Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Израиль переживает кризис. Кризис есть тот период, когда старые ответы на новые вызовы уже не годны, а новые еще не появились. На иврите кризис называется словом «машбер», что означает также «родильное ложе». Кризис есть рождение чего-то совершенно нового. Действительно – Израиль переживает сегодня родовые схватки, с естественными им болью, криками, кровью, слезами и вместе с тем твердой уверенностью, что из всего этого что-то несомненно родится.

В данной статье я предлагаю произвести схематический анализ процессов, потрясших Израиль в последнем поколении и спроецировать возможное дальнейшее развитие событий. Нынешний период, особенно усилившийся с 90-х годов, принято называть «пост-сионистским», когда в израильском обществе распространились ценности, существенно отличающиеся, а порой и прямо противоположные идеалам сионизма. Расцвет пост-сионистского течения произошел не столько из-за провала сионизма, сколько от успехов последнего, ибо успехи эти превзошли все ожидания: наличие государства с прочным еврейским большинством, говорящим на иврите, в границах, обеспечивающих беспрецедентную за последние два тысячелетия безопасность, с процветающей экономикой, силами обороны, прославившимися по всему свету, и с уровнем жизни, не уступающим Великобритании или Италии. Сионизм настолько преуспел, что некоторые подумали, что Запад и в самом деле не за горами, не хватает только одного – мира. А как раз в достижении мира сионизм не преуспел. Даже наоборот – все его достижения доставались ценой войны. К концу 20-го века, под влиянием либеральных, пост-национальных, пост-модернистских веяний глобального мира, глаза, в течение 2000 лет устремленные к Циону, устремились из Циона к миру. Предлагаемым рецептом для его достижения стала идеология и политика пост-сионизма: слово вместо силы, переговоры вместо противостояния, права человека вместо прав еврейского народа должны были привести к новому Ближнему Востоку. Свыше 1500 евреев, погибших от рук террористов, две войны и фактическое превращение Газы в террористическое государство доказали крах пост-сионистского рецепта. Новая концепция пока не пришла на смену, но, по крайней мере, начала вырисовываться. Посредством следующей таблицы постараюсь проиллюстрировать эти процессы перехода от сионизма к пост-сионизму и дальше.

 

 

Мировоззрение

Сионизм

Пост-сионизм

Дальше...

1) Основной субъект

Народ Израиля

Индивидуум (вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности); мир

Народ Израиля во имя Б-га и ради народов мира

2) Цель

Национальное самоопределение - Избавление

Индивидуальная самореализация; мирное урегулирование

Построение идеального общества, совмещающего индивидуальную, общинную и национальную самореализацию.

3) Средства

Поселенческое движение; ЦАХАЛ; Дипломатия

Права и услуги; Дипломатия

Заполни сам

4) Государство

Еврейское; «Vision State» (государство мечты)

Государство всех граждан;

«Service State » (служебное государство)

Еврейское; « Vision State »

5) Главенствующая идеология

Национализм; социализм

Либерализм (экономический и политический); пост-колониализм

Заполни сам

6) Центральная проблема

Еврейская

Арабская

Еврейская, мировая

7) Центральные принципы

Коллективизм; государственность; равенство

Индивидуализм; пацифизм; универсализм; плюрализм

Заполни сам

8) Призвание еврейского народа

Светоч народам мира; «народ, живущий отдельно»

Народ как все народы; интеграция с другими народами

Заполни сам

9) Восприятие окружающей среды

Враждебная

Дружелюбная

Заполни сам

10) Гарант мира и безопасности

Военная мощь; сознание собственной правоты; стратегическая глубина

Согласие о границах с партнером по переговорам; международное право и гарантии

Заполни сам

11) Правящая элита

Первопроходцы, киббуцники – первое и второе поколение отцов-основателей

Верховный Суд, академические круги, СМИ, интеллектуальные элиты; третье поколение с «перебежчиками» из второго

Заполни сам

12) Структура общества

Плавильный котел

Секторальное

Заполни сам

13) Ключевые понятия

«Новый еврей», Избавление, Цабар, Алия, Эрец Исраэль, долг...

Самореализация, «Новый Ближний Восток», «Палестинский народ», компромисс

Заполни сам

14) Достижения

Создание процветающего еврейского Государства

Культурная автономия различных этнических общин; личные свободы; повышение уровня жизни

Заполни сам

15) Проблемы

Неспособность привить следующим поколениям сознание собственной правоты

Неспособность достичь мирного урегулирования и нормализации еврейского существования; раскол в обществе

Заполни сам

16) Сердце

Кибуц

Тель-Авив

Иерусалим

 

 

 

1) Основной субъект: сионизм есть еврейское национальное движение и олицетворяет прежде всего возрождение самого понятия «еврейский народ», а затем и возрождение его действительности. Все действия и усилия, предпринимаемые движением и Государством оцениваються в свете их пользы для восстановления народа Израиля на его Земле. С точки зрения пост-сионизма, главным субъектом является гражданин, индивидуум, вне зависимости от национальной принадлежности.

2) Цель: сионизм преследует цель самореализации народа в целом – во всех измерениях. Пост-сионизм отрицает первенство народа и видет в качестве главной цели бытия самореализацию индивидуума. В то время как слова Трумпельдора «хорошо умирать за свою страну» служили главным девизом сионизма, пост-сионизм мог бы сформулировать свой девиз как «хорошо жить ради себя».

3) Средства: главное отличие состоит в том что средства, занимающие центральное место в сионизме, призваны мобилизовать граждан на благо страны, в то время как средства, превалирующие при пост-сионизме, обращены в обратную сторону - от государства к гражданам.

4) Государство: соответственно, в то время как центральный вопрос сионизма, парафразируя Кеннеди, звучит как «что я могу сделать ради государства», - пост-сионизм спрашивает: «Что государство может сделать ради меня?». Сионистское государство служит определенным идеям, в духе которых оно старается воспитать общество и на воплощение которых оно его мобилизует. Пост-сионизм видит в государстве слугу для нужд граждан и лишает его всяких ценностной и воспитательной функции.

6) Центральная проблема: существование, оборона, благополучие и процветание еврейского народа есть суть сионизма. При пост-сионизме все эти элементы воспринимаются как реализованные. Единственная насущная проблема остается в отношениях с арабами. Израиль должен достичь признания арабского мира.

Однако арабская проблема представляется также и на более глубоком, моральном уровне. Ее можно выразить следующим образом: евреи везде были меньшиством, чаще всего слабым и угнетенным. Ныне в роли меньшинства – израильские арабы, а в качестве угнетенных – арабы Иудеи, Самарии и Газы. Право Израиля на существование обусловлено тем, что, когда евреи становятся  большинством, их отношение к внутреннему собственному меньшинству будет существенно отличаться в лучшую сторону от отношения, которое еврейский народ испытывал на себе. Словами Мартина Бубера, вдохновителя этого подхода: «Арабы - это не проблема для евреев, они есть еврейская проблема». Наше качество как евреев ставится в прямую зависимость от нашего обращения с арабами. При этом неважно, являются ли израильские арабы естественными объективными союзниками своих братьев по ту сторону границы – они воспринимаются как абсолютно «другие». Отношение к ним является эталоном моральности и легитимности самого Израиля.

9) Восприятие окружающих стран: на вопрос «как вы смотрите на арабский мир?» Моше Даян отвечал: «сквозь прицел своего ружья». В своей более материнской формулировке Голда Меир говорила: «Мир настанет тогда, когда арабские мамы будут любить своих детей больше, чем они ненавидят наших». Первые тридцать, сорок лет Израиль воспринимал арабский мир так, как последний о себе заявлял – враждебно. Пост-сионизм, в восприятии которого нации и религии имеют второстепенное значение, а стремление каждого отдельного человека к благополучию выводится на первый план, проецировал это мировоззрение на соседей Израиля и видел в них «мам, которые любят своих детей не меньше еврейских».

Более того, следуя пост-сионизму, ни одно общество не находится в плену у своего прошлого, и одного рукопожатия достаточно, чтобы стереть вековой конфликт: «Перевернули новую страницу и покончили со слезами и кровопролитием».

10) Гарант мира и безопасности: упование на собственные силы, духовные и физические, лежали в основе сионистской концепции безопасности. Пост-сионизм же утверждал, что безопасные границы ­– не те, которые твои силы и стратегическая глубина позволяют защитить, а те, которые пользуются обоюдным согласием: международное право и мирное соглашение лучше тысяч танков и самолетов. В духе этих аксиом Израиль рассчитывал, что борьбу с террором можно возложить на плечи полиции «палестинской автономии», пока взрыв на пасхальном седере 2002 г., завершающий целую серию кровавых террактов, не заставил правительство вернуть обеспечение безопасности в руки ЦАХАЛя.

11) Правящая элита: сионистов и пост-синистов разделяет одно поколение. Последние - сыновья первых, в прямом смысле слова. Они не заняли место отцов у традиционных рычагов власти, они просто захватили новые рычаги. В эпоху сионизма государством управляли земледельцы, рабочие, генералы. В эру пост-сионизма власть перешла к элитам, определяющим духовный облик общества: Верховный Суд, СМИ, академические круги. В этих сферах царил дух пост-сионизма.

12) Структура общества: при сионизме существовала одна модель «нового», негалутного, еврея. Не было обязанности под нее подстраиваться, но ценой непохожести было существование на периферии - культурной, географической, политической. Пост-сионизм, отвергая эту модель, поставил знак равенства между различными социальными группами: сефарды, выходцы из СНГ, религиозные, светские, традиционалисты, арабы - все получили возможность свободно развивать свои партии, газеты, культуру, школы и т.д. Понятно, однако, что новые, упомянутые выше рычаги власти пост-сионистская элита оставила при себе.

13) Ключевые понятия: оба обсуждаемых мировоззрения имеют свой язык. Там, где сионист говорит об «алие» (восхождении) и «йериде» (спуске), пост-сионист будет говорить о «иммиграции» и «эмиграции». Последнее даже принято сегодня называть английским понятием «рилокэйшн» - перемещение в другое место. На место «Иудеи и Самарии» пришли «территории», вместо слова «террористы» используется более нейтральное «боевики», и т.д.

14 - 15) Достижения и провалы: достижения сионизма очевидны. Его проблема - в неспособности передать веру, понимание призвания народа Израиля и его связи с Землёй поколению, для которого наличие Государства есть нечто само собой разумеещееся. Пост-сионизм питался разочарованием нового поколения и его страстью к нормализации. Он хотел внушить, что пришла пора, когда каждый может спокойно пребывать под своим виноградником и под своим фиговым деревом. Даже если многие в это не верили, соблазн все равно был велик. Почти для всех. Ведь пост-сионизм от человека ничего не требует. Индивидуализм, стремление к самореализации и к роскоши было свойственно далеко не только идеологическим пост-сионистам. Многим репатриантам было удобно пребывать в своем русскоязычном гетто, а не переживать метаморфозу, превращаясь в сабру сразу после спуска с трапа самолета. Сефардам и традиционалистам было приятно слышать свои песни и юмор на национальном радио и телевидении и гордиться своей партией (ШАС), решающей судьбы правительственных коалиций; даже поселенцам, которые представляли своими идеалами, самоотверженностью и государственничеством самую резкую противоположность пост-сионизму, тоже было удобно строить свое идеальное общество в своих гомогенных общинах и поселениях, вдали от распущенного Центра страны и Тель-Авива.

В конце концов нормализация оказалась иллюзией, к миру Израиль не приблизился, а глобальный мир, в который пост-сионисты так хотели вписать Израиль в качестве обычного полноправого члена, стал ареной и источником небывалой волны анти-сионизма.

А теперь - дальше. Наиболее мотивированной и преданной общенациональным идеалам группой населения сегодня, несомненно, являются религиозные сионисты. Также несомненно, что в отдельности от других групп населения религиозному сионизму не удастся сделать свое мировоззрение достоянием всего общества. Для этого потребуется создание союза со всеми «непостсионистскими» составляющими Израиля: сефардами, русскоязычными, традиционалистами, сионистски настроенными харедим-ультраортодоксами, светскими сионистами. Такой союз реализуем при условии восстановления в качестве главного субъекта всех этих процессов народа Израиля, его идеалов и интересов. Очевидно – центральное место в проекте нового общества будет отдано Б-гу Израиля и Его Учению. Те, кого такая формулировка смущала вчера, согласятся сегодня, что это куда предпочтительней, нежели оставлять монополию на «слово Б-жье» мусульманским фундаменталистам. Истинное знамя Всевышнего может быть поднято только Его народом. Целью нового мировоззрения будет построение примерного общества, совмещающего индивидуальную, общинную и национальную самореализацию. Подобная модель послужит источником вдохновления миру. Очевидно, все это сможет осуществиться только при условии параллельного исправления главной беды периода пост-сионизма – необходимо избавиться от сомнения в собственных силах, избранности и призвании, отвергнуть духовную провинциальность. Израиль должен воспринимать себя как бессмертный народ, народ великий, духовная сверхдержава, воспитатель человечества.

В ходе Шестидневной войны Всевышний предоставил нам возможность совершить прыжок к нашему истинному статусу. Мы действительно ощутили величие момента, но мы его не осознали. Крах процесса Осло и пост-сионизма возобновляет призыв к народу Израиля: в полной мере осознать свое призвание и сделать соответствующие выводы.

Мидраша Ционит