Правительство Израиля не хотело освобождения Иерусалима и Храмовой горы в ходе Шестидневной войны. «Кому нужен весь этот Ватикан», - заявил Моше Даян.
Премьер-министр Леви Эшколь договорился с королем Иордании Хусейном, что будет немного «пиротехники» в районе Армон а-Нацив, чтобы пустить пыль в глаза президенту Египта Насеру.
Но, видно, вмешалась высшая сила, и Шестидневная война закончилась тем, чему военные специалисты не находят логичного объяснения.
Я называю эту войну Войной Чудес.
Часть этих чудес я обнаружил случайно 10 лет назад, когда услышал в машине по дороге домой интервью с генералом в отставке Авиягу Бен-Нуном, участвовавшим в той войне еще молодым летчиком.
Бен-Нун рассказал, как со всеми ВВС Израиля прошел на бреющем полете, чтобы их не засекли иорданские радары, и внезапно оказался у цели.
Если все израильские самолеты пролетают, чуть не задевая верхушки деревьев, при полном молчании в эфире и обходя с фланга над морем, и появляются незамеченными над египетскими аэродромами со стороны Каира, при этом не зацепив друг друга, это уже великое чудо.
Но речь идет о чем-то намного большем. Во время бомбежки отведенного ему участка аэродрома Бен-Нун чуть не столкнулся с тяжелым египетским бомбардировщиком, заходившим на посадку. Бен-Нуну пришлось выбирать, ввязаться ли в бой с бомбардировщиком или продолжать выполнять свою задачу, и он выбрал второе.
После этого были сбиты другие египетские самолеты, но опытному летчику того бомбардировщика удалось уцелеть, применив чудеса аэронавтики.
Спустя многие годы, выйдя в отставку, Бен-Нуну довелось встретиться с иорданским бизнесменом, оказавшимся авиадиспетчером, наблюдавшим с вышки из Рамаллы за израильскими аэродромами во время той войны.
Перед Шестидневной войной израильское руководство умоляло короля Хусейна не вступать в войну на стороне египетского диктатора. Молодой король вроде бы соглашался, но как раз в то время, как Бен-Нун и его товарищи бомбили египтян, Насер позвонил Хусейну и сказал: «Наши самолеты бомбят Тель-Авив и Хайфу с моря, ты хочешь потерять Иерусалим?»
Подозрительный Хусейн позвонил авиадиспетчеру .
«Хусейн спросил меня, вижу ли я египетские самолеты над Тель-Авивом, - рассказал позднее Бен-Нуну иорданский бизнесмен. – Я сказал, что ничего такого не вижу, и тут внезапно на экране появились сотни египетских самолетов, направлявшихся к Тель-Авиву, и я сообщил об этом королю».
На самом деле авиадиспетчер, который не мог заметить израильские самолеты на пути в Египет, увидел теперь, как Бен-Нун и его товарищи возвращаются в Израиль, уничтожив египетские ВВС на земле и вернувшись на нормальную высоту. Он принял их за египетские самолеты, а тот телефонный разговор заставил Хусейна вступить в войну, которая в конце концов привела к освобождению Иерусалима, Иудеи и Самарии.
Если бы не это невероятное совпадение, восточный Иерусалим так бы и остался в руках иорданцев. Но чудеса на этом не закончились – они только начались. «Моя единственная промашка в том день, - закончил Бен-Нун свое интервью, - была в том, что я не сбил египетский бомбардировщик. Ведь позднее оказалось, что в нем находились начальник и все члены генштаба Египта».
И тогда я вспомнил о другом интервью – том, которое дал историк, доктор Ури Мильштейн журналу «Некуда», и вся эта история осветилась по-другому. Мильштейн не упомянул Бен-Нуна, но сказал, что из-за ошибки израильского летчика, который не стал сбивать египетский бомбардировщик, удалось уцелеть начальнику генштаба Египта.
«Эта ошибка обернулась большой удачей, - продолжил Мильштейн. – Старания египетского летчика уклониться от удара так напугали несчастного начальника штаба, что он прямо из самолета послал в армию приказ о немедленной эвакуации всех войск с полуострова Синай».
Здесь следует разъяснить, что все танки и армия Египта окопались на Синае по образцу советской военной доктрины, и выкурить их оттуда можно было только ценой большой крови, а война продолжалась бы гораздо дольше шести дней.
После этого приказа начальника египетского генштаба израильские самолеты дозаправились, снова взлетели и преследовали отступающие египетские колонны, а война на Синае превратилась в основном в погоню за отступающими в панике египтянами.
Здесь не хватит места для описания чудес, происходивших в битвах под Иерусалимом и внутри него, но великий город был в конце концов освобожден вопреки желанию обеих сторон – и арабов, и евреев.
Моше Фейглин - глава и основатель партии «Зеут»
Опубликовано в блоге Фейглина на русском языке
https://www.facebook.com/MFeiglin.ru/posts/1921856171392378
Оригинал на иврите https://www.facebook.com/MFeiglin/posts/1401174509961660
Перевод с иврита: Наталия Буряковская