Художник Ривка Беларёва
Йом-Кипур - это единственный день в году, когда все, что связано с Б-гослужением в Храме осуществляет только один человек: первосвященник. Его святой труд достигает кульминации, когда он заходит в «Святая святых», туда, где стоят Скрижали, и совершает воскурение.
Галаха строга: никто, кроме «коэн а-гадоль» не может переступить порог этого места. Но если говорить о внутренней стороне вещей, то первосвященник вводит в сердцевину Храма все еврейские души, позволяя каждой прикоснуться к святости Творца.
Футляр, где лежали Скрижали, был изготовлен из материальных предметов, но принадлежал к высшей, иной реальности. Имея объем и вес, он не занимал ни одной пяди физического пространства. Поэтому «арон а- брит» был сосудом, где раскрывалось такое влияние Всевышнего, для которого обычный мир был слишком мал и низок. Это влияние устремлялось к каждой еврейской душе, и она, благодаря возвышающей силе поста, была тоже приподнята над миром.
Душа каждого еврея связана с Б-гом. Она, эта связь, может быть более или менее прочной. Если человек совершает проступок, его «иткашрут», связь с Творцом, слабеет. Каким образом Йом-Кипур может здесь помочь? В этот день у каждого еврея раскрывается «пнимиют», самая внутренняя и главная часть его души. В обычные дни, в обыденной жизни, наш взгляд идет «за телами» людей, которые заботятся о пропитании, или пытаются найти в нашем мире место получше и поспокойнее. Иногда они стараются соблюдать заповеди, иногда, увлекшись внешней стороной вещей, вовсе забывают о них.
Но в Йом-Кипур, когда раскрывается «пнимиют» еврейских душ, еврей чувствует, что корнями свой души он связан с Б-гом всегда, даже в момент проступка. В этот день, когда в нашем сердце светит «ехида», «единственная», самая высокая часть еврейской души, связь всех ее частей с Творцом становится очевидной. А «хицониют», внешним расчетам, там больше нет места. И Всевышнему легко стереть наш грех, потому что у еврея пропало желание совершать его.
Жаль, если такое состояние души будет только раз в году. Но Тора, говоря о законах Йом-Кипур, извещает:
«И будет это для вас постановлением вечным...» Одно из значений этого отрывка - «День души» имеет продолжение. «Ехида», что пробудилась 10 Тишри, может воздействовать на все силы нашей души постоянно, объединяя их, очищая и приближая к святости.
Каждый еврей способен добиться, чтобы «пнимиют», сердцевина души, светила открыто. Тогда он начнет соблюдать заповеди не потому, что «так приказано», а потому, что это приносит ему счастье.
Конечно, преграды и испытания в его судьбе не исчезнут бесследно. Но они приобретут такое же качество, как пост в Йом-Кипур. У Алтер Ребе в «Шулхан Арух» написано, что евреи в этот день не едят, потому что становятся подобны ангелам. А рабби Леви-Ицхак из Бердичева добавляет: «Этот пост связан с наслаждением. Это тот голод, который оживляет...»
"Живой журнал" ezrahovkin