Несмотря на декларации полиции о доступе евреев на Храмовую Гору, на деле речь идет о поспешном 2-минутном проходе. Исламские группы, финансируемые Северным крылом исламского движения, скучиваются вокруг восходящих на Гору евреев и угрожают
Для Малкиэля Шербета, 81-летнего строительного подрядчика из Герцлии-Питуах, это был первый визит на Храмовую Гору после 65 лет проживания в Стране. В прошлый понедельник он взошел на Гору и немедленно надорвал на себе одежду - в соответствии с Галахой (траур по разрушенному Храму) и в противоречии с указаниями полицейских. На северной части Горы, повернувшись к месту Святая Святых, он поклонился. Путь наружу он уже проделал в сопровождении полицейских, державших его за обе руки. Шербет был взят прямо в полицейский участок Кишле у Яффских ворот. Стены этого участка видели и трубивших в шофар у Котеля во времена британского мандата. У полицейской следовательницы 30-летней мусульманки, разумеется, не возникли подобные ассоциации. Она угрожала пожилому еврею, что будет препровожден в тюрьму, если не подпишется под ордером на 15 дней о неприближении к Старому городу. Шербет не испугался: "Отправьте меня в тюрьму".
"Кто сказал тебе кланяться?" - был спрошен он. Шербет: "Кто должен говорить мне? Мне 81 год и после 65 лет пребывания в Стране я удостоился подняться на Храмовую Гору. Я молился моему Богу. Кто-то может указать мне не молиться?"
Следовательница: "Запрещается тебе молиться. Есть закон". На самом деле нет закона, запрещающего евреям молиться. Во всем мире нет такого закона, а если бы был, то государство Израиль возопило бы против него. Но следовательница продолжила свое. Она хотела удостовериться, что подследственный в самом деле еврей - представитель религии, которой "запрещается" молиться на Храмовой Горе. Шербет не соглашался, что он в чем-то виноват.
"Почему ты в кипе?" - продолжила полицейская.
"Потому что я представитель святого народа", - ответил Шербет. Потом он был взят для фотографирования и снятия отпечатков пальцев - как последний преступник.
Шербет - ветеран 7-й танковой бригады - еще с операции Кадеш (1956г.) Будучи строительным подрядчиком, постролил множество домов по всей стране: в Кфар-Сабе, Герцлии, Раанане, Афуле, Бейт-Шеане и различных кибуцах. "Впечатление от подъема на Гору: заинтересованы ругаться с нами", - говорит он. "Постоянные указания: не сходить с тропинки, не дотрагиваться до земли, не дотрагиваться до оливкового дерева".
И его сын Меир, совершавший с ним восхождение на прошлой неделе, разозлен арестом. Сын собирается сейчас организовать массовый визит соблюдающих традиции евреев на святое место, и во время этого визита все одновременно припадут к земле, чтобы сломать полицейский запрет.
Дискриминация религиозных евреев
Параллельно с задержанием Шербета было проведено дополнительное заседание комиссии Кнессета по внутренним делам, на котором обсуждался клубок сложных отношений между религиозными евреями, поднимающимися на Гору, и израильской полицией. Это уже третье обсуждение за последние месяцы. Полицейские офицеры вновь и вновь должны объяснять действия полиции. Это очень не просто в таком особом случае, как Храмовая Гора, где полицейские следят за движением губ граждан, чтобы воспрепятствовать им молвить святые тексты.
На этот раз поводом парламентского обсуждения были трудности, созданные полицией для паломничества евреев с 1-го по 10-е Тишри. На прошлом заседании полтора месяца назад пообещал начальник полицейского района "Мерхав Давид" бриг.генерал Моше Баркат, что после закрытия Горы для евреев на протяжении большей части Рамадана, полиция позволит свободное восхождение во время еврейских праздников.
На нынешнее обсуждение прибыл ком.полицейским округом. Он проложил большие усилия, чтобы создать впечатление, что полиция сделала все для открытия Горы для евреев. По его словам, полиция получила разрешение прокуратуры для допроса главы Сев.отделения исламского движения шейха Раада Салаха по подозрению в подстекательстве после того, как тот призвал своих приспешников прибыть к аль-Аксе в канун Рош а-Шана и помешать евреям взойти на Храмовую Гору. Салах был арестован на одну ночь, допрошен и освобожден под залог. Ему было запрещено в течение 60 дней приближаться к Иерусалиму.
"Утром в канун Рош а-Шана полиция задержала автобусы с активистами Исламского движения, собиравшимися прибыть к Храмовой Горе и помешать восхождению евреев. После того, как все же там вспыхнули мусульманские беспорядки, полиция арестовала 15 зачинщиков и позволила продолжение еврейского паломничества. Всего с Рош а-Шана до Йом-Кипурим полиция арестовала более 80 бесчинствовавших мусульман", - подытожил ком.полицейским округом.
Вроде бы все в порядке. Но описание, представленное командующим полицейским округом, абсолютно неточное. Я был там в канун Рош а-Шана и в Рош а-Шана и видел, что все, что полиция позволила евреям в кипах, - это двухминутный проход по обочине Горы от Магрибских до Цепочных ворот. Аль-Бурак, конь Мохаммеда, не проделал бы этот путь быстрее.
Этот укороченный маршрут - нововведение, которым полиция пользуется в последние месяцы. Часто он применяется только по отношению к религиозным евреям, в то время как туристам позволяется ходить по всей Горе. Это позволяет полиции заявлять, что Храмовая Гора открыта для посещения евреями, но для проделавших длинный путь с севера или юга Страны, включая погружение в микву, с целью паломничества в праздник эта 80-метровая прогулка, когда при этом полицейские подталкивают к выходу, оставляет горький привкус и разочарование в сердце.
И председательница комиссии Кнессета по внутренним делам Мири Регев вступила в спор и полицейский генерал Фарьенти вдруг начал заикаться: "Параллельно мы занимались нарушителями закона, арестовали бросавших камни. Мы не хотели, чтобы пострадали люди. Мы не хотели, чтобы маленькие дети получили камень в голову от бесчинствовавших".
Этот ответ только возмутил Регев: "Почему в таком случае вы не закрыли Гору для мусульман?" Депутат Моше Фейглин также атаковал командующего округом за такой ответ: "Полиция просто не способна закрыть Гору для доступа мусульман", - справедливо упрекнул он Фарьенти. В последние годы Храмовая Гора ни разу не закрывалась для доступа мусульман, в то время как по отношению к евреям эта мера применялась неоднократно. Даже в случаях серьезных арабских беспорядков доступ мусульман лишь ограничивался по возрасту (прим.перев. - как правило впускались все женщины и мужчины старше 40 лет). Эта дискриминация существует, несмотря на то, что бесчинствуют всегда мусульмане. Евреи никогда не кидали камни или бутылки с зажигательной смесью в этом святом месте.
Явление вопящих мусульманок
В последние 3 года на Горе действуют мусульманские учебные группы, которые, в сущности, являются "силами постоянной готовности" Вакфа в часы доступа евреев на Храмовую Гору. Фонд "аль-Акса" предоставляет документы для участвующих в этих учебных группах и поддерживает их финансово - на исламских интернет-сайтах это называется "учебным подарком". Каждый еврей, восходивший на Гору в последний год, сталкивался с ними, а особенно с явлением вопящих женщин, встречающих громкими криками любого еврея, проходящего возле "аль-Аксы". С тех пор, как они расположились в южной части Горы, евреи вынуждены проходить там быстро, не имея возможности выслушать археологические или исторические объяснения своего гида. Это дополнительно ущемляет еврейское присутствие на Горе.
Одна из задач "учебных исламских групп" - это скопление вокруг еврейских паломников, "подозреваемых в намерении молиться". Благодаря финансированию фонда "аль-Аксы", учрежденного Северным отделением исламского движения, в течение нескольких минут вокруг еврейских паломников собираются сотни мусульман и создают угрозу, что всегда заканчивается тем, что полиция торопит евреев к выходу. В последнее время участились и случаи бросания камней в евреев.
Несколько месяцев назад "вопящие мусульманки" попытались перекрыть дорогу еврейским паломникам. Полиция не воспрепятствовала им, а вместо этого перевела евреев на "двухминутный маршрут" от Магрибских до Цепочных ворот.
Но и полиция понимает, что направление ветра меняется. Еще 2 года назад эта тема отодвигалась на "задний двор" израильского общественного диалога, но эта ситуация безвозвратно ушла. Группа активистов, депутатов Кнессета, зам.министров и министров решительно действует, чтобы вопрос прав евреев на Храмовой Горе не сходил с повестки дня. Не только депутат Моше Фейглин, но и депутаты Мири Регев (Ликуд) и Орит Струк и Шули Муалем (Байт йегуди) призвали на заседании разделить Храмовую Гору между евреями и мусульманами. Даже Давид Цур из партии "Тнуа", в прошлом ком.Тель-Авивским полицейским округом, заявил, что полиция только обрадуется решению поделить Гору. Депутат Талеб а-Сана возопил: "Это вызовет беспорядки во всем мире!" Депутат Цур отмахнулся: "Не угрожай пустыми угрозами".
И тогда произошел еще один сюрприз, свидетельствующий об изменении направления ветра. Депутат Ахмед Тиби угрожал, что в качестве реакции на подъем евреев на Храмовую Гору он и его друзья сорганизуют автобусы с мусульманами к Котелю. Он был поражен, когда его предложение было встречено всеобщим одобрением и энтузиазмом правых депутатов комиссии. Мири Регев ответила: "Как председатель комиссии, ответственной за святые места я принимаю ваше предложение. Мы позаботимся, чтобы мусульмане могли молиться у Западной стены, а евреи на Храмовой Горе". Фейглин добавил: "Согласовано, запишите, что я принимаю предложение". Тиби перепугался и поспешил вернуть свои слова обратно. Он прояснил, что он против молитвы евреев на Храмовой Горе.
В продолжение заседания депутатша Шули Муалем сделала выговор командующему полицейским округом за то, что она называет евреев, восходящих на Храмовую Гору, "визитерами": "Евреи, восходящие на самое святое для них место, - не визитеры. Мы не посетители. Ваша терминология должна измениться".
Во время заседания депутат Фейглин обвинил полицию в сотрудничестве со спускаемой сверху политикой, связанной с нарушением закона. Он зачитал параграф из Закона об охране святых мест: "Совершающий деяние, которое может повредить свободному доступу представителей религии к их святым местам или оскорбить их чувства в связи с этими святыми местами, может быть наказан тюремным заключением до 5 лет". По мнению Фейглина, Фарьенти, может, преуспел в поддержании порядка, но провалился в соблюдении закона.
Он указал, что и нынешнее положение достигнуто, в основном, благодаря тому, что полиция предоставила подстрекавшим и устраивавшим беспорядки все, чего они хотели - удаление евреев почти со всей территории Храмовой Горы. Это произошло за счет сокращения или отмены немногих часов, выделенных для евреев: 7:30 - 11:00 и с 13:30 до 14:10 с воскресенья по четверг. "Над вашими головами витает приговор в 5 лет тюремного заключения", - предупредил Фейглин присутствовавших на заседании офицеров полиции.
Футбол на святой горе
Председатель Фонда за наследие Храмовой Горы Йегуда Глик говорит, что благодаря заседаниям парламентской комиссии в этом году полиция хоть частично открыла доступ евреев на Храмовую Гору в Рош а-Шана, а в Суккот сделала усилия, чтобы почти все желающие могли посетить. Видно, полиция не заинтересована быть приглашенной вновь после праздников для дачи объяснений, почему не смогла обеспечить восхождение, и поэтому делает все возможное, чтобы изобразить равноправие.
Но ситуация далека до равноправия. На заседании парламентской комиссии по внутренним делам был поднят вопрос футбольной игры на Горе. (прим.перев. - речь идет об игре арабских пацанят) Старое решение БАГАЦа - середины 90-х годов - запрещает игры с мячом в этом святом месте как оскорбляющем чувства евреев. Это решение никогда не применялось на деле и футбольная игра на Горе стала обыденным явлением. Две недели назад, в ответ на запрос депутата Моше Фейглина, министр внутренней безопасности Ицхак Ааронович обязался предотвратить футбольные игры на Горе, но на деле это не еделается, даже в те часы, когда евреи восходят на Гору. Футбольные игры были зафиксированы несколько раз и после Рош а-Шана.
"Если Храмовая Гора свята для вас, то почему вы разрешаете, чтобы там играли в фитбол?" - упрекнул Глик Ахмеда Тиби во время обсуждения.
Тиби не растерялся: "Вы разрушили все площадки и парки в городе. Не осталось другого места, где играть".
Сразу после праздников Глик в сотрудничестве с Фондом по укреплению израильского суверенитета собирается развернуть новую инициативу - права евреев на Храмовой Горе. Он надеется удвоить в течение полугода число еврейских паломников (с 10 тысяч в год до 20 тысяч), среди прочего за счет организованных поездок из различных городов. Пока записались группы из Хадеры, Цфата и Нагарии.
В канун Суккота после заседания в Кнессете Йегуда Глик вновь совершил восхождение на Храмовую Гору. Полиция вновь ограничила доступ мусульман (только старше 45 лет) в течение часов, когда Гора открыта для евреев. На этот раз евреям был позволен обход всей Горы. Фарьенти лично прибыл, чтобы контролировать положение и встретил там Глика, благословившего того за проделанные усилия. Фарьенти поблагодарил, но упрекнул Глика: "Где Ваши массы?" Глик был смущен. При всей массовой поддержке свободы восхождения евреев (что подтверждается опросами) число реально восходящих - все еще слабая сторона движений за Храмовую Гору и Храм.
В самые лучшие дни - по свидетельству исламских интернет-сайтов - совершают паломничество около 400 евреев, в то время, как постоянно там находятся тысячи мусульман. Верно, что поддержка права евреев молиться на Храмовой Горе велика, но при этом израильские евреи, включая "вязаные кипы", все еще не посещают массово самое святое место в мире.
Возможно, причина заключается в том, что не очень приятно быть религиозным евреем на Храмовой Горе, где существует дискриминация не только в пользу мусульман, но и в пользу туристов со всего мира. В воскресенье на этой неделе полиция остановила восхождение евреев, потому что не дали туристам пройти перед ними, пока полиция проверяла евреев (мусульмане и туристы поднимаются свободно). Еврейские группы ждали у входа более 3 часов. А возможно, причина того, что нет массового еврейского восхождения, в том, что на протяжении долгих лет желающим совершить паломничество приклеивался сомнамбулический ярлык. Глик знает, что все это невозможно изменить в один день.
("Макор ришон" 27.09.13)
Перевел Моше Борухович
МАОФ