Восемь лет назад ушел из жизни д-р Исраэль Эльдад (1910-1996). Борец
за свободу Израиля, диссидент, философ, публицист.
После убийства в 1942 году Авраама Штерна вместе с Натаном Елин-Мором
и Ицхаком Шамиром он возглавил боевую организацию ЛЕХИ (Борцы за свободу
Израиля). После создания Государства Израиль, Исраэль Эльдад издавал ежемесячный
журнал "Сулам". В этом издании он и его единомышленники старались следовать
идеям, заложенным Штерном, в том числе и идеи создания Малхут Исраэль
(Царства Израиля). Большое влияние на Эльдада оказал также Ури-Цви
Гринберг, стихи которого публиковались в "Суламе".
В пятидесятые годы Эльдада, как правило, бойкотировали из-за
его взглядов. Дошло до того, что Бен-Гурион лично вмешался, чтобы
не дать ему получить работу учителя в школе. В 1957 году, после убийства
Кастнера, против Эльдада было выдвинуто обвинение в "подстрекательстве
к бунту" и "принадлежности к террористической организации". Но так как
у прокуратуры не было против него никаких улик, судебный процесс
был прекращен.
После Шестидневной войны Эльдад стал одним из основателей Движения
за неделимую Эрец-Исраэль. В 1969 году он баллотировался во главе списка
"КЕН" в Кнесет и не прошел электоральный барьер. Предвыборная платформа
списка включала темы, о которых другие партии предпочитали не упоминать.
Например, там говорилось о необходимости двух эвакуаций: эвакуации евреев
из Советского Союза и эвакуации арабов из Израиля.
В том же году р. Меир Кахане начал борьбу за свободу советских
евреев, а еще через два года он предложил план эмиграции арабов в арабские
страны. Отношения между Эльдадом и р. Кахане были неоднозначными. В начале
семидесятых Эльдад написал большую статью в "Едиот ахронот", в которой
хвалил р. Кахане и осуждал нападки на него. Однако в восьмидесятые годы
он изменил свое мнение, и сам критиковал р. Кахане, хотя и не присоединился
к развернутой против него кампании клеветы и травли. В последние десятилетия
своей жизни, Эльдад сдвинулся к "консенсусу", а р. Кахане занял его место
главного идеолога, стоящего в оппозиции тем, кто находился у власти. В
качестве отличия между ними можно указать то, что идеология р. Кахане полностью
основывалась на Торе, а Эльдад, при всей своей верности этике Танаха и
многим идеям иудаизма, не соблюдал заповеди. Сын р. Меира Кахане, р. Биньямин-Зеэв, писал, что Эльдад отличался любовью к еврейскому народу и верностью своим принципам, но на
его примере можно также увидеть насколько далеко от совершенства наше поколение. С одной стороны есть раввины, которым не хватает
национальных ценностей, а с другой – патриоты, которым не хватает веры или принятия власти Всевышнего.
При работе над статьей использовались материалы биографии д-ра
Исраэля Эльдада, написанной Адой Амикаль-Явин, и рецензия на эту книгу,
написанная р. Биньямином-Зеэвом Кахане в 1996 году.