Шмуэль "Муки" Кац
9 мая 2008 года умер Шмуэль Кац, один из семи высших командиров ЭЦЕЛя, один из основателей партии "Херут" и ее представитель в Кнессете, историк, писатель, журналист и издатель. Он был одарен разнообразными талантами, но главное - он был великим пропагандистом, который всю свою жизнь отстаивал право еврейского народа на Землю Израиля.
Шмуэль Кац родился 12 сентября 1914 г. в Южной Африке в Йоханнесбурге. В 1930 г. он стал членом Бейтара, в 1932 г. членом общества "Возрождения ивритской культуры", в 1932-34 гг. членом Совета молодежи сионистской организации Южной Африки, в 1939 г. по просьбе Владимира Жаботинского переехал в Лондон, где основал и редактировал газету ревизионистского движения "The Jewish Standard", а в 1943-44 гг. стал членом редакционной коллегии "Daily Express". В 1946 г. он вернулся в Эрец Исраэль. В 1947 г. Кац стал членом высшего командования ЭЦЕЛя, занимался "асбарой" (пропагандой для заграницы) и был представителем ЭЦЕЛя. В 1948 г. вместе с Менахемом Бегином и другими ревизионистами и членами ЭЦЕЛя основал парию "Херут" (Свобода) и с 1948 по 1951 гг. был членом исполнительного комитета "Херута". В 1967 г. стал членом совета "Движения за восстановление Великого Израиля" и писал статьи в постоянной колонке под названием "Зот Гаарец". В 1971 г. помог основать в США организацию "Americans for a Safe Israel" (Американцы за безопасный Израиль), которая ведет пропаганду на Капитолийском холме и в СМИ за право евреев на Эрец Исраэль. В 1977-78 гг. он был советником М.Бегина по информации, но ушел из "Херута" в 1978 г.
За свою долгую жизнь Шмуэль Кац видел многое. Он ступил на землю Израиля в 1936 г. Он пережил расстрел "Альталены", которую помог привести в Эрец Исраэль, видел все войны с арабами, победы, поражения, посредственных лидеров, тиранию, преследования правых и религиозных евреев. Он был активным участником и летописцем, борцом и воином, пропагандистом и защитником еврейского народа.
Поговорив с пастором-любителем и президентом-антисемитом Джимми Картером, которому, по просьбе Бегина, он должен был объяснить святость Земли Израиля, не подлежащей обмену ни на какие договоры, Кац ушел в отставку. Он понял тщетность своих попыток и пришел к убеждению, что должен уйти из правительства, принявшего под нажимом Картера решение о переговорах с Садатом и отдаче Синая. К изумлению Бегина, который нарушил свое обещание о назначении Каца главой отдела информации для заграницы и теперь попытался удержать Каца, предложив ему место посла в ООН, Кац отказался.
"Days of Fire" ("Огненные дни") (1966)
Так называлась первая книга Каца о борьбе ЭЦЕЛя против англичан и арабов за еврейскую землю. Это название подошло бы для описания его жизни, в течение которой этот скромный и обаятельный человек вел прицельный словесный огонь по врагам евреев. В "Days of Fire" он первым раскрыл историю обмана, когда англичане под предлогом "технических трудностей" отказались бомбить Освенцим. Используя документы из английских и сионистских архивов, Кац рассказал, как Сохнут послал в июле 1944 г. письмо министру иностранных дел Энтони Идену с просьбой бомбить подъездные пути к Освенциму, по которым везли сотни тысяч венгерских евреев для уничтожения в газовых камерах. "Только 1 сентября, спустя 57 дней, British Foreign Office (МИД, - ред.СК) послал ответ Сохнуту, а за это время была истреблена большая часть евреев Венгрии", - писал Кац, - "Бомбардировка", сообщил Foreign Office, "невозможна в силу огромных технических трудностей"".
Кац указал на то, что летом 1944 г. премьер-министр Черчилль приказал ВВС сбросить припасы для польской Армии Крайовой. Несмотря на то, что припасы могли быть перехвачены нацистами, Черчилля не смутили "технические трудности". Был совершен 181 вылет. Самолеты вылетали с авиабазы Фоггиа в Италии. "Просьбу Сохнута было гораздо легче выполнить: Освенцим находился на 200 миль ближе к Фоггии, чем Варшава. Железная дорога из Будапешта и сам Будапешт были легко достижимы. После войны командир королевских ВВС маршал авиации А.Харрис сказал, что не помнит, чтобы его просили о такой операции, и подтвердил ее выполнимость". Помещенная в книге большая карта наглядно показывает ложь англичан, которые открыли второй фронт, помогая Германии уничтожать евреев. Позже, в интервью известному историку Р.Медоффу, Кац сказал: "В 1960-ые годы было мало известно о возможности Союзников долететь до Освенцима. Позже историк Д.Вайман рассказал о рейдах ВВС Англии и Америки на нефтезаводы, расположенные вблизи Освенцима, и о суждениях официальных лиц, которые отказывались бомбить концлагерь... Гибель евреев Европы в 1944 г. была важным фактором в принятии ЭЦЕЛем решения о начале войны за независимость. Это повлияло на Бегина и усилило понимание нами срочности ситуации. Никто не знал, как долго продлится Вторая мировая война и уничтожение евреев. Мы боролись за создание Еврейского Государства-убежища для евреев, которые смогут бежать от нацистов. Мы понимали, что ведем борьбу не на жизнь, а на смерть, борьбу ради всего еврейского народа".
Самая известная книга Каца, "Battleground: Fact and Fantasy in Palestine" ("Земля раздора. Действительность и фантазии в Эрец-Исраэль"), опубликованная в 1973 г., раскрывает мифы анти-израильской и арабской пропаганды. Она особенно популярна и всегда была бестселлером. Его "The Hollow Peace" (1981) рассказывает об опасности заключенного в Кэмп-Дэвиде договора. "Battletruth: The World and Israel" (1983) - собрание эссе и статей о Кемп-Дэвиде, о сдаче Синая и пр. "Lone Wolf: A Two-Volume Biography of Vladimir (Ze"ev) Jabotinsky" (1993) - лучшая из всех написанных биография Жаботинского. "The Hunt For The Engineer: The Inside Story of How Israel"s Counterterrorist Forces Tracked and Killed the Hamas Master Bomber" (2002) - об уничтожении террориста Ихйе Айяша. И, наконец, последняя - "The Aaronsohn Saga" (2007), рассказывающая о еврейских героях НИЛИ, которые передавали англичанам информацию о турках во время Первой мировой войны. Кац готовил новую книгу "Battlesense", но смерть помешала издать ее.
"Мы можем победить в этой войне"
"Последний раз я увидел его за две недели перед Пейсахом", - пишет журналист Исраэль Мейдад, - "он как раз вышел из больницы, где ему ампутировали нижнюю часть левой ноги. Он повторил, как и несколько лет тому назад, что, по крайней мере, его голова находится в прекрасном состоянии. И это было правдой. Ежедневно он прочитывал две газеты, и мы разговаривали раз в неделю. Он всегда был в курсе всех событий, шутил и высказывал испепеляющую критику израильских лидеров. Нам обоим было ясно, что ему тяжело переносить свой пессимизм, и я уверен, что это ухудшило физическое разрушение его тела. У каждого из нас есть публичная сторона, и в этой роли Муки был выше других. Как неофициальный дипломат, участник научных семинаров, как советник, комментатор и писатель, он был непобедим и неутомим. Злым я видел его редко, но если это случалось, то слова и тон его были беспощадны. Он умел критиковать, если видел ошибку. Но был добрым, великодушным и заботливым и иногда признавался мне, что он всегда хотел быть только "идише Менч" - хорошим евреем".
"Я никогда не был так пессимистичен насчет ситуации в Израиле, как сейчас. Мы находимся в ужаснейшем положении", - сказал Кац в феврале 2008 г. в интервью "New York Sun". "Портрет Жаботинского нужно снять со стены Центра Ликуда", - сказал Кац журналисту Э. Йегеру в декабре 2005 г., - "я не хочу, чтобы он "видел" и "слышал", что там происходит. Ушли из Газы, теперь будут убивать евреев в Ашкелоне. Арабы развязали войну, а мы отвечаем им, как будто это простая перепалка. Когда они говорят, что они хотят уничтожить Израиль, что у нас нет права на существование, они именно это имеют в виду. Газа не будет нашей последней уступкой, вы увидите. Но мы можем победить в этой войне. Просто пока мы еще не выиграли".
Когда Жаботинский увидел статьи 22-летнего Каца, он сказал: "Я хочу искренне поздравить Вас, здесь есть абсолютная ясность, веская простота, захлихкайт (точность), с которыми Вы излагаете самую запутанную ситуацию". Эту способность Кац сохранил до самых последних дней.
Такова судьба великих людей. Его игнорировали, старались сделать его незначительным паникером. Его слышали многие, но прислушивалось меньшинство. История воздаст ему по заслугам.
Шмуэль Кац умер четвертого Ияра, в традиционный Йом а-Зикарон (день поминовения павших солдат Израиля). Он жил и умер как солдат, никогда не сложивший оружия, всегда в бою с врагами еврейского народа. Его книги и статьи продолжают его борьбу. Йехи зихро барух.
http://world.lib.ru/s/shwarc_n