Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Может быть именно сейчас мы наконец по-настоящему осознаем смысл победоносной войны, оставим безуспешные попытки торговли Родиной со злодеями и террористами. Оставим пустые упования на других и сильнейших, которые решат за нас наши проблемы, оставим галутные комплексы, шапкозакидательство, примитивные и недалёкие взгляды на себя и своих соседей. Научимся трезво и смело смотреть на мир и не бояться решать свои проблемы своими руками. Автор выражает искренюю благодарность историкам др. Ури Мильштейну, др. Михаилу Бронштейну, др. Михаилу Эзеру, а также Шмуэлю Мушнику и Арье Парнису за консультацию и беседу в ходе которой была написана эта статья.

«И воспел Иешуа перед Господом в тот день, в который передал Господь эморея сынам Израиля, и сказал пред глазами Израиля: солнце, у Гивона стой, и луна – у долины Аялон! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим.», Книга Иешуа 10:12-13

В эти дни исполняется сорок лет со дня победы Израиля над арабскими странами в Шестидневной Войне. Израиль вступил в войну сразу с пятью арабскими странами (с тремя из которых он граничил непосредственно), и нанеся привентивный удар по армиям противника, значительно превосходящим его собственную и по количеству вооружения и величине, добился ошеломительного успеха. 

Еврейское государство сумело меньше чем за неделю завоевать территорию, превосходящую его собственную в три раза и освободить столицу государства - Иерусалим, значительная часть которого была захвачена Иорданией в 1948-ом году, во время Войны за Независимость. Кроме того, Израиль вернул себе практическу всю западную часть исторической Эрец Исраэль – Палестины, разные части которой на протяжении девятнадцати лет до этого, находились под окуппацией Египта, Сирии и Иордании, а также Синайский полуостров.

Рейнхард Гелен – офицер разведслужбы гитлеровской армии, а в последствии создатель секретной разведовательной организации в ФРГ вспоминает в своих мемуарах, что аналитические обзоры советской разведывательной службы незадолго до Шестидневной Войны предрекали неспособность арабских армий противостоять качественному превосходству израильских вооружённых сил («Война разведок. Тайные операции спецслужб Германии 1942-1971», Москва, 2003, стр. 330). Он же, кстати, намекает и на то, что министр иностранных дел СССР того времени Громыко скрыл эту информацию от лидера Египта Насера во время встречи накануне войны. 

Тем не менее, израильский историк Ури Мильштейн утверждает, что как раз в тех немногочисленных случаях, где во время Шестидневной Войны состоялись серьёзные бои между израильскими и арабскими частями – наша армия не проявила себя достаточно умело. Более того, Мильштейн считает, что именно паралич высшего израильского командования и привёл к успеху. Другими словами, удивительные достижения Израиля в ходе этой войны не могут быть объяснены лишь качественным превосходством вооружения и владением искусства войны.

«У меня нет объяснения результатам Шестидневной войны. – говорит Ури Мильштейн, - светский человек скажет, что это цепь случайностей, верующий – увидит в победе Божественное провидение.»

Действительно, чудо Шестидневной Войны проявляется в большей степени даже не во впечатляющих результатах победы, а в том, каким образом эта победа была достигнута. Минимальное количество проведённых боёв и ничтожные для такой войны потери не могут не вызывать удивления.

Вот лишь часть подобных примеров.

В восемь часов утра пятого июня - в день начала войны, египетский грузовой самолёт типа «Илюшин -14», прибывший из Каира приземлился на военной базе Рапидим в центре Синайского полуострова. На борту самолёта находились заместитель президента Египта маршал Эльхаким Гамар, министр войны Шамс Бадран, главнокомандующий ВВС Египта Мухамад Цадки, глава оперативного отдела Ануар Аль- Кади и другие высшие офицеры. В связи с этим рейсом, вся система противовоздушной обороны Египта от Каира до границ с Израилем была парализована указанием не открывать огонь. Благодаря этому, первые атаки израильских «Миражей», разбомбивших египетские аэродромы на Синае и в районе Суэцкого канала, фактически не встретили сопротивления. 

 

Более того, возвращающийся в Каир самолёт с высшим египетским командованием, над Суэцким каналом обнаружил, что летит в окружении израильских «Миражей», которые в нарушение военной теории, принятой в АОИ, по неизвестной причине не стали сбивать вражеский самолёт. Никто не знает, почему наши лётчики совершили эту ошибку, однако именно она имела фантастический успех – маршал Гамар, шокированный происходящим, истолковал «милосердие» израильтян по своему. Он решил, что его армия уже разгромленна и отдал приказ о полном отступлении всех египетских сил с Синая, надеясь сохранить хотя бы часть войска. Отступление быстро переросло в повальное бегство и действительно сокрушительное поражение.





 

Не менее сказочными были и другие победы в этой войне. Практически повторяя библейское предание о чудесном захвате Эрец Исраэль армией легендарного приемника Моше (Моисея) – Иешуа Бин Нуна (Исуса Навина), израильская армия вошла в древние города Шхем (Сихем) и Иерихон, без боя. Более того, жители этих городов встретили израильские войска цветами и рисом. Может быть, они перепутали израильтян с иракскими войсками, спешившими на подмогу, а может проявили характерное для арабской ментальности стремление угодить сильнейшему. Но факт остаётся фактом – эти города были взяты без потерь.

Другой библейский город - Хеврон был по сути освобождён одним человеком – главным раввином АОИ Шломой Гореном, который в одиночку ворвался на своём плимуте в город Праотцов, случайно опередив израильские войска. Уверенный в том, что израильская армия уже в городе, он потребовал и получил ключи от величайшей святыни еврейского народа - Пещеры Праотцев – Меорат Амахпела, где по традиции похоронены Авраам, Сара, Ицхак, Ривка, Яаков и Лея, ещё до вступления в Хеврон 68-го батальона 16-ой иерусалимской дивизии – официально освободившей город.

Даже освобождение самой столицы Израиля – Иерусалима и Храмовой горы – важнейшего символа еврейского народа произошло благодаря нелепой случайности. Служащая израильской военной разведки, которая прослушивала арабское радио и готовила отчёты для командования АОИ, услышав, что арабский диктор сообщает о вхождении иорданских войск в пригород Иерусалима Цур Бахера, по ошибке перевела название совершенно другого района Иерусалима – Ар Ацофим (гора Скопус). Эта фатальная оговорка привела к цепи различных военно-политических решений, сломивших в конце концов сопротивление политического руководства страны, опасавшегося атаки на оккупированные иорданцами районы столицы. На третий день войны Старый город и Храмовая гора были освобождены, а Иерусалим вновь объединён.

Таким образом, хотя строго говоря, победы Шестидневной Войны могут быть полностью рационально объяснены удачным стечением обстоятельств, случайностями, качеством вооружения и высокой мотивацией полевых командиров и солдат, в целом вся картина безусловно напоминает описанное в ТАНАХе завоевание Эрец Исраэль Иешуа Бин Нуном, когда, согласно традиции само Божественное присутствие обеспечивало израильтянам победу за победой.

Может быть именно так, тридцать три века тому назад и происходило завоевание Земли Израиля, и всё, что кажется нам сегодня волшебством, на самом деле могло быть объяснено также цепью случайных совпадений. Я уверен, что в перспективе времени, и Шестидневная Война в народной традиции обретёт черты чудесного вмешательства Высшей силы.

Ещё более значительной параллелью между Шестидневной Войной и завоеванием Эрец Исраэль во времена Иешуа Бин Нуна кажется мне значимость этих войн, фактически разделивших две совершенно различные эпохи. В случае библейского захвата страны, эпоха блуждания в пустыне сменилась эпохой завоевания земель. «Дор акибуш» - поколение покорителей страны пришло на смену «дор амидбар» - поколению пустыни.

Точно также, Израиль после Шестидневной Войны стал совершенно иной страной, нежели был до того. Трёхкратное увеличение территории повлияло на все факторы его геополитического положения. Это выразилось и в разросшейся самооценке и симпатии по всему миру (любят, ведь, именно победителей). Миллионы евреев по всему миру впервые задумались о возможности возвращения на историческую Родину. Победа стала мощнейшим стимулом к возраждению и пробуждению национальных чаяний и среди евреев СССР и в США и в Западной Европе.

Колоссальные изменения произошли и в экономике страны и в сознании израильтян. Именно тогда идеологизированная диктатура правящей социалистической партии, основанной Бен Гурионом, дала трещену и в стране зародились процессы демократизации. Надо сказать, что далеко не все изменения, принесённые Шестидневной Войной были положительны. Колоссальный рынок практически рабской силы арабских жителей Иудеи, Самарии и Газы породил ужасающую коррупцию, разложившую постепенно практически все стороны национальной экономики. Строительство «израильской линии Мажино» - линии Бар Лева, фактически отделило коррумпированную правящую олигархию от остального народа и стимулировало социальное расслоение. 

Однако увязнув в идеологическом внутринациональном диалоге о будущем освобождённых земель, израильтяне в большинстве своём не поняли и не оценили значимость победы, произошедшей в войне. Израиль стал иным и он не мог и не должен был больше жить так как прежде. Он не мог более развиваться по законам маленькой колонии, охранять себя в рамках концепции защиты нескольких отдельных посёлков, полагаясь на счастливый случай, «авось» и импровизацию. 

Не сумев правильно сориентироваться в новой ситуации, политическое руководство страны, а вслед за ним и весь народ, оказались вовлечёнными в процесс постепенной деградации и системного кризиса, выразившейся в безуспешной Войне Судного Дня, расколе общества и многих других проблемах, в том числе и поражении во Второй Ливанской Войне. 

Сегодня, всего через сорок лет после величайшей военной победы израильтян со времён библейских завоеваний и восстания Маккавеев, еврейский народ оказался лицом к лицу с проблемой, ставящей под угрозу само будущее существование государства. Я убеждён, что сегодняшний кризис и в политике и в экономике и в социальных вопросах – результат недоосмысления нацией глобального изменения ситуации, произошедшего после Шестидневной Войны.

Однако возможно именно сейчас, через сорок лет, нам предоставляется шанс исправить ситуацию. В одной из важнейших философских книг написанных нашими мудрецами - «Наставлении праотцев» сказано, что именно в сорок лет человек по-настоящему глубоко начинает осознавать мир, способен постигать его сам, без опоры на учителя («Масехет Авот», глава 5). Вот и Моше привёл народ к завоеванию страны лишь через сорок лет блуждания по пустыне, считая, возможно, что только теперь народ сможет обойтись без него. 

Может быть именно сейчас мы наконец по- настоящему осознаем смысл победоносной войны, оставим безуспешные попытки торговли Родиной со злодеями и террористами. Оставим пустые упования на других и сильнейших, которые решат за нас наши проблемы, оставим галутные комплексы, шапкозакидательство, примитивные и недалёкие взгляды на себя и своих соседей. Научимся трезво и смело смотреть на мир и не бояться решать свои проблемы своими руками. 

Мы возродили государство, вернулись к национальным святыням, собрались из рассеяния. Впереди следующий этап – создание центра объединенияющего всю нацию. Возможно именно в этом смысле следует понимать – восстановление и строительство Иерусалимского Храма на Храмовой горе. Я ещё не знаю каким он должен быть, я не могу знать и каким он будет. Но то, что именно таким должен стать наш путь, я уверен. Ибо, если дорога не ведёт к Храму, зачем нам вообще нужна такая дорога?