Maof

Friday
Apr 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Ещё до того, как ревизионизм приобрёл организационные рамки, в сионистском движении существовала большая группа лидеров, не принимавших ни социалистическую, ни религиозную модели сионизма. Впоследствии можно было бы сказать, что истоки своей модели они видели в европейском либерализме, однако в 20-е годы либеральные сионисты выбрали для себя другое название - "Ционим клалиим", то есть "общие сионисты"; партия под таким названием впервые - но ненадолго - появилась ещё в 1922 г.

Для этой большой группы трудно было найти достаточно общую платформу, которая смогла бы объединить всех "общих сионистов". Достаточно сказать, что на выборах в "Асефат а-Нивхарим" 1925 г. участвовали и прошли электоральный барьер 8 либерально-сионистских списков. Многочисленные попытки объединить всех (или хотя бы большинство) их в формальные рамки привели в 1929 г. к совместной позиции "общих сионистов" из 30 стран в ВСО, а 1931 г. к созданию "Гистадрут ционим клалиим" ("Организация общих сионистов", поначалу добившейся успехов как в "Асефат а-Нивхарим", так и в ВСО. Программа организации базировалась на следующих принципах:
Приоритет сионизма над классовыми, партийными, религиозными и социальными интересами;

Поддержка частной инициативы в поселенческой деятельности и торговле;

Свободная экономика;

Передача контроля за приобретением и распределением земли, медицинского страхования и служб трудоустройства из партийных структур в общенациональные.
Через некоторое время, однако, стало очевидно, что среди "общих сионистов" существуют, по существу, две принципиально различные группы:

Левые либералы, называемые также "Ционим клалиим алеф", во главе которых стоял Хаим Вейцман, выступали за умеренную позицию по отношению к Британии и считали необходимым союз с социалистическим крылом в сионистском движении - не разделяя, правда, марксистских воззрений на общество и экономику, но отдавая должное достижениям той практической работы, которую вели МАПАЙ и "Ахдут а-Авода".

Правые либералы, "Ционим клалиим бет", под руководством Менахема Усышкина и Хаима Буграшова, испытывали по крайней мере недоверие к социалистическому руководству, требовали большей либерализации экономической и социальной жизни ишува и более активной позиции по отношению к британскому мандату. Легко увидеть здесь родство с ревизионистским движением; можно даже сказать, что в известном смысле ревизионистское движение вышло из правого либерализма (чтобы соединиться с ним сначала политически в 60-х, а затем и организационно - в 80-х гг.) - во всяком случае, часть правых либералов даже участвовала в создании ЭЦЕЛ.

Возможно, здесь и начинаются корни проблем либерального сионизма, оба направления которого не столько претендовали на руководство ишувом (а затем и Государством), сколько видели себя в качестве союзника другой большой силы. Однако не менее верно будет заметить и другое.

В 20-е и 30-е гг. реальная борьба в сионистском движении велась не только и не столько на идеологическом уровне, сколько на практическом: рабочие места, сертификаты на въезд в Палестину, больничные кассы, силы самообороны, земельные участки - всё распределялось согласно реальной силе той или иной группы. В этой протекционистской войне "Ционим Клалиим" по самой своей внутренней логике не могли участвовать на равных, скажем, с социалистами - не только потому, что у общих сионистов не было "своих" киббуцев и "своих" предприятий, но и потому что у либералов их просто не могло быть.

Вся дальнейшая (на протяжении 35лет) история либерального сионизма - это история попыток слияния двух противоположных тенденций - и последующих расколов. В 1936 г. "Гистадрут ционим клалиим" распался на две организации, соответственно духу двух составлявших его течений: "Ционим клалиим алеф" создали "Брит ционим клалиим" ("Союз общих сионистов"), а "Ционим клалиим бет" - "Итъахдут ционим клалиим" ("Объединение общих сионистов").

В начале 40-х гг. появились и другие либеральные партии и списки, принявшие участие в выборах 1944 г. в "Асефат а-Нивхарим". Отметим две наиболее существенные из них:

в 1942 г. - "Алия Хадаша", партия выходцев из германоязычных стран (см. параграф "Йеким" в главе "Запад-Восток" раздела "Координаты политической дисперсии в Израиле");в 1941 г. - "а-Ихуд а-Эзрахи" ("Гражданское единство"), объединившее группу либеральных мэров еврейских городов, промышленников, ремесленников, представителей частного сельского хозяйства (ранее представленного в "Итъахдут а-икарим" - "Объединении сельских труженников") и несколько известных имён из старого ишува.

Особняком стояла ещё одно движение, выполнявшее функцию левого крыла несоциалистического лагеря:

"а-Овед а-Циони" ("Сионистский труженик") берёт своё начало от одноимённой организации, основанной ещё в 1922 г. в Румынии и призывавшей к активной поселенческой и другой практической деятельности (например, созданию киббуцев) - по существу, близкой к рабочему движению, но не разделявшей такие социалистические лозунги последнего, как принцип классовой борьбы. В 1935 г. фракция под таким названием появилась в "Гистадруте", объединив как участвовавших в её деятельности активистов из старого "а-Овед а-Циони", так и примкнувших к нему рабочих, солидаризировавшихся с общими сионистами.

Несмотря на такую пестроту спектра, перед провозглашением Государства все пять вышеупомянутых групп ("Брит ционим клалиим", "Итъахдут ционим клалиим", "а-Ихуд а-Эзрахи", "Алия Хадаша" и "а-Овед а-Циони") объединились в 1948 г. в единую партию "Гистадрут а-Ционим а-клалиим - Мифлегет мерказ" ("Объединение общих сионистов - Партия центра") под председательством бывшего начальника штаба "Хагана" (военная система ишува) Моше Снэ (вошедшего как министра во Временное правительство), но не сумели продержаться вместе даже до выборов в первый Кнессет 1949 г.: через несколько месяцев после провозглашения партии из "Ционим клалиим" вышли те три группы, которые идентифицировались с "Ционим клалиим алеф" ("Брит ционим клалиим", "Алия Хадаша" и "а-Овед а-Циони") и создали леволиберальную Прогрессивную партию ("Мифлага Прогрессивит"); сам М. Снэ ушёл в МАПАМ (о его дальнейшей судьбе см. в параграфе "Коммунисты на Святой Земле" этой главы).

Итак, на политической арене Израиля образовались две либеральные партии: "Общие сионисты" справа и "Прогрессивная" - слева. Они различались не только стратегически, но и тактически: в то время как "Прогрессивные" всегда автоматически поддерживали социалистическое правительство МАПАЙ, - "Общие сионисты" входили в правительственную коалицию только один раз: в 1952-55 гг. (поскольку на выборах 1951 г. они получили 20 мандатов и стали второй по численности фракцией в Кнессете). Несмотря на общую умеренность обеих партий в вопросах внешней политики, в платформе "Общих сионистов" (1955 г.) можно было найти, что "в случае, если арабские страны навяжут нам войну, мы будем рассматривать нынешние границы как временные". Также и в вопросах взаимоотношения государства и религии - если "Прогрессивные" яростно атаковали "религиозное засилье" по любому поводу, "Общие сионисты" были более сдержаны: в той же программе говорилось, что "демократия может позволить развитие религии так, чтобы она внесла позитивный вклад в национальное сознание", что "надо найти самый подходящий путь для включения ценностей еврейской традиции в израильскую школу" и что "традиция должна влиять на законы Государства". "Общие сионисты" были самыми последовательными и непримиримыми борцами с секториальностью (т. е. партийной принадлежностью - см. параграф "Школьное образование" в главе "Институты гражданского общества" раздела "Группы и политические интересы") школьного образования, против монополии государственного сектора и в поддержку частной инициативы - в области экономики, за изменение системы выборов и системы здравоохранения - в общесоциальной сфере.

В этот период среди "Общих сионистов" наметились 2 течения к объединению - слева, с "Прогрессивной партией" (чьи электоральные успехи были скромнее - в частности, потому, что её неизменное беспрекословное следование в фарватере правительства лишало партию возможности проявления собственной индивидуальности) и справа - с партией "Херут". В 1961 г. победила первая из тенденций, и произошло третье объединение общих сионистов - была создана "Мифлага Либералит" ("Либеральная партия"), получившая 17 мандатов на ближайших выборах в Кнессет. Ради объединения "Общие сионисты" первоначально пошли на большие идеологические уступки "Прогрессивному" меньшинству, и партия в этот период выглядела в некоторых вопросах даже левее, чем МАПАЙ. Однако постепенно принадлежащее "Общим" большинство стало брать верх, и навстречу выборам 1965 г. был образован парламентский блок ГАХАЛ - "Гуш Херут - Либералим", вследствие чего от Либеральной партии откололась группа бывших "Прогрессивных", создавших свою Партию Независимых либералов ("Либералим Ацмаим"), включившейся затем в МААРАХ и постепенно растворившейся в партии "Авода".

Внутри ГАХАЛа, а с 1973 г. - "Ликуда", Либеральная партия поначалу существовала как независимая и даже почти равноправная единица. Она оказала существенное влияние на общественно-экономические взгляды ревизионистов, и в основном экономическая программа "Ликуда" стала тождественной платформе Либеральной партии; лидер либералов Симха Эрлих стал министром финансов после победы "Ликуда" в 1977 г. С другой стороны, и либералы испытали сильное влияние "Херут" в вопросах внешней политик и безопасности: уже в 1971 г. Либеральная партия приняла резолюцию, согласно которой "Эрец-Исраэль не подлежит новому разделу". Избранный в 1980 г. новый председатель партии Ицхак Модаи придерживался ещё более жёсткой позиции.

Постепенно организационная слабость либералов по сравнению с "Херут" стала сказываться, и их участие в общем списке "Ликуда" сократилось до 30% (12 из 41 членов Кнессета после выборов 1984 г.) Когда в августе 1988 г. "Херут" и Либеральная партия объединились в единую партию "Ликуд - национально-либеральное движение", среди её лидеров было 4 либерала: И. Модаи, М. Нисим, Г. Пат и А. Шарир. В 1990 г. группа из 3-х членов Кнессета под руководством И. Модаи в результате личных разногласий и общего ощущения игнорирования старого либералтьного руководства вышла из "Ликуда" и образовала "Фракцию за продвижение сионистской идеи". Под названием "Мифлага Либералит Хадаша" ("Новая либеральная партия") группа баллотировалась в Кнессет в 1992 г., но не прошла электорального барьера.

В 1996-99 гг. представитель либералов Дан Тихон был председателем Кнессета от "Ликуда". В Кнессете 15-го созыва только Наоми Блюменталь ("Ликуд") была в прошлом членом Либеральной

партии.
il4u.org.il