Maof

Tuesday
Feb 04th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
...Бен Гурион вообще очень боялся этой войны и противился её началу без поддержки США. Реально, единственной значительной фигурой однозначно призывавшей к войне и излучавшей оптимизм в отношении её исхода был Вайцман... Опубликовано на http://www.livejournal.com/users/ereyzer/

"Six Days of War", by Michael Oren

Если будет время, постараюсь помещать у себя в журнале короткие заметки о прочитанных книгах. Это первая.
Итак, прочитал книжку Майкла Орена "Шесть дней войны" (Six days of war). Книга заинтересовала меня тем, что издана "Махон Шалем", очень солидным правым think tank'ом Израиля. Книга издана в "серьёзном" формате. Много ссылок и уравновешенный тон. В предлагаемом Майклом Ореном анализе войны отмечу следующие моменты:

1. Война действительно проходила импровизационно. За исключением первого воздушного удара по Египетским ВВС и прорыва первой линии обороны Египетской армии в Синае, все решения не были запланированы и принимались на ходу.

2. Арабские "подарки". Во многом война была проиграна командованием арабских армий, особенно Египта и Сирии. Руководство обеих стран впало в панику после первых дней боёв и, опасаясь потерять все войска, отдавало приказы о поспешном отступлении вполне боеспособных частей. Конечно это был результат неверной оценки ситуации, но полная неспособность переориентироваться по ходу действий - поразительна. Интересно также, что 30 Мая Египет был готов сам начать боевые действия, но в последний момент Насер решил ещё подождать.

3. Замечательно, что согласно Майклу Орену, на Израильской стороне не было лидера, героя войны, которого можно было бы выделить особенно как архитектора победы, как Бен Гуриона в Войне за Независимость. Моше Даян был против выхода к каналу, взятия Старого Города и захвата Голан. К этим шагам вынуждали его товарищи по кабинету, отдельные армейские командиры и ход войны. Он хотел ограничится ударом по Египетской армии без вовлечения других стран. Роль Бегина была очень второстепенной. Эшколь принимал каждое решение в большой неуверенности, Рабин ограничивался исполнением решений политического руководства и вообще находился под большим стрессом. Бен Гурион вообще очень боялся этой войны и противился её началу без поддержки США. Реально, единственной значительной фигурой однозначно призывавшей к войне и излучавшей оптимизм в отношении её исхода был Вайцман.

4. Поведение "гарантов мира". Согласно соглашениям достигнутым в результате Синайской кампании 1956 года, Израилю гарантировалась свобода судоходства через Тиран и наблюдение за Египетской Армией в Синае. Когда Насер нарушил эти гарантии, США, Великобритания и Франция не то, чтобы открыто заявили об отмене гарантий, но элегантно вынуждали Израиль принять новый статус кво. Меня удивляет, что есть ещё немало людей всерьёз предлагающий принять подобные гарантии в качестве базисного элемента концепции безопасности Израиля.

5. Мафдаль. Я слышал о значительном поправении национально-религиозной публики со времён Шестидневной войны, но я не знал, что изменение столь разительно. Министры Мафдаля были главными сторонниками линии умиротворения в канун войны и наименее склонными к использованию возможностей, которые открылись в ходе её.

В заключении, книгу стоит прочитать, одна из лучших по теме. 4 звёздочки.