вкусили Адам и Ева. Мудрецы предполагали, что это было фиговое дерево (поскольку оно упоминается затем – Бер.3:7), или же виноград (поскольку злоупотребление им ведет к потере рассудка, см. Бер.9:20 и далее), или же этрог (поскольку слово это происходит, по-видимому, от рагаг – “страстно желать”), или же пшеница (поскольку ивритское слово хита, означающее пшеницу, связывалось со словом хет, "грех"), или же рожковое дерево (на иврите – харув, что созвучно слову, означающему разрушение) [126].
***
Существует в Армии Обороны Израиля боевой батальон "Харув", созданный в 1995 году и названный в честь разведывательного подразделения «Саерет Харув», действует на территории Самарии и базируется южнее Шхема. Батальон "Харув" насчитывает более 600 воинов, среди них около 100 - новые репатрианты из бывшего СССР.
Рожковое дерево в традициях других народов.
Рожковое дерево отличается замечательной чистотой—ни на стволе его, ни на ветвях, ни на листьях нет никаких паразитов благодаря этим свойствам, рожковое дерево у многих народов считалось священным. Даже атеистический Рим признавал его святость: это дерево играло известную роль при некоторых религиозных обрядах, между прочим верховный жрец Юпитера, по словам историка Фабия Пиктора, свои срезанные волосы и ногти прятал в земле под тенью рожкового дерева. Верховному жрецу, согласно древним установлениям, вменялось в обязанность соблюдать строжайшим образом чистоту—ему нельзя было прикасаться руками ни к мертвому, ни к заведомо нечистому растению, т. е. такому, которое дает приют паразитам.
В Риме бедные классы населения часто принуждены были питаться плодами рожкового дерева; об этом очень определенно говорит Гораций, у которого нередко встречается выражение: их пищу составляют сладкие стручки.
Абипоны, аборигены Парагвая, желая узнать возраст человека, спрашивают: «сколько раз ты видел рожковое дерево в цвету?»
***
У южно-американских индейцев рожковое дерево называется АЛЬГАРРОБО ( латин. Ceratonia Siliqua L.) Священное дерево индейских племён, обладающее множеством достоинств. Кора, листья, древесина обладают целебными свойствами и используются для приготовления настоев и отваров, помогающих при простудных, бронхиальных и лёгочных заболеваниях, а также при расстройствах пищеварения. Считается, что вдыхание дыма от пепла альгарробо излечивает от астмы. Сок - каучук, выделяющийся из ствола дерева, используется для изготовления сиропа, а также натурального красителя. Плоды альгарробо сьедобны и очень питательны. Из них готовятся традиционные блюда Arrope и Patay, а также изысканные сладости. Из косточки плода готовят напиток, напоминающий кофе.
***
Христианская традиция тоже не обошла вниманием рожкового дерева:
Акриды - хлеб Иоанна
По сообщению Библии в Евангелии от Матфея 3,4 Иоанн Креститель ел акриды. Почти все официальные словари трактуют это слово, как „саранча", так что и многие переводчики Библии в этом тексте прямо вставили вместо „акриды" слово „саранча". Однако, как известно, это слово имело еще и другое значение. Ранние свидетельства говорят об акридах, как об Иоанновом хлебе - стручках рожкового дерева (цареградский стручок), которое было очень распространено в тех местах. Известно, что с библейских времен во многих ближневосточных странах эти стручки срывались коротко перед их окончательным созреванием, даже еще зелеными, и служили пищей бедным людям, а также и домашнему скоту: лошадям и свиньям. Вспомните теперь притчу о блудном сыне, который „рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему" (Луки 15,16).
К великому сожалению как прошлые, так и современные переводы далеки от совершенства, в чем можно было уже неоднократно убедиться, встречая недоразумения, вынуждающие обращаться к оригиналу. Сложно согласиться с тем, что акриды - это саранча, потому что тогда Иоанн Креститель не был бы назван вегетарианцем, ведь саранча - это живое насекомое.
***
На Сицилии верят, что Иуда Искариот повесился именно на рожковом дереве
***
В Малой Азии и в Сирии это дерево действительно считается священным, а вот израильские арабы никогда не сядут под ним отдохнуть, потому что у них это дерево считается приносящим неудачу.
Использование
Так что такое карат?
Это семена рожкового дерева. Семена, которые имеют интересную особенность - они всегда весят одинаково.
Была своя мера веса и у ювелиров античной Европы. Так, у древних римлян существовало 22 единицы веса. Самая крупная - талант - равнялась 26,2 килограмма. Самые маленькие - силиква и гран (или гранула) - соответственно 0,189 и 0,057 грамма. Что же измеряли этими мерами и откуда брали такие крошечные гири? И в древности, и позже, вплоть до наших дней, аптекари измеряли гранами сильнодействующие вещества, например яды, а ювелиры в силиквах - вес драгоценных камней и золота. На весах же в качестве гирь использовали... семена широко распространенного рожкового дерева, по-латыни Ceratonia siliqua (от греческого keratos - рог). Это растение получило свое название по форме изогнутого плода. Оказывается, семена рожкового дерева по весу почти не отличаются друг от друга - словом, готовые природные гирьки. Позднее силикву стали именовать каратом (несложно догадаться, что в его основе лежит все тот же "кератос").
Карат (итал. carato, через араб. кират, от греч. kerátion — стручок рожкового дерева, семена которого служили мерой массы), дольная единица массы, сокращённое обозначение: русское кар, международное ct; применяется в ювелирном деле для определения массы драгоценных камней и жемчуга. В ряде стран К. служит для обозначения пробы сплавов благородных металлов. Метрический К., установленный 4-й Генеральной конференцией по мерам и весам (Париж, 1907) , равен 200 мг (точно) или 2× 10-4 кг.
***
Так как рожковое дерево известно человеку с древних времен, многообразно и его использование.
Действующие вещества: различные сахара, крахмал, дубильное вещество, слизи, белок, пектины и органические кислоты.
В Земле Израиля рожковое дерево использовалось с древних времен, об этом свидетельствует Иерусалимский Талмуд. Плодами кормили скот: коров, коз и овец. Изготавливали мед и вино. На листьях вели записи. Из листьев и коры дерева изготавливали дубильные вещества, использовавшиеся для обработки кожи. Из дерева изготавливали мебель, инструмент, скульптуру.
После образования государства Израиль, стручки рожкового дерева в огромных количествах использовались на корм скоту. И Земельный фонд Израиля сажал это дерево в огромных количествах. Более современные иследования говорят о том, что поедание скотом слишком большого количества стручков приводит к уменьшению удоя и проблемам кишечника. Из-за этого использование рожков на корм скоту очень уменьшилось.
Из рецептов Абу Али Ибн Сины (Авиценны)
«Канон врачебной науки»
761. ХАРНУБ - РОЖКОВОЕ ДЕРЕВО, ЦАРЕГРАДСКИЕ РОЖКИ
Выбор.
Лучшие рожки — сирийские, высушенные.
Естество.
Набатенские рожки суше и холоднее [сирийских].
Действия и свойства.
Сирийское рожковое дерево, а также его плод сушат и сильно вяжут, но [в плоде] есть сладость и он вместе с тем закрепляет. Набатейские рожки более сухи, сильней сушат и не вызывают жжения. Набатейские едят свежими; порождаемый ими сок — дурной и тяжелый.
Косметика.
Если сильно натирать бородавки незрелыми набатейскими рожками, они совершенно сводят их.
Органы головы.
Полосканье рта отваром хорошо [помогает] от зубной боли.
Органы питания.
Сирийские свежие рожки вредны для желудка и не перевариваются, а сухие очень медленно перевариваются и спускаются.
Гален говорит: «О если бы это дерево не привозили к нам, а вывозили в другие страны!»
Стручки дикого рожкового дерева хороши от желтухи.
Органы извержения.
Сидение в их отваре укрепляет задний проход; они гонят мочу, особенно те, которые варят со сгущенным виноградным [соком]. Свежие сирийские рожки послабляют, а сухие закрепляют и полезны от поноса. Набатейские [рожки] в виде еды или свечки помогают при чрезмерном истечении месячных, а стручки дикого рожкового дерева хороши от резей в кишках и от поноса.
***
Используется как лекарство от внутренних повреждений, ран в полости рта, кашля, проблем с дыханием и даже сахарного диабета. Для лечения нужно нарвать полкило стручков, промыть их, поломать на кусочки и кипятить около часа в литре воды, а потом его перелить в посудину - и мы получили сладкий полезный сироп.
Вещество, содержащееся в плодах, называют "смолой рожкового дерева" и используют в качестве стабилизатора и загустителя в пищевой, косметической и фармацевтической промышленности.
Смола рожкового дерева обеспечивает длительный лифтинг – эффект, хорошо укрепляет кожу и насыщает ее энергией.
Рожки имеют сладкий вкус, а рожковый сахар считается самым полезным для человека, из него делают сироп и мед. И не зря киприоты называют сироп "Черным золотом" или "Кипрской Виагрой". Он великолепно очищает организм от токсинов, оказывает благоприятное действие на желудочно-кишечный тракт, оказывает стимулирующее действие на организм. Рекомендуют принимать сироп за двадцать минут до еды.
Каровит (Carovit™) это натуральный продукт, представляющий собой обжаренный порошок стручков рожкового дерева.Каровит получают путем предварительного измельчения плодов без семян, обжаривания и последующего измельчения до мелкозернистого порошка. В зависимости от степени обжаривания получается продукт с различными оттенками вкуса и цвета. По вкусу, запаху и внешнему виду Каровит напоминает какао-порошок, и использоваться для его частичной замены в рецептурах. Его сладость составляет 0,65 от сладости сахара.
Используется как компонент:
Начинки для конфет
Шоколадная глазурь
Высокостабильное шоколадное покрытие для мороженого
Инстантные напитки (растворимость 65%)
Молочные и соевые коктейли, сгущенное молоко
Шоколадные спрэды
Плавленые сырки, начинки для шоколадных сырков, глазурь
Улучшитель теста
Изготовление печенья, пряников, вафель и бисквитов
Инстантные завтраки
Изготовление прослоек
Глазурирование
Раньше из косточек изготавливали клей для склеивания парашютов, а также косточки служили основным материалом при изготовлении фото- и кинопленки на экспорт.
В интернете можно купить дорогие сувениры, украшенные древесиной рожкового дерева.
***
Сегодня пищевая промышленность предлагает муку из стручков этого дерева, как альтернативу к заменителю не полезных для здоровья какао и шоколада. Для изготовления этой муки отбираются спелые плоды, в которых удаляются зернышки. Для высококачественной муки употребляются в переработку только средние части стручков, потому что концы часто бывают горькими на вкус. Эти части вначале грубо измельчают, потом осторожно подсушивают и перемалывают в муку самого тонкого помола. Какие пищевые качества имеет Иоаннов хлеб?
Он содержит:
8% белка
Более 40% натурального сахара
Витамины группы В
Минералы, такие как кальций, магнезии и калий
Микроэлементы: железо, магний, хром, медь и никель.
По сравнению с какао он не содержит возбуждающего теобромина, аллергических компонентов и большого количества жира. Интересно, что его издавна употребляют в народе как кишечный регулятор в случаях поноса или запоров. Так что, как очевидно из вышеизложенного, это растение содержит в себе множество полезных веществ, необходимых для организма человека.
***
"Мед" из стручков рожкового дерева (рецепт)
Пол килограмма спелых стручков, вода, две кастрюли для варки, ткань для процеживания, банка с крышкой.
Снять с дерева пол килограмма спелых качественных стручков. Стручки надо наломать на мелкие кусочки, и убедиться, что в них нет вредителей и болезней. Можно также выбрать семена и использовать их для приготовления отдельного блюда - каши из семян рожк. дерева.
Сложить в кастрюлю и залить водой, так чтобы вода была на четверть выше стручков по высоте кастрюли. Варить на среднем огне до кипения и еще 2 часа. Поробовать кусочек, имеет ли он еще сладкий вкус. Если сладость осталась, то варить еще 20-30 минут, пока сладость не выйдет полностью. Отделить жидкость от кусочков стручков пререлив в другую кастрюлю через ткань для процеживания. Из оставшегося в ткани выдавить оставшуюся жидкость.
Кастрюлю с отцеженной жидкостью поставить на огонь и продолжить кипятить, чтобы вода выпаривалась и смесь бы стала более густой. Дать выпариться воде до того как сироп не превратиться по консистенции в медообразную кашу. Готовое переложить в банку.
Их стручков рожкового дерева можно также приготовить:кофе, муку, пирог, кашу, клей. Рецепты (на иврите) вы можете найти здесь
***
РОЖКОВОЕ ДЕРЕВО (рассказ)
Под старым рожковым деревом, растущим на вершине холма, с которого виден Иерусалим, расположилась группа туристов. День, каким обычно бывают дни месяца швата - ясный и холодный. Линия горизонта то подергивается легкой дымкой, то вновь открывается. Холмы, горы, скалы в своей первозданной красоте дышат покоем, горы Моава скрывают от взоров Мертвое море.
Сегодня - Рош-Ѓашана деревьев. Дожди отмыли синеву небес, воздух прозрачен и чист, солнце заливает ослепительным светом величественные горы и скалы и нежно ласкает яркие цветы, выглядывающие из расселин. Ликующее пение птиц, приветствующих новый день, сливается в легкий непрестанный щебет.
Одиноко стоит старое рожковое дерево - ствол его сух и дуплист, ветки немногочисленны и дряхлы, но мощные корни еще полны жизни: они туго оплетают скалы, проникая в их глубину.
- Откуда взялось это дерево на скалистой, пустынной вершине холма, на которую можно взобраться лишь с превеликим трудом? Кто посадил его, кто охранял его, кто его вырастил? - спросил один из туристов.
Никто не ответил ему. Тогда он сам стал рассказывать историю, которую нельзя найти ни в одной книге. Зимний ветер над вершинами иерусалимских гор принес ее на своих крыльях - как он приносит ее из года в год в день Ту-Бишват.
Вот она.
Римляне осаждали Иерусалим. Они рыскали по окрестностям и уничтожали всю растительность: им нужно было очень много дерева для постройки осадных валов у городских стен, для устройства осадных машин с мощными таранами, чтобы пробить стены Иерусалима. В те времена на одном холме по дороге к Иерусалиму со своим единственным сыном жил один из еврейских героев по прозвищу Человек-Скала - сильный, мужественный и отважный. Дом, который он выстроил себе на вершине скалы, скорее напоминал орлиное гнездо.
На многие дни Человек-Скала и его сын надежно заперли дорогу на Иерусалим, сбрасывая с вершины огромные камни в узкий проход между скалами на головы штурмующих отвесные склоны римлян. Наглые, высокомерные римляне до крови кусали себе губы от досады. Всего два человека стоят у них на дороге и не дают пройти?! Снова и снова римляне бросались в атаку - сотни, тысячи остервенело осаждали холм словно огромный город.
И вот, когда в Иерусалиме узнали, что происходит около далекого холма, великая радость охватила его защитников. Тысячи горячих молитв понеслись к Всевышнему, чтобы Он помог выстоять двум героям. Человек-Скала понимал, что им долго не продержаться, и сказал сыну: Этой ночью мы в темноте пробьем себе дорогу к святому городу, к Иерусалиму. Готовься, опояшься своим мечом и жди!
Крутыми горными дорогами под покровом ночи отец с сыном достигли Иерусалима. А римляне, обнаружив их исчезновение, всю свою ярость излили на холм: до основания разрушили дом, уничтожили всю растительность, а землю засыпали солью. Их предводитель Тит приказал, чтобы никто не смел подниматься на этот холм, дабы навечно остался он опустошенным и даже деревья не росли на нем. Приказ разгласили по всему римскому войску. Достигла эта весть и осажденного Иерусалима. Узнав о приказе, Человек-Скала и его сын были чрезвычайно огорчены.
В ближайшем бою Человек-Скала получил тяжелое ранение. Сын нежно заботился об отце, не покидая его ни на миг. Глазами, полными любви и сострадания следил за ним раненый. Сын мой, - сказал он, - жить мне осталось немного. Я счастлив, что умру в нашем святом Иерусалиме, но очень горько мне, что наш холм должен оставаться опустошенным. Не должно исполниться слово этого нечестивца!...
С этими словами он откинулся на свое ложе, потеряв силы. Затем чуть-чуть приподнялся, устремив свой взор в безвестную даль и проговорил, словно в пророческом сновидении: Я вижу вдалеке наш холм, я вижу наше разоренное гнездо, я вижу срубленные деревья... Я не найду покоя в могиле, сын мой, если ты не восстановишь его вновь! Сын припал к изголовью и, положив руку на сердце, поклялся: Пока я живу, я не забуду нашего гнезда - я сорву с него траурный облик и посажу там дерево!
Лицо отца осветила улыбка, глаза, полные любви и благодарности, остановились на сыне и... навеки закрылись. Душа героя покинула его тело.
...Стены Иерусалима были разрушены, Храм был спален пожаром, герои Иудеи пали смертью храбрых, а те, что остались в живых, были взяты в плен. Римляне продолжали вымещать свою злобу на земле и на растениях...
Прошло много времени. Земля была поделена между новыми хозяевами. Но приказ Тита оставался в силе: особые караулы охраняли холм, на котором раньше жили Человек-Скала и его сын, и следили за тем, чтобы даже трава не вырастала на нем. Ни один еврей не смел даже близко подойти к этому месту...
А сын Человека-Скалы скрывался в пещере и выращивал саженец рожкового дерева, помня о завещании отца. И вот в ночь на 15 швата, когда тяжелые тучи покрывали вершины гор Иудеи, юноше удалось миновать римские караулы и подойти к родному холму. Проливные дожди сделали землю очень скользкой, в каждом углублении, в каждой расселине скопилась вода. Юноша, несмотря на страшный холод, карабкался по отвесному склону холма, скользил по мокрой глине, падал, ушибался о камни, опять вставал, снова падал, крепко сжимая окоченевшими пальцами драгоценный саженец. Когда забрезжил рассвет, ему наконец удалось подняться на вершину холма. Он стоял на том самом месте, где когда-то был его дом. Онемевшими пальцами разрыл землю и посадил рожковое дерево.
Взошло солнце, освещая вершины голых пустынных гор вокруг святого города Иерусалима. Оно золотило голову юноши, стоявшего на вершине холма. И тут заметили его римляне, сторожившие холм, и послали в него свои смертоносные стрелы...
А сыны народа Израиля до сегодняшнего дня носят в сердце образ этого юноши, и в честь него 15-го швата, в день Ту-Бишват, сажают деревья в Стране Израиля и лакомятся плодами рожкового дерева. (Из книги Ашер шамати весипарти)
фотография ilanka_n
Источники:
http://www.oranim.ac.il/Site/ru/Gen
http://midrasha.net/index.php?id_art=15
http://www.jewukr.org/center/tubish
http://www.judaicaru.org/luah/tubishvat
http://www.nkj.ru/archive/articles/3
http://www.vsled.ru/vsl/dnevnik.asp?D
http://bibliotekar.ru/ibn/10/14.htm
http://www.ab.ru/~vestnik/09_2001/rogk_
http://www.geocities.com/HotSprings/Bat
http://www.nashedelo.co.il/nashedelo/ar
http://giur.moia.gov.il/page.php?page=1
http://israel.report.ru/material.asp?MI
http://www.otkrovenie.de/protestant/1