В Израиле, в отличие от очень многих стран, до сих пор нет Закона о (концепции) национальной безопасности. Закона, принятого по всем правилам демократической процедуры, определяющего, как и любой Основной закон, деятельность исполнительной власти, правительства и ведомств.
Именно поэтому каждое наше новое правительство может нас удивить своим политическим канделябром по нашей голове, а каждые выборы у нас судьбоносные.
В первую очередь это относится к арабо-израильскому конфликту о нашем праве на еврейскую национальную государственность на Земле Израиля. Наша национальная политика - это политика реагирования на сиюминутную ситуацию, а не некая пролонгированная политика демократически определенных национальных, в том числе и геополитических интересов, сверх декларативных лозунгов Декларации Независимости и критериев национальной безопасности во всем ее спектре , от экологии до демографии.
Комиссия Винограда, расследовавшая итоги Ливанской войны 2006 г, четко и ясно указала отсутствие государственной концепции общей, национальной, безопасности как основную проблему национальной политики
oslo/60-war2/15082-e-u-bsp-bsp---
Однако этот главный вывод комиссии наша политическая система постаралась не заметить.
Принятие на рассмотрение комиссией Кнессета законопроекта о признании Иордании палестинским арабским государством - наверное первый законопроект, который начинает демократический процесс обсуждения проблемы решения арабо-еврейского конфликта не как сиюминутной реакции на того или иного президента США, или того или иного арабского лидера, а как концептуального решения юридически и геополитически обоснованного, пролонгированного на будущее, исходя из реального , фактологического , а не идеологически придуманного прошлого, каким была провалившаяся концепция Осло, принятая и реализованная вне какой то ни было демократической процедуры, начиная с грубого нарушения предвыборных обещаний гражданам –"пропеллерам" и до нагло купленного голосования по ратификации соглашения.
Предложенная на обсуждение Кнессета концепция основывается на положениях Мандата на Палестину, выданному Лигой Наций Великобритании в 1922г .
Современная политическая и юридическая актуальность этого акта Лиги Наций в урегулировании арабо-еврейского конфликта в Палестине подтверждена израильско-иорданским мирным договором 1994г, который прямо и четко определил, что граница двух государств определяется границами, установленными мандатом.
В статье 3 параграфе 1 Договора сказано: "Международные границы между Израилем и Иорданией определяются со ссылкой на границы, которые были определенны под действием Мандата …. "
При этом Иордания согласилась "не предопределять будущий юридический статус любых территорий, которые попали под военный контроль правительства Израиля в 1967 г" (параграф 2 статьи 3 Договора)
О чем собственно идет речь в этих двух параграфах израильско-иорданского мирного Договора?
Самого понятия Палестина, как административной единицы, со времен римлян и до Первой мировой войны не существовало. Была Палестина как терминологический эквивалент христианского понятия Святая Земля или Земля Израиля. Арабы и османы знали Сирию с центром в Дамаске, разделенную на вилайеты, которые охватывали территорию современных Ливана, Сирии, Иордании и Израиля.
Про видение арабами Палестины не как самостоятельной территориально-национальной единицы, а лишь южной части Сирии, лучше всего говорит тот факт, что провозглашенный в 1913 г в Париже Арабский сирийский конгресс, только в 1923г задним числом переименовал себя в Арабский палестинский.
Когда страны Антанты в ходе Первой мировой войны приступили к дележу зон влияния на Ближнем и Среднем Востоке, они вели два параллельных переговорных процесса : между собой о разделе зон влияния и с будущими контрагентами в этих зонах.
Раздел зон влияния был оформлен в тройственном тайном соглашении Британии, Франции и России, известном как соглашение 1916г Сайкса- Жорж-Пико – Сазонова, к которому в последний момент присоединилась Италия и который бы так и остался неизвестным широкой публике, если бы большевистское правительство Ленина не опубликовало бы его в декабре 1917г.
Переговоры с будущими контрагентами в Сирии велись параллельно со Всемирной сионистской организацией, представителем арабов шерифом Мекки (то есть "прямым потомком пророка Мухаммеда") Хусейном, которого представлял его сын, будущий король Сирии и Ирака, эмир Фейсал и христианами Ливана.
Требования арабов были сформулированы в Дамасском протоколе 1915 г о создании единого или федеративного арабского государства на всей территории Сирии, Месопотамии и Аравийского полуострова. Переговоры с арабами, представленными шерифом Мекки Хусейном, известны по его переписке с британским комиссаром Египта МакМагоном, и их результаты представлены в письме МакМагона Хуссейну от 4 июля 1915г , и подтверждены в декларации Хоггарта 1918 г. Согласно этой декларации арабам была обещана арабская государственность восточнее линии Алеппо – Хама – Хомс - Дамаск –, без Палестины и горного Ливана.
2 ноября 1917г Британия в Декларации Бальфура определила свое признание территории западнее этой линии, за исключением христианского Ливана, Палестину , как территорию для воссоздания еврейской государственности.
По сути декларации Хогарта и Бальфура определяли раздел Сирии на еврейское и арабское государства по этой линии.
Этот раздел был закреплен договором Фейсала – Вейцмана на Парижской мирной конференции 3 января 1919 , утвержден Верховным Советом Антанты в 1920 г в Сан Ремо, выдавшего мандат Великобритании на управление мандатной территорией Палестина для создания еврейского государства, и включен в Сервский договор с Турцией.
Арабское государство оказывалось под контролем Франции, еврейское - Великобритании.
Арабы постоянно пытались пересмотреть возможность воссоздания еврейской государственности в Палестине – Земле Израиля .
Сначала в меморандуме 29 января 1919 г эмира Фейсала Парижской мирной конференции, в котором оспаривалось историческое право еврейского народа на Палестину, на основании того, что "… арабы владели Палестиной раньше всех и дольше всех…»
Затем в резолюции Всеобщего сирийского конгресса (с 1923 г переименованного в Арабский палестинский) 1919, известной как "Дамасская программа",
«Мы выступаем против претензий сионистов на создание еврейского государства в южной части Сирии, известной под названием Палестина, и против сионистского переселения в любую часть нашей страны...»
Восьмой параграф документа провозглашал: «Мы требуем, чтобы южная часть Сирии, известная как Палестина, ни в коем случае не отделялась от сирийской страны».
Однако претензии арабского национального движения были отвергнуты и британцами, и позднее Лигой Наций. Bажно отметить, что ни о какой независимости Палестины арабы не заявляли - для них это не более, чем южная часть Сирии.
В результате англо-французских противоречий, подавления Францией антифранцузского восстания в Сирии и изгнания из Дамаска Фейсала, ставшего к тому времени сирийским королем сына шерифа Хусейна, план создания единой арабской страны был провален. Использовав этот факт, как нарушение условий, оговаривающих выполнение соглашения с Вейцманом, Фейсал в дальнейшем заявил о денонсации этого соглашения.
После изгнания Францией уже провозглашенного королем Фейсала из Сирии Великобритания в 1921 г, заключив 29 марта 1921 г в Иерусалиме соглашение Черчилль-Абдалла (другой сын шерифа Мекки), выделила в рамках будущего мандата Палестина область с особым управлением - эмират Трансиордания, управляемый эмиром Абдаллой.
Причем эмират Трансиордания был создан именно как национальная арабская автономия мандата Палестина с запретом проживания там евреев.
Совет Лиги Наций при утверждении решения конференции в Сан Ремо добавил в 25 параграфе статус этой особой зоны в составе мандата Палестина, определив и ее статус автономии внутри мандата и ее границы – "от реки Иордан до восточной границы мандата".
Реализацией параграфа 25 мандата были с лихвой выполнены все условия и декларации Бальфура и самого мандата о соблюдении прав нееврейских народов мандата.
Мандат был выдан до 1948 г , и условиями мандатной системы было оговорено отсутствие права страны –мандатария на одностороннее изменение статуса и границ территории мандатов.
В нарушение мандата в 1946 г Великобритания, за несколько месяцев до своего отказа от мандата на Палестину , самолично , без какого либо решения ООН (правопреемницы Лиги Наций), заключила англо-трансиорданское соглашение, на основе которого Абдалла в том же году провозгласил независимое Хашемитское королевство Иордания.
Новое государство было создано как арабское национальное государство на 76% территории бывшего мандата Палестина.
Конституция Иордании 1952 г четко и недвусмысленно определяет :
"Article 1 . The Hashemite Kingdom of Jordan is an Independent sovereign Arab State. It is indivisible and Inalienable and no part of it may be ceded. The people of Jordan form a part of the Arab Nation, and its system of government is parliamentary with a hereditary monarchy.
Хашимитское Королевство Иордания является независимым и суверенным арабским государством. Территория государства неделима и право арабского народа на нее неоспоримо, и никакая часть ее не может быть отчуждена. Народ Иордании является частью арабской нации его политический режим – парламент с наследственной монархией.
Article 2 . Islam is the religion of the State and Arabic is its official languagе
Ислам является государственной религией и арабский язык официальным языком государства.
Король Абдалла I видел в создании арабского королевства в Трансиордании (Восточный берег Иордана) только этап в овладении всей Палестиной. После отказа сионистского руководства ишува на предложение короля о создании на части территории Западной Палестины еврейской автономии в рамках единого арабского палестинского королевства, Иордания приняла активное участие в панарабской агрессии против только что провозгласившего свою независимость еврейского государства .
В результате этой агрессии Иордании удалось оккупировать Иудею и Шомрон (Западный берег).
В 1950 г Иордания "временно" аннексировала эти территории, признав за всеми палестинцами, исключая евреев, право на иорданское гражданство (по сути своего рода Закон о Возвращении) и предоставив им право выбирать и быть избранными в иорданский парламент. Это право на гражданство и претензии на обладание Западной Палестиной было отменено только в 1988 г.
Создание Хашемитского королевства Иордания было признано только двумя странами - Британией и Пакистаном - и только в 1955 г Иордания была принята членом ООН, через 6 лет после Израиля.
Принимая Иорданию в свои члены, ООН де факто признала раздел мандата Палестина 1921-1946 г, и также де факто признала недействительной рекомендацию своей Генеральной ассамблеи 1947 г о разделе западной Палестины, нарушающей условия Мандата и не учитывающей уже ранее совершенный раздел мандата Палестина на арабское палестинское государство Иордания и еврейское палестинское государство Израиля.
Последующее решение ООН о границах раздела Палестины было принято в 1967 г – резолюция Совета Безопасности 242 – и заявило новый, по сравнению с резолюцией 181 (1947), критерий определения границ. Если резолюция Генассамблеи определяла границы по районам компактного проживания евреев и арабов, то резолюция Совбеза 242(1967) признавала право суверенного государства на безопасные границы.
Резолюция 242 содержала также и требование прекращения израильского военного контроля над какой-то частью занятых в 1967 г территорий. Это требование было выполнено в рамках Кемп Дэвидского израильско-египетского договора о мире и позднее соглашений Осло.
Практика осуществления соглашений Осло однозначно показала, что минимально безопасными восточными границами еврейского национального государства являются границы, установленные мирным договором с Иорданией 1994г
Этот стало совершенно ясно в 2011г , после исламской революции в Египте и реальной угрозы пересмотра Египтом мирного договора при сохранении его контроля над Синайским полуостровом, полученным им в результате этого мирного договора.
Признав в статье 3 мирного иордано-израильского договора соглашение Черчилль - Абдалла I о границах раздела мандата Палестина, Иордания должна также возобновить свой Закон о гражданстве 1954 г, предоставить право на возвращение всем арабам Палестины и достичь договоренности о способе реализации этого права. Например, возвращение и абсорбция, поддержанные международным фондом абсорбции арабов-репатриантов, по модели абсорбции сотен и сотен тысяч евреев репатриантов из арабских стран и Восточной Европы, только пролонгированной на 20 лет.
Незаконные попытки ООН проигнорировать обязывающие ее решения Лиги Наций уже более чем полвека являются основной политической причиной искусственного продления ближневосточного конфликта.
Устав ООН позволяет оспорить незаконные решения его институтов в Международном суде ООН, куда имеют право обращаться только страны члены ООН.
Только административное и национальное размежевание позволит надеяться на создание в будущем дружеских отношений между двумя народами, освобожденными от взаимных подозрений в покушении на соседский национальный суверенитет. Королевство Иордания - арабское палестинское государство.