Не стало известного публициста Исраэля Эльдада (Бланка). Он ушел из жизни после тяжелой, продолжительной болезни в возрасте 55 лет - в пору расцвета творческих дарований.
Исраэль Эльдад прожил в Израиле более тридцати лет. Вскоре после его репатриации грянула Война Судного дня, в которой он принял участие. С той поры солдат Эльдад неоднократно призывался из резерва, отдавая воинский долг до тех пор, пока позволяло здоровье.
Он был в числе тех старожилов-ватиков, которые всей душой приняли Большую алию, помогая новым репатриантам ориентироваться в новой жизни, не пичкая их сентенциями типа “а вот когда мы приехали...” Мало кто из русскоязычных израильтян знал так хорошо иврит, еврейскую историю, традиции. Мы, его коллеги, часто обращались к нему за консультациями, зная, что Исраэль даст справку по любому вопросу наверняка полнее, чем энциклопедии и справочники.
Исраэль никогда не придавал особого значения бытовой стороне жизни. Он был непрактичным до неприкаянности - не нажил ни “палат каменных”, ни престижных автомобилей, ни крупных сумм на банковских счетах. Гордился сыном и дочерью, служившими в Армии обороны Израиля. Главной его заботой было, как он любил выражаться словами старой солдатской песни, “жила бы страна родная”.
Один из немногих русскоязычных журналистов, носивших кипу, Исраэль Эльдад всегда был прав - в том смысле, какой вкладывают в Израиле в понятие “правый”. Даже псевдоним свой он взял от имени Исраэля Эльдада, одного из идеологов израильских правых и национально-религиозного лагеря, известного пламенными выступлениями в прессе. Не без влияния своего кумира Исраэль начал писать для русскоязычной печати. Он издавал свою газету со смешным названием “Филькина грамота” - что неудивительно для уроженца Одессы, города со славными сатирическими традициями. Потом много лет сотрудничал в русскоязычных изданиях. Каждая его публикация вызывала общественный резонанс. До сих пор в интернете можно найти немало откликов на его острые выступления.
Те, кто давно читает еженедельник “Секрет”, хорошо помнят его полные полемического задора статьи. Нам, его коллегам, особенно больно сознавать, что никогда больше страницы русскоязычных израильских газет не украсят остроумные, страстные и многоплановые публикации этого талантливого журналиста.
Образ Исраэля Эльдада - человека, солдата, публициста, - навсегда останется в нашей памяти и в наших сердцах.
Ехи зихро барух! Пусть будет благословенна память о нем!