Maof

Thursday
Apr 18th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Если спросить любого еврея галута (диаспоры), хоть немного знакомого с историей своего народа, какие города Страны Израиля он знает, наверняка, в первую очередь он вспомнитИерусалим, Тель-Авив, Газу, Хайфу, Хеврон, может быть, еще Беэр-Шеву и Эйлат. Но обязательно в этом перечне окажется и город Цфат. Некоторые также вспомнят, что Цфат – один из четырех "святых городов" (наряду с Иерусалимом, Хевроном и Тверией) Эрец-Исраэль. Некоторые вспомнят, что Цфат – это "мистическая столица Израиля", город каббалистов. При этом Цфат – один из самых молодых еврейских духовных центров – ему "всего лишь" около двух тысяч лет.

В Танахе Цфат не упоминается. Однако в книге Шофтим (Судей) (1:17), при описании завоевания Ханаана израильскими племенами, говорится о городе с таким же названием, расположенном в Негеве, поэтому можно предположить, что слово "цфат" (происходит оно, возможно, от корня цпh (цофе) – "наблюдать", и может быть переведено как "наблюдательный пункт") служило в древности общим названием пограничной крепости или наблюдательного пункта.

Современный Цфат – главный город Верхней Галилеи, находится на склоне горы Кна'ан, на территории, принадлежавшей колену Нафтали (Неффалимову), на высоте 850 м над уровнем моря.

Самый древний источник, в котором Цфат упоминается, – книга известного еврейского историка (и, по совместительству, предателя-ренегата времен Великого восстания против Рима (66-73 гг. н.э.)) Иосифа Флавия "Иудейская война" (II, 20:6). Там говорится о Цфате как о как важном укрепленном пункте (сообщение относится к 66 г. н.э.). Следующее по времени упоминание – в Иерусалимском Талмуде (трактат Рош-ха-Шана 2:1), там о Цфате говорится как о месте, где во времена Второго храма зажигались сигнальные костры для оповещения о времени наступления нового месяца и праздников.

После разрушения Второго храма в Цфате поселились семейства священников-коэнов Яким и Пашхур. Об этом говорится в пиютах величайшего пайтана и каббалиста Элазара Калира, жившего в VI-VII вв. в Эрец Исраэль (пайтанами называют религиозных поэтов, создателей ритуальных песнопений, присоединяемых к традиционным молитвам во дни еврейских праздников и в дни скорби). Цфат неоднократно упоминается и в пиютах других авторов, написанных в VI-VIII вв., – отсюда мы можем заключить, что город стал постепенно становиться значимым еврейским центром.

Во времена арабского владычества (VII-XI вв.) Цфат – небольшой город, в котором имелась еврейская община. Евреи, занимавшиеся, главным образом, земледелием и скотоводством, жили также и в деревнях вокруг Цфата.

После завоевания Страны крестоносцами в XI в. Цфат стал важным звеном в системе пограничных укреплений Иерусалимского королевства крестоносцев. В 1140 г. они приступили к строительству в Цфате, на развалинах  построенных евреями в период Второго Храма укреплений, мощных оборонительных сооружений. После захвата Иерусалима мусульманскими войсками король крестоносцев Амальрих I передал Цфат Ордену храмовников (тамплиеров). Христиане верили, что из Цфата происходит Товия, главный герой апокрифической книги Товита (она не входит в Танах, но имеется в христианской Библии), и что в Цфате находится его могила. По свидетельству знаменитого еврейского путешественника Биньямина из Туделы, посетившего Цфат в 1170-71 гг., незадолго до этого евреи были изгнаны из Цфата, а синагоги разрушены.

В декабре 1188 г. мусульманские войска Салах-ад-Дина (Саладина), состоявшие из курдов и турок-сельджуков, заняли Цфат, выбив оттуда крестоносцев. Под их властью в окрестных селениях и в самом городе возродилась сильная еврейская община. В Цфате находилась крупная иешива, носившее имя "Геон Яаков", являвшаяся, возможно, восприемницей иешивы "Геон Яаков", существовавшей в Эрец-Исраэль до крестовых походов и бывшей центральным религиозным учреждением страны и продолжением института Санхедрина (Синедриона) – то есть верховного органа управления, который, согласно Торе, должен руководить еврейским народом.

В 1240 г. Цфат вместе со всей Галилеей был возвращен (в результате сложной дипломатической интриги) эмиром Дамаска крестоносцам. Город оказался под контролем Тевтонского ордена (который в 1220 году, когда город еще находился под властью мусульман, выкупил у других христианских орденов права на будущее владение им). Около 1257 г. рыцари Ордена тамплиеров вновь получили права на владение городом, однако уже в 1266 г. Цфат после тяжелой месячной осады был захвачен мусульманами-мамлюками под командованием султана Бейбарса. Падение Цфата имело огромное стратегическое значение и, по сути, предрешило окончательную ликвидацию государства крестоносцев.

При мамлюках Цфат был самым крупным городом севера Страны, центром провинции, ограниченной рекой Литани, долиной Хула, городами Акко, Цор и Цидон на побережье Средиземного моря, оз. Кинерет (Генисаретского), Иорданской долиной, г. Тверия, долиной Изреэль и горами Шомрона.

На всем протяжении XIII в. и в 1-й половине XIV в. еврейская община Цфата продолжала расти. Город постепенно стал превращаться в значимый в масштабах всего еврейского мира духовный центр. В начале XIV века в Цфате поселился испанский каббалист раввин Шем Тов бен Аврахам Ибн Гаон (1283 – после 1330 г.), ученик великого талмудиста раввина Шломо бен Адрета (Рашба). В 1315 г. он завершил книгу "Кетер шем тов" – каббалистический комментарий на Пятикнижие, первую, насколько известно, книгу, написанную в Цфате. В 1325 г. он закончил другое свое сочинение по каббале, книгу "Баадей Аарон в мигдль Хананель". Известно также о пребывании в Цфате караимов.

В 1348 г. еврейская община, как и все население города, пострадала от эпидемии "черной смерти" – чумы. В 1438 году город посетил известный еврейский путешественник раввин Овадия бен Аврахам Бертиноро. Он отметил, что в Цфате "евреи живут спокойно, ...однако большинство из них – бедняки, занимающиеся торговлей вразнос по деревням".

Постепенно стало возрастать значение Цфата как торгового центра. В конце XV в. в городе жило около 300 еврейских семей (в Иерусалиме в то же время — около 200 семей). Большинство из них занималось торговлей сельскохозяйственными продуктами – сыром, маслом, фруктами и пряностями. Евреи Цфата, так же, как и большинство еврейского населения Эрец-Исраэль, принадлежали к этно-лингвистической группе муста 'арабы, чьим разговорным языком был арабский; в состав группы входили потомки евреев, постоянно живших в стране со времен Второго храма.

После изгнания евреев из стран Пиренейского полуострова в конце XV века в Цфате стали селиться выходцы из Испании и Португалии.

Важной вехой в истории города стал 1516 г., когда он был захвачен турецкими войсками. Включение в тогдашнюю сверхдержаву, мощную Османскую империю, способствовало улучшению экономического положения Цфата и росту его населения. Постепенно город стал крупным торговым и промышленным центром. Евреи в значительной степени сосредоточили в своих руках обработку шерсти, красильное дело, производство шелковых тканей. Еврейские купцы от мелкой торговли перешли к крупным международным операциям. Изменился и этно-общинный состав еврейского населения. Выходцы с Пиренейского полуострова (сефарды) стали преобладающей по численности и влиянию группой. В 1521 г. в Цфате было три синагоги: муста 'араби, сефардов и выходцев из Северной Африки. В дальнейшем община муста 'араби растворилась, в основном, в среде сефардов, и к концу XVII в. прекратила свое существование как отдельная группа. Зато в Цфате появились общины выходцев из Италии и Западной и Центральной Европы (ашкеназы). Мусульмане, жившие в городе, хотя и назывались арабами, являлись в основном, по происхождению курдами (по-видимому, потомками воинов египетского султана Салах ад-Дина, который был курдом). В Цфате имелась и самаритянская община. В 1560-е гг. в Цфате проживало 10-12 тысяч человек, из них примерно половина — евреи.

XVI в. был веком расцвета Цфата. Пожалуй, ни одна из еврейских общин послеталмудического периода не внесла такого вклада в формирование еврейской цивилизации, как община Цфата XVI века.

Раввины, жившие в Цфате, оказали определяющее влияние на развитие еврейской религиозной традиции почти во всех ее областях: Галаха, каббала и мистицизм, пиют.

Благодаря хорошему экономическому положению, стабильной политической обстановке, удобному географическому расположению, тому, что в городе уже находилась крупная еврейская община, Цфат стал притягательным центром для многих выдающихся раввинов, в том числе для изгнанников с Пиренейского полуострова.

В 1524 г. в Цфат приехал раввин Яаков Берав, крупнейший галахический авторитет своего времени. Он основал и возглавил крупнейшую ешиву города, в 1538 г. возродил в Цфате институт смихи (рукоположение в раввины, которые правомочны быть членами Санхедрина, что давало возможность возрождения Санхедрина). Однако из-за противодействия главного иерусалимского раввина Леви бен Яакова ибн Хабиба (ок. 1480 – ок. 1545 гг.) это нововведение не получило дальнейшего распространения.

С 1533 г. до своей смерти в 1575 г. в Цфате жил раввин Йосеф Каро, наиболее выдающийся галахический авторитет последних столетий. Именно в Цфате были написаны или завершены его основные труды: "Кесеф мишне" (комментарий к "Мишне Тора" Маймонида); монументальный галахический кодекс "Бейт Йосеф", "Шульхан Арух" и др. И. Каро занимал должность ав бет-дин (главы раввинского суда) города.

Из выдающихся ученых, живших в Цфате, можно отметить также раввина Моше б. Иосефа Трани (акроним Мабит, 1500 – 1585), ученика Якова Берава, автора сборника респонсов и религиозно-философских сочинений; он поселился в Цфате в 1521 г, с 1525 г. – член раввинского суда города, который возглавил после смерти Йосефа Каро.

Его сын, раввин Иосеф б. Моше Трани (акроним Махарит; 1569 – 1639), также крупнейший галахический авторитет, возглавлял ешиву после смерти Йосефа Каро (до 1599), впоследствии он стал главным раввином Турции.

Особенно велика роль Цфата как центра развития каббалы. Помимо других причин, Цфат привлекал каббалистов тем, что рядом с ним, на горе Мерон, находится гробница раввина Шим'она бен Иохая, автора книги Зогар.

Одним из основателей цфатской школы каббалы был ребе Шломо бен Моше Алкабец (поселился в Цфате, по-видимому, в 1535 г). Вскоре в городе образовался кружок мистиков-аскетов под символическим названием "Суккат шалом" ("Шатер мира"). Алкабец являлся также выдающимся литургическим поэтом, в Цфате он написал знаменитый субботний гимн "Леха доди" ("Иди, мой возлюбленный") - возможно, наиболее известное и часто исполняемое произведение еврейской поэзии.

Ученик Алкабеца и брат его жены, раввин М. Кордоверо (акроним Рамак, ок. 1500 – 1570), вскоре стал ведущей фигурой среди каббалистов Цфата. В своих написанных в Цфате книгах ("Пардес римоним" - комментарий к книге Зогар "Ор Якар" и др.) он фактически подвел итог развитию каббалистической мысли. Кордоверо являлся учеником раввина Йосефа Каро в области галахи и состоял даяном (членом бейт-дина, религиозного суда, и главой крупнейшей ешивы).

Среди учеников Кордоверо, живших в Цфате, можно отметить:

- Элиягу-ди-Видаса (1518 – 1592), который закончил там в 1575 книгу "Решит хохма" ("Начало мудрости" – название взято из стиха в книге Теhилим (Псалмов) (111:10): "Начало мудрости – Б-гобоязненность") – классическое произведение нравоучительной литературы, основанное на книге Зогар и идеях каббалы;

- Авраама б. Мордехая Галанте Анджело (нач. XVI в. – 1560), который, будучи очень богатым человеком, построил мавзолей над гробницей Шимона бар Иохая.

- К этому же кругу принадлежал и раввин Элиэзер б. Моше Азкири (Азкари, 1533–1600). Он особенно знаменит благодаря книге "Сефер харедим" (Венеция, 1601), содержащей подробное и систематизированное изложение заповедей; написал также комментарий на трактат "Брахот" Иерусалимского Талмуда.

Начало новой эпохи в развитии не только каббалы и мистицизма, но и всей еврейской духовной традиции связано с именем раввина Ицхака Лурии Ашкенази, известного как Ари а-Кадош (Святой лев) или Ари заль (Ари, благословенной памяти). Слово "Ари", в свою очередь, является аббревиатурой слов "Элоки раби Ицхак" - "Б-жественыный раби Ицхак", или "Ашкенази раби Ицхак". Он поселился в Цфате в 1569 или 1570 гг., и после смерти Моше Кордоверо в 1570 г. начал преподавать учение тайной мудрости узкому кругу учеников (известны имена примерно 30 его учеников). Раввин Ицхак Лурия скончался в Цфате в месяце ав (июле) 1570 года и похоронен на городском кладбище. Его могила наряду с могилами других выдающихся раввинов до сих пор служит объектом массового паломничества.

Выдающаяся роль в распространении его учения принадлежит раввину Исраэлю Саруку (вариант написания - Саруг, ум. после 1590-1610) и особенно раввину Хаиму Виталю, уроженцу Цфата.

Этот беспрецедентный расцвет духовной жизни, так же как и прочное экономическое положение, привели к тому, что во 2-й пол. XVI в. Цфат превратился, по выражению раввина И. Каро, в "центр мира". Верховный авторитет мудрецов Цфата в вопросах Галахи и каббалы признавался крупнейшими общинами Ближнего Востока и Европы. Как раввины, так и простые евреи, обращались именно в Цфат за решением трудных вопросов. В многочисленные ешивы Цфата стекались ученики из различных стран – от Йемена до Германии.

В то время было принято, чтобы ешивы содержались за счет общин тех городов, в которых они находились, что ограничивало численность учеников и преподавателей. Однако раввинам Цфата удалось построить систему, при которой ешивы города финансировались различными общинами диаспоры, что предвосхитило систему организации еврейского образования, получившую распространение в кон. XIX – XX вв.

В 1577 г. уроженец Праги Элиэзер б. Ицхак Ашкенази основал в Цфате первую в Эрец-Исраэль еврейскую типографию, которая просуществовала до 1587 года.

С последней четверти XVI в. общее политическое и экономическое положение в Османской империи вообще, и в Эрец-Исраэль, в частности, стало ухудшаться. Особенно это отразилось на Цфате. Над городом взошло черное солнце – именно такое впечатление возникает, когда знакомишься с полной драматизма историей его упадка, с отчаянными попытками евреев всего мира сохранить "жемчужину Галилеи", попытками, которые одна за другой терпели крах, разбивались о непредвиденные стечения обстоятельств.

Прежние торговые пути, проходившие через район Средиземного моря и Ближнего Востока, стали утрачивать свое значение. Усилилась инфляция, центральная власть в Галилее стала постепенно ослабевать. После захвата в 1573 г. Турцией у Венецианской республики острова Кипр часть оружия из венецианских арсеналов оказалась проданной арабам Сирии и Эрец-Исраэль, в т. ч. бедуинским племенам Галилеи. Это привело к резкому увеличению разбойных нападений на дорогах вокруг Цфата и сильно затруднило и без того приходящую в упадок международную торговлю.

Производство шерсти, бывшее одной из основ экономики города, пережило глубокий кризис. Несколько лет засухи, особенно засуха 1583 г., нанесли еще один удар экономике города. Ко всему прочему район Цфата поразило нашествие саранчи, разразились эпидемии (в 1563, 1586, 1587 и 1595 гг.). Возрос произвол местной турецкой администрации. Еврейское население стало покидать город. Богатые купцы перебрались в Иерусалим, Хеврон и Дамаск. Крупнейшие раввины Цфата отправились в общины диаспоры за сбором пожертвований. В 1600 г. община Стамбула отправила в помощь евреям Цфата судно с грузом шерсти для нужд промышленности города стоимостью 90 000 серебряных монет, и груз серебра в 10 000 серебряных монет, однако судно было ограблено. В том же году евреи Стамбула отправили еще один корабль, который затонул в бурю. Попытки помощи на этом не прекратились. Евреи Стамбула продолжали сбор денег. В Венеции был создан центр, в который стекались пожертвования. В 1601 г. руководители венецианской общины обратились с письмом к общинам Германии, Польши и Украины. В нем они описывали бедственное положение Цфата. В рош ходеш (начало месяца) адара – день, когда в период существования Храма начинался сбор налога в его пользу, венецианская община ввела налог в пользу Цфата и призвала общины других городов последовать этому примеру. В дополнение к прочим бедствиям в 1599 г. Цфат поразил голод, вызванный засухой и нашествием саранчи, и до 1601 г. город был практически покинут жителями. В 1602 г. на начавшую восстанавливаться общину обрушилась эпидемия – евреи бежали в окрестные деревни, большей частью в Пкиин и Бирию, где существовали еврейские земледельческие поселения. В 1604 г. окрестные друзы напали на город и ограбили еврейскую общину. В 1613 г. евреи сильно пострадали от нападений арабов.

С 1621 г. община стала постепенно восстанавливаться. Но в 1628 г. Цфат был вновь захвачен друзами, которые ограбили жителей, в том числе и еврейских. В 1633 г. турки вернули себе власть над городом, но вернуть его былое величие было уже невозможно. В 1640-е годы в Цфате насчитывалось лишь около 200 еврейских семей и около 100 семей мусульман.

В 1656 г., во время мощного восстания друзов, еврейская община Цфата была вновь разграблена, многие были убиты, и большинство жителей покинуло город. Через два года евреи снова начали селиться в Цфате, и в 1695-96 гг. в городе было около 100 семей евреев.

Относительно спокойная жизнь в некогда великом центре продолжалась до 1759 года, когда Цфат был разрушен сильным землетрясением: погибло около двух тысяч жителей, из них – около 190 евреев. В 1765 г. в Цфате насчитывалось лишь 40-50 евреев.

В последней трети XVIII в. политическое положение в Галилее вновь стабилизировалось, и еврейская община стала постепенно расти. Жили евреи в отдельном квартале. В 1778 г. в городе поселились около 300 хасидов во главе с раввином Менахемом Мендлом из Витебска, незадолго до того прибывшие в Эрец-Исраэль. Однако через некоторое время из-за конфликта с сефардами они покинули город и перебрались в Тверию. В 1777 г. в Цфат прибыло около 30 евреев из Сев. Африки, в начале 1780-х гг. за ними последовала еще одна группа. С 1781 г. общину возглавлял уроженец Хеврона раввин Яаков Элисар (1720 – 1788), который стремился поднять значение Цфата как религиозного центра. Основным занятиями евреев в то время были крашение и производство тканей, земледелие (виноградарство, виноделие, выращивание маслин) и торговля.

В 1809 г. в город прибыла большая группа учеников раввина Элияху б. Шломо Залмана из Вильно (Виленского Гаона), т. н. прушим, во главе с раввином Исраэлем из Шклова (1770 – 1839). В город также прибывали и хасиды, продолжалась алия из Северной Африки.

Однако в 1812 г. в Галилее разразилась эпидемия чумы, унесшая жизни значительной части еврейского населения Цфата, и в 1816 г. прушим во главе с раввином Исраэлем из Шклова переселились в Иерусалим.

В 1831-32 гг. власть над Эрец-Исраэль захватил правитель Египта Ибрахим-паша. Первые годы его правления, продолжавшегося до 1840 г., были благоприятны для евреев Цфата и город превратился в коммерческий центр Галилеи. В 1832 г. там поселился печатник из Бердичева Исраэль Бак (1797 – 1874), который основал типографию (первую в Эрец-Исраэль после закрытия типографии Элиэзера б. Ицхака). Во время арабского восстания 1834 г. еврейское население города было разграблено. А в 1837 году Цфат стал эпицентром землетрясения (6,75 баллов по шкале Рихтера). Город был почти полностью разрушен, погибло около четырех тысяч евреев. Многие из оставшихся в живых раввинов переселились в Хеврон. Исраэль Бак перевез свою типографию сначала в район города Мерон (где вместе с сыном Нисаном создал сельскохозяйственное поселение Джермак), а затем в Иерусалим. В 1838 г. Цфат в течение 30 дней находился под властью восставших друзов, которые разграбили имущество евреев.

В 1839 г. в городе проживало 568 еврейских семей (ок. 1500 человек) – 390 ашкенази (из них 273 хасидских 117 прушим) и 178 сефардов. Большинство жителей города родились за пределами Эрец-Исраэль. Местные евреи занимались, в основном, ремеслами и мелкой торговлей; имелся и один дипломированный врач. Численность еврейского населения сократилась до 400 человек к 1845 г., однако затем стала вновь расти. В 1856 г. в Цфате проживало 2100 евреев, в 1895 – 6620 (4500 ашкенази и 2120 сефардов). В 1908 г. евреи составляли большинство жителей города — 8 000 (из общего числа населения в 12 820 чел.), в 1913 г. из 25 тысяч жителей евреев было 11 тысяч.

С 1863 по 1866 гг. в Цфат вновь действовала типография, основанная печатником из Галиции Дов-Бером б. Шмуэлем Кара. В 1885 г. печатание книг было ненадолго возобновлено. В 1913 г. в городе вновь открылась типография, которая действовала до 1926 г.

С конца 1860-х гг. в Цфате началась деятельность Альянса – международной еврейской благотворительной организации с центром во Франции. На его средства (совместно с бароном Э. Ротшильдом) в начале ХХ в. существовали две школы. Наряду с этим действовало несколько десятков традиционных хедеров и талмуд-тор. Имелось четыре бет-мидраша (два сефардских и два ашкеназских) и шесть синагог (четыре сефардские и две ашкеназские), три публичных библиотеки (одна принадлежала ашкеназской общине, а две – сефардской). Действовало несколько ешив.

В 1905 г. в Цфат переехал один из крупнейших раввинов Яаков Давид б. Зеэв Вайловский (1845 – 1914), автор комментария к Иерусалимскому Талмуду; он основал там ешиву "Торат Эрец-Исраэль", в которой изучались законы Торы, связанные с Землей Израиля. В ешиве, бывшей по тому времени уникальным явлением, занималось около 40 учеников.

Большинство жителей Цфата принадлежало к т. н. старому ишуву и получало поддержку за счет халукки (организованного сбора пожертвований в диаспоре), однако предпринимались попытки модернизировать экономическую жизнь и основать современные предприятия. Элазар Роках, внук раввина Исраэля Бака, основал в Цфате в конце 1870-х гг. общество "Ишув Эрец ха-кодеш" ("Заселение Святой Земли"). В 1878 г. евреи города основали в районе Цфата земледельческое поселение Гей-Они, из которого впоследствии выросла Рош-Пинна, в 1887 г. – поселение Бней Иехуда на плато Голан, а в 1891 г. – Эйн Зейтим, рядом с Цфатом.

Но тут началась Первая мировая война, которая так же тяжело отразилась на еврейской общине Цфата, как и на всем еврейском населении Земли Израиля. Большинство ашкенази, как подданные иностранных государств, были высланы турками из страны, экономика была полностью разрушена, многие умерли от голода и болезней или эмигрировали. 27 сентября 1918 г. австралийская кавалерия под командованием генерала Алленби заняла город, и в Цфате установился британский контроль. В 1922 г. население города составляло 8761 человек, из них – 2986 евреев.

В месяце ав 5689 года (1929 г.) по всей стране прокатилась волна кровавых арабских погромов, которые организовал дядя Арафата, будущий сотрудник Гитлера и будущий основатель мусульманских частей СС муфтий Иерусалима Хадж Эмин аль-Хусейни. 29 августа 1929 г. (23 ава) арабские толпы напали на еврейский квартал, 18 человек было убито. Еврейский квартал был разграблен и сожжен.

Еврейская община смогла оправиться от погрома, и в 1931 г. в Цфате проживал уже 9441 человек, из них 2547 евреев. Однако экономическое положение города было тяжелым, и молодежь покидала его в поисках работы.

К началу Войны за независимость в Цфате проживало около двух тысяч евреев (большинство из них пожилых), всего же было 12,5 тысяч жителей. 16 апреля 1948 г., за месяц до вывода британских сил из страны и провозглашения независимости, англичане покинули Цфат, передав два стратегически важных здания полиции арабским силам, которые насчитывали 4 – 4,5 тыс. человек, включая части ливанской и иракской армий. Еврейский квартал оказался в осаде, в нем насчитывалось лишь 60 вооруженных бойцов, в т.ч. представители старого ишува.

1 мая 1948 г. отряды Палмаха начали наступление на арабские деревни вокруг города и прорвались в еврейский квартал, число защитников которого увеличилось до 222. 10 мая 1948 г. еврейские силы начали операцию по освобождению города и 11 мая, за три дня до провозглашения независимости Израиля, арабские вооруженные силы и все гражданское арабское население бежали из Цфата. Город стал полностью еврейским.

Практически сразу после освобождения началось его заселение олим (репатриантами) из разных стран, которые селились как в оставленных арабами домах, так и в маабарот (временных лагерях репатриантов). Началась новая, современная, глава в истории древнего города.