В известном споре об отношении к убийцам, р. Леви говорит следующее разумное рассуждение. У убийцы есть права зафиксированные законом. Эти права должны пунктуально соблюдаться. Во всём остальном, наше отношение к убийце должно быть брезгливым и непрощающим, иначе наше общество разложится. Как хахамим могут против такого аргумента возражать? Неужели они столь нравственно дeзориентированы?
Ответ мне представяется такой. Если бы Алеф пришел бы ко мне с вопросом, стоит ли мне убивать Рейш? Я бы ответил: "Ни в коем случае! Алеф, как бы ни был плох Рейш, он не тянет ни на мосера, ни на родефа, так что он не заслуживает насильственной смерти. И ничего хорошего из этого убийства не выйдет, твоих (благородных) политических целей ты не достигнешь". В то же время, мы воспитаны в традиции которая относится с пониманием, даже с симпатией, к определенного типа убийцам негодных властителей - их сограждан (при этом эта традиция не отрицает правомочности накaзания этих убийц). Вот вам неполный список "удобрятелей древа свободы", скажите к кому из них вы испытываете отвращение?
1. Шарлота Корде
2. Самуил Шварцбурд
3. Леонид Каннегисер
4. Пётр Григорьевич Каховский
5. Иегу бен Намши
6. Степан Парамонович Калашников
7. Гармодий и Аристогитон
8. Бальтазар Жерар
9. Карл Людвиг Занд
10 Gaetano Bresci
11. Жак Клеман
12 Carl Austin Weiss
Да ещё одна поправка, чтобы заслужить симпатии, убийцы должны быть "бунтарями", а не "революционерами", мотив важен. Действительно подлых убийц Альдо Моро, двух Кеннеди, трёх Ганди, Линкольна, Кинга, Малькольма Х, Улафа Пальме, Кирова, Вальтерa Ратенау, Троцкого, Павла 1, Петра 3, Гедалии бен Ахикама - не предлагать в качестве возражения.
Убийства Столыпина, Цезаря, Александра 2, Альенде - граничные случаи.
Update:
Тут у нас получается почетный список убийц власть держащих (имени ... молчу, молчу - Брута). Там сверху в пронумерованом списке, те кто наверняка туда попадают. Но есть ещё список кандидатов. Про них я ещё не решил:
1. Леон Чолгош.
2. Авраам Техоми.
3. Зеев Экштейн.
4. Фелих Юсупов
5. Дэн Вайт
6. Януш Валуш
"Живой журнал" ereyzer