Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Убийства 55-летней давности и современная геополитика нефтехимии Ровно с недельным промежутком – 17 и 23 декабря 2002 года, вспыхнули странные пожары в хайфской промышленной зоне, где сконцентрированы гиганты нефтепереработки и химической индустрии. Буквально в сотне метров друг от друга находятся «Батей-Зикук» (нефтеочистка) и «Хайфа Кимикалим», воспринимаемые местными жителями как братья-близнецы. Пожары на «Хайфа Кимикалим» не только привлекают общественное внимание к угрозе экологической катастрофы на севере страны, но и позволяют вспомнить зловещие события 55-летней давности, произошедшие на этом нефтехимическом «пятачке».
Комплекс нефтепереработки был построен частной британской фирмой в мандатный период. Среди рабочих «Батей-Зикук» в 1947 году было 1700 арабов и 270 евреев; среди инженерно-управленческого персонала – 190 евреев, 110 арабов и 60 британцев. Комитет Гистадрута, которым руководили члены МАПАЙ и «Ха-Шомер ха-Цаир» (сегодня – молодежное крыло партии МЕРЕЦ)
поддерживал теплые отношения с арабскими рабочими. Например, летом 1947 года еврейские сотрудники участвовали в похоронах араба, погибшего из-за аварии на производстве.

Добрососедство рухнуло осенью того же года, когда ООН приняла решение о разделе британской Палестины с последующим созданием государства Израиль. Хайфа с ее арабо-еврейской районной чересполосицей стала ареной убийств и обстрелов. Автобусное сообщение между центром Хайфы и промзоной было нарушено: в еврейский транспорт постоянно стреляли арабские боевики из Нижнего города и из деревни Балад аль-Шейх возле перекрестка «Чек-Пост». Да и на самом нефтеперегонном заводе было неспокойно – арабы вооружались, у ворот стали патрули «Арабского легиона», готовясь к захвату этого важнейшего нефтехимического комплекса. Несмотря на тлеющую угрозу, Гистадрут запретил еврейским рабочим покидать «Батей-Зикук».
Утром 30 декабря 1947 года члены еврейской боевой организации ЭЦЕЛ из проезжающей машины бросили три гранаты в группу арабов, стоявших возле входа на нефтеперегонный завод. В радиозаявлении ЭЦЕЛа подчеркивалось, что эта акция – ответ арабам за убийства евреев в Хайфе и в других городах страны. Шесть арабов были убиты и сорок два ранены. Через час на завод ворвалась разгневанная арабская толпа из ближайшей деревни Балад аль-Шейх. Начался жуткий погром евреев, в котором активно участвовали и арабские рабочие.

Инженер-химик Эфраим Глейзер, тогдашний студент Техниона, описывает эту кровавую вакханалию: «Большая арабская толпа проломила ворота и устремилась по заводу с криками «Аллах акбар!» и «Йитбах иль-яхуд!» («Смерть евреям!»). Рабочие-арабы достали заранее приготовленные ломы, молотки и железные трубы. Еврейских рабочих и служащих забивали на месте до смерти. Британские чиновники закрылись в канцелярии, не вызвав даже британскую полицию». Сорок один еврей был убит, десятки искалечены – это был один из самых страшных терактов в истории еврейского Ишува.

Сохнут во главе с Бен-Гурионом осудил акцию ЭЦЕЛа, но распорядился о немедленном ответном ударе по арабским погромщикам. Уже на рассвете следующего дня – 31 декабря 1947 года, небольшой отряд ПАЛМАХа вошел в деревню Балад аль-Шейх (население – более четырех тысяч человек). Арабов, участвовавших в погроме, выводили из домов и расстреливали на месте. По разным данным, было убито от 17 до 60 арабов; в перестрелке погибли также трое бойцов ПАЛМАХа, включая и командира отряда.
В ходе Войны за Независимость арабы из этой деревни бежали за пределы Израиля. Балад аль-Шейх стала частью города Нешер (район Тель-Ханан). В бывшем арабском доме партия Авода разместила свое местное отделение. Сегодня Тель-Ханан стал мемориальным местом для исламистов: именно там на старом арабском кладбище похоронен шейх Изз аль-Дин аль-Касам, чьим именем называется одна из террористических организаций палестинцев. В 2000 году мэрия Нешера потратила несколько миллионов шекелей для возведения моста над могилой убийцы евреев: арабы Умм эль-Фахма запретили переносить могилу на несколько метров в сторону для строительству новой трассы.

Драма на нефтехимическом комплексе Хайфы и в его окрестностях  произошла ровно 55 лет назад. С удивительной частотой в этом же месте вспыхивают пожары зимой 2002 года.  Словно кто-то «пробует силы» 17 и 23 декабря, чтобы 30-31 декабря 2002 года нанести серьезный удар именно в дни 55-ой годовщины кровопролития на нефтеперегонном заводе и в деревне Балад аль-Шейх. Зная почерк палестинских террористов – привязку терактов к датам и юбилеям прошлых убийств и ликвидаций, можно лишь посоветовать руководству гигантов нефтехимии и мэрии Нешера усилить меры безопасности в предновогодние дни.

Есть любопытные подробности, связывающие хайфскую промзону и вероятную войну США с Ираком. На некоторых арабских сайтах прошла инфорация о том, что после свержения Саддама одной из главных целей американцев станет поворот иракской нефти к Средиземному морю по трубопроводу Мосул-Хайфа. В этом случае хайфская нефтехимическая база превращается в стратегический объект ближневосточного значения. Арабские аналитики говорят, что у Израиля имеется сверхсекретный план «Шхина» по захвату иракской нефти и ее транспортировке через Иорданию в Хайфу. В массовом сознании (а также географически) «Батей-Зикук» и «Хайфа Кимикалим» смыкаются в единый химический комплекс. Попытки диверсий в хайфской промзоне могут быть нацелены на срыв израильских планов в отношении иракской нефти, если таковые вообще имеют место.




И еще одна интересная деталь. Владельцем компании «Хайфа Кимикалим» является Арье Генгер, давний и близкий друг Ариэля Шарона, один из главных спонсоров его победы на праймериз в Ликуде. Генгер выкупил завод у государства в 1986 году по сниженной цене, проведя очень выгодную сделку на сотни миллионов долларов. Министром промышленности и торговли Израиля тогда был Ариэль Шарон.

Фоторепродукции автора.