«О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной»
К. БАТЮШКОВ «Мой гений»
«На свете нет малых народов...Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом. Ум и доблесть – единственное мерило. Велик тот, кто подает великий пример»
ВИКТОР ГЮГО
С тех пор, как судьба молодого офицера советского военно – морского флота связала меня с Латвией, прошло ровно 60 лет. Тогда в столице республики дислоцировалась Рижская военно – морская база Балтийского флота, куда на должность помощника командира минного тральщика я получил назначение. Затем, уже в должности командира корабля, пять лет участвовал в послевоенном боевом тралении мин на Балтике, Рижском и Финском заливах, Ирбенском проливе, а также на подходных фарватерах к портам островов Саарема и Хииума и портам Рига, Вентспилс и Лиепая. После шестилетнего пребывания в должности помощника флагманского штурмана Главной базы Балтийского флота в городе Балтийске был вновь направлен в Латвию, где командовал частью, обеспечивающей навигационно – гидрографическую безопасность плавания боевых кораблей и судов гражданского флота СССР и иностранных государств. За годы службы в Латвии учился и окончил Латвийский университет, а после увольнения в запас длительное время трудился на руководящих должностях в Минздраве Латвии – вплоть до эмиграции в Америку, где проживаю, без малого, вот уж 20 лет.
В те годы Латвия была для меня родным домом, всю территорию которой я по служебной необходимости многократно объездил и не раз обходил вдоль её морских рубежей на кораблях и судах военно – морского флота.Это не позволяет мне быть равнодушным, тем более - безразличным к этой стране и её народу.
В первые послевоенные годы, когда усилия сталинской «опричнины» были сосредоточены на борьбе с космополитизмом (читай: еврейским народом), когда еврейское происхождение не было в чести и процветал государственный антисемитизм, жизнь достаточно многочисленного латвийского еврейства казалась совсем иной. Никто не стеснялся своей национальной принадлежности, на улице или в общественных местах, в городском транспорте было приятно слышать знакомый тебе идиш. Припоминаю, какое я получал удовлетворение от возможности пообщаться на родном языке с незнакомыми людьми, а по договоренности с родным братом, который тоже жил в Латвии, мы при встречах и телефонных переговорах, как правило, общались только на идиш, что в значительной степени помогло нам хоть мало - мальски восстановить знание языка, который всегда был почитаем в отчем доме наших родителей. И хотя в поле зрения «не дремлющего ока государева» офицеру, да еще и коммунисту, было лучше не попадаться, мне все – таки доставляло истинное удовольствие в канун праздника Пейсах заходить в синагогу за мацой или участвовать в массовых праздненствах Симхес - Тойрэ.
В те годы у меня в гостях побывал отец, который постоянно жил в Курске. Он вернулся с войны, которую прошагал, что называется, «от звонка до звонка» и, не успев придти в себя, в первый же послевоенный год потерял жену. Для него начались тяжелейшие испытания: после военного лихолетья нужно было заново строить семью, поднимать четырех детей школьного возраста. Отец знал и чтил еврейские традиции, свободно владел языками идиш и иврит, поэтому его короткое пребывание у меня в гостях и знакомство с жизнью латвийского еврейства были тем самым глотком эликсира, вернувшим ему жизненные силы. Он принял твердое решение, после выхода на пенсию, до которой оставлось меньше года, обязательно перебраться на постоянное место жительства в Латвию. К сожалению, этого не произошло: отец тяжело заболел и скоропостижно скончался.
Отправившись в эмиграцию, я с болью в сердце навсегда покинул Латвию и, тем не менее, это не ностальгия – нет, это что – то иное; скорее всего – сожаление по потерянным годам жизни, сознательно отданным этой стране, по любви, не нашедшей взаимности. Я четко понимал, что если бы не покинул Латвию, мне, как бывшему офицеру, и всем моим потомкам была уготована незавидная судьба бесправных жителей на задворках общества.
Непростой была многовековая история латвийского еврейства, начало которой исчисляется с XVIвека, когда на её территории поселились первые 150 евреев. Много лихих лет пришлось пережить латвийской еврейской диаспоре: изгнание, погромы и всевозможные ритуальные преследования, но было немало и хорошего. Иначе бы численность еврейской общины, которая в небольшой Латвии 1939 года существовала как национально-культурная автономия, к началу Второй мировой войны не достигла бы вполне внушительных размеров - 95 тыс. человек. Но, к сожалению, очень скоро, в июле 1940 года, Советский Союз, осуществляя уже ставший притчей во языцех совместный с гитлеровской Германией пресловутый пакт Молотова – Риббентропа, оккупировал Латвию и включил её в состав СССР. Незамедлительно были ликвидированы остатки еврейской культурной автономии, вне закона объявлены иврит и ивритоязычная литература. Меньше года просуществовали еврейские школы, где преподавание велось только на языке идиш, на этом же языке начали издаваться правительственная газета «Камф» и двухнедельник «Ойфбой» и даже функционировал еврейский театр.
Одновременно во всю бандитскую мощь развернули свою «деятельность» карательные органы Страны Советов. И буквально за неделю до начала войны с гитлеровской Германией была осуществлена депортация части населения Латвии, в их числе 1771 евреев, что составляло 12,4% всех депортируемых и, более чем в 2 раза, превышало процент еврейского населения Латвии.
Внезапное и стремительное наступление фашистских войск, абсолютное отсутствие организованной эвакуации населения Латвии позволили спастись приблизительно лишь 15 тысячам евреев. Подавляющему же большинству еврейского населения прорваться во внутренние районы СССР не удалось и все они были обречены на смерть.
Не прошло и десяти дней с начала войны, как Латвия была полностью оккупирована частями германской армии. Стали прибывать подразделения эйнзацгруппы «А», расстрелявшие практически всех евреев в окрестностях Елгавы и Лиепаи. Для участия в акциях массового уничтожения евреев к ним присоединились латышские националисты. Так, 4 июля члены организации латышских националистов «Перконкрустс» сожгли одну из самых больших синагог в Риге - «Гогол – шул», в которой были заперты около 500 евреев – беженцев из Шауляя. В тот же день в Риге новоявленные отряды латышских коллаборационистов сожгли около 20 синагог, в некоторых из них тоже находились люди. Они беспощадно уничтожали всех, кому удавалось выбраться из огня. Буквально в первые дни нацистской оккупации из этой же бандитской своры было создано латышское вспомогательное подразделение германской полиции безопасности и СД, которую возглавил бывший офицер латышской армии В. Арайс. Все лето и осень 1941 года отрядыАрайса на специальных автобусах, выкрашенных в синий цвет, разъезжали по провинции с целью уничтожения евреев. Без участия немцев было полностью уничтожено еврейское население в Абрене, Кулдиге, Крустпилсе, Валке, Елгаве, Балви, Бауске, Тукумсе, Талси, Екабпилсе, Виляни, Резекне. Только в Вилянах 4 августа с помощью местных полицаев было уничтожено около 400 евреев, в Гостини 1 августа – около 1,7 тыс. евреев из Гостини, Крустпилса и других населенных пунктов. Во многих городках и поселках евреев расстреливали местные жители, члены организации айсаргов и стихийно возникавших так называемых «отрядов самозащиты». Только непонятно от кого эти бандиты должны были самозащищаться? Так, в Силене было уничтожено 186 евреев, в Вентспилсе и Малте – около 200 евреев...
В ночь с 29 на 30 ноября и 8 декабря 1941 года в Румбульском лесу в пригороде Риги были расстреляны узники большого гетто Риги. Согласно немецким данным, было уничтожено более 27 тысяч человек. Летом и в начале осени в Лиепае были расстреляны несколько тысяч еврейских мужчин, а в том же году 14 – 17 декабря бандиты эйнзацгруппы «А» расстреляли в Лиепае 2749 женщин и детей. Осенью 1941 года в Риге было расстреляно несколько сотен евреев – подданных нейтральных стран (Ирана, государств Южной и Северной Америки, США). С конца 1941 года в Рижское гетто стали направлять евреев из европейских стран - в первую очередь Германии, Австрии и Чехославакии. Всего в Ригу было депортировано 25 тысяч европейских евреев, большинство из них были сразу уничтожены в Бикерниекском лесу, остальныеотправлялись в Саласпилсский концлагерь на окраине Риги. И даже в начале мая 1945 года, когда уже был подписан акт капитуляции Германии, из Риги в Лиепаю были отправлены и там расстреляны 300 евреев, которых использовали на строительстве оборонительных сооружений. Всего в годы Холокоста погибло около 70 тысяч латвийских евреев.
О Катастрофе латышских евреев в годы Второй мировой войны рижский врач – хирург М. Звонов написал две книги. В одной из них - «По евреям огонь» - автор подробно рассказывает об одном из организаторов и исполнителей акции по уничтожению деревни Аудрини и поголовного уничтожения её жителей - капитане вспомогательной латышской полиции Болеславе Майковском. Этому предателю своего народа, ярому коллаборационисту, активному участнику акций по «решению еврейского вопроса» в Латвии удалось после войны добраться и неплохо обустроиться в США. Американские власти длительное время отказывались депортировать этого подонка в СССР для привлечения к уголовной ответственности. Когда Майковский почуствовал, что кольцо гласности неотвратимо сжимается, он срочно перебрался в Западную Германию, где был все–таки арестован и предан суду. Тогда у этого палача нашлись защитники: один из них профессор Эрлингер из Карлсруэ, с пеной у рта пытался доказать, что хотя еврейские погромы во время немецкой оккупации Латвии проводились именно руками латышских полицейских, это было якобы ответной мерой на использование советской властью евреев в репрессиях против латышей. Как это не было парадоксально, но профессор на суде пытался переложить с больной головы на здоровую обвинение латышских евреев в коллаборационизме.
В заключительных абзацах книги М. Звонов пишет: «Лежат тесными рядами в огромных могилах, голова к голове, тело к телу, «еврейские коллаборационисты» – мальчики и девочки, старики и старушки, женщины и мужчины – 80000 коллаборационистов, пособников, стало быть, советской власти. А как быть с десятками тысяч евреев (тоже уничтоженных на территории Латвии - М.М.) из оккупированных нацистами стран Европы, - они тоже были коллаборационистами?...»
И далее: «...Националисты всех мастей, выступавшие на стороне гитлеризма во время Второй мировой войны и запятнавшие себя страшными преступлениями против человечества, сумели великолепно пристроиться, используя в своих корыстных интересах холодную войну, соревнуясь в бряцаньи друг перед другом оружием. Их аргументация была лицемерна и порочна: они не убивали евреев, не пытали пленных, не жгли и уничтожали деревни, - нет, они только боролись с коммунизмом».
У одного из организаторов массовых казней европейских евреев в Латвии штурмбанфюрера Фридриха Еккельна (вместе с ним в феврале 1946 года в Риге были публично казнены ещё шесть бывших офицеров и генералов виновных в массовых убийствах евреев) спросили на суде, почему немцы именно Латвию избрали местом кровавых репрессий.
Нацистский палач ответил: «Потому что здесь для этого была подходящая среда... атмосфера».
На территории Латвии к моменту освобождения её от нацистской оккупации выжило по разным данным от 300 до 1000 евреев. Большинство из них уцелело благодаря помощи жителей Латвии. Израильский Институт Катастрофы и героизма Яд ва – Шем на 1 января 2011 года присвоил 129 жителям Латвии звание праведника народов мира. Это герои, спасавшие евреев от нацистского геноцида с риском для себя и своих близких. Самым известным среди латвийских праведников был докер рижского порта Жанис Липке, спасший вместе со своей женой Иоганной 56 евреев. В Риге, на острове Кипсала посреди Даугавы, 17 августа 2012 года открылся музей – мемориал Жаниса Липке, спроектированный латышским архитектором Зайгой Гайле. Адрес мемориала, которым по праву может гордиться Латвия - небольшая улица Маза Баласта дамбис, 8, где в крошечном бункере, вырытом под сараем в саду собственного дома Жанис и Иоганна прятали вызволенных из гетто евреев. В спасении евреев участвовал латышский актер Янис Осис, который в своей квартире прятал ученого – медика В. Гольдберга, а также профессор архитектуры Латвийского университета Артур Круминьш в самом центре Риги больше трех лет укрывал в своей квартире бежавших из рижского гетто отца и сына Пресс.
К сожалению, никак не угомонятся юдофобствующие фашистские «отморозки», которых вдохновляют ежегодные марши по центру столицы Латвии латышских легионеров – добровольцев из гитлеровской дивизии СС. Это именно они весной прошлого года на рижском Лесном кладбище осквернили памятник Жаниса Липке, это они на Братском кладбище устроили памятное мероприятие, посвященное 111 – летию со дня рождения латышского пилота Герберта Цукурса. Официально действующие организации «Фонд памяти Цукурса» и «Национальная сила» нисколько не шокирует тот факт, что действительно выдающийся пилот страны в самом начале Второй мировой войны резко сменил свою «специализацию»: сначала вступил во вспомогательную полицию, а затем в составе карательной команды Виктора Арайса принимал участие в массовых убийствах в Румбуле. После войны этот нацистский прислужник и юдофоб скрывался сначала в Бразилии, а затем бежал от преследований в Уругвай. Смерть настигла этого палача в феврале 1965 года в Монтевидео, где полиция обнаружила его труп с пулевым ранением в сердце.
Ровно два года назад, в декабре 2010 года, на новом еврейском кладбище Риги фашиствующие молодчики осквернили более 100 памятников – на них белой краской была намалёвана свастика, а на стене кладбища появилось несколько надписей антисемитского характера на русском языке. Это кладбище, заложенное в середине 20 – х годов прошлого века имеет богатую историю. Здесь в 1934 году был открыт памятник 37 еврейским солдатам и офицерам, павшим в борьбе за независимость Латвии в 1918 – 1920 годах. В июле 1941 года нацисты сожгли зал для траурных церемоний вместе с находившимися там людьми. На этом же кладбище в 1990 году был установлен памятный камень спасителям евреев Жанису Липке и его жене Иоганне. Здесь же перезахоронены жертвы Холокоста из Эглайне и Добеле и находится мемориал немецким евреям, убитым нацистами. К сожалению, это была не первая акция вандализма на этом кладбище. Тогда же свою крайнюю озабоченность в связи со случившимся публичновыразил Председатель Совета еврейских общин Латвии Аркадий Сухаренко.
Сегодня Латвия переживает достаточно тяжелые времена: становление независимого государства оказалось не простым делом, а прием Латвии в Союз европейских государств потребовал перестройки всей социально – экономической структуры страны. В этих условиях Совет еврейских общин Латвии, под руководством многолетнего председателя Аркадия Сухаренко и его бессменного заместителя Бена Каема, стал авторитетной общественной организацией, помогающей латвийской еврейской общине занять достойное место в жизни страны. В Латвии функционируют две еврейские школы, одна из которых - религиозная, а в Латвийском университете создан Центр иудаики. Руководство Совета еврейских общин Латвии осуществило капитальный ремонт синагоги, которая в советские годы была доведена до плачевного состояния. Сегодня это прекрасно обустроенное здание в полной мере соответствует еврейскому понятию – синагога.
В прошлом году Рижская еврейская община провела 8 – ю очередную Международную конференцию «Евреи в меняющемся мире», посвященную 450 – летию еврейской общины Латвии и 70 – летию начала Холокоста. В конференции с рефератами и в дискуссиях приняли участие более 25 исследователей из Латвии, Израиля, России, США, Канады, Великобритании, Германии, Украины и Белоруссии. Важным её событием стал памятный митинг с участием президента Латвии 4 июля в День памяти жертв геноцида еврейского народа у мемориала на месте сожженной фашистами Большой Хоральной синагоги на улице Гоголя. Кстати, в конференции приняли участие и представители одной из авторитетных общественных еврейских организаций Америки «Jewish survivors of Latvia». Эта организация, которая в переводе означает «Выжившие евреи Латвии», была создана около 30 лет назад бывшим узником Рижского гетто Максом Кауфманом. В 1944 году вместе с другими узниками он был отправлен в концлагерь Бухенвальд, участвовал в «марше смерти» в концлагерь Заксенхаузен, где и был освобожден 1 мая 1945 года. После освобождения был назначен руководителем отдела труда Центрального комитета освобожденных евреев Германии в Мюнхене, и в рамках этого комитета по его инциативе была создана группа розыска нацистских преступников, повинных в уничтожении евреев Латвии. С 1948 года жил в Нью – Йорке, где продолжал розыск нацистских преступников, скончался в 1987 году. С тех пор обществом руководит тоже бывший узник Рижского гетто нынешний президент Совета общества Стивен Спрингфилд, который вместе с вице – президентом, профессором Джорджем Швабом являются членами Комиссии по истории при президенте Латвии и участвуют в освещении исторических событий жизни евреев Латвии в материалах о Холокосте и в учебниках истории.
Ежегодно для членов общества проводятся мемориальные встречи (Изкор) памяти расстрелянных евреев в Румбуле в одной из крупнейших в Манхеттене синагоге «Парк – Ист». В этом году такая встреча проводилась 18 ноября, принять участие в ней меня пригласил член Совета общества Ивар Брод, что и подвигло меня рассказать читателям о стране, которой были посвящены лучшие годы моей жизни. На той встрече я приобрел впервые изданную на немецком языке в Мюнхене в 1947 году и совсем недавно переведенную на русский языккнигу Макса Кауфмана «Уничтожение евреев в Латвии» («Хурбн Летланд»). Автор книги, перенесший все ужасы Холокоста, очень подробно и достовернорассказывает как в годы Второй мировой войны разрешался «еврейский вопрос» нацистами и латышскими коллаборационистами.
Для того, чтобы не предать память о наших родных и близких, уничтоженных только потому, что волей Всевышнего они были рождены еврейскими матерями, наши потомки не должны никогда об этом забывать.