РОВНО 70 ЛЕТ СО ДНЯ УБИЙСТВА СОЛОМОНА МИХОЭЛСА
Великий еврейский актёр и режиссёр Соломон Михоэлс был убит по приказу Сталина в ночь с 12 на 13 января 1948 года в Минске.
Oтрывок из объяснительной записки одного из убийц Михоэлса, полковника госбезопасности Шубнякова; упоминаются также министр госбезопасности СССР Абакумов, его первый заместитель Огольцов и министр госбезопасности Белоруссии Цанава. Речь идёт о событиях в Минске 12 января 1948 года.
Мне было поручено связаться с агентом и с его помощью вывезти Михоэлса на дачу, где он должен быть ликвидирован.
На явке я заявил агенту, что имеется необходимость в частной обстановке встретиться с Михоэлсом и просил агента организовать эту встречу. Это задание агент выполнил, пригласив Михоэлса к „личному другу, проживающему в Минске“.
Примерно в 21 час я и работник спецслужбы Круглов (в качестве шофера) подъехали в условленное место, куда явились агент и Михоэлс, с которым я был познакомлен агентом, и все отправились ко мне на „квартиру“, т.е. на дачу т. Цанава. На даче была осуществлена операция по ликвидации Михоэлса.
1. После того, как я доложил т.Огольцову, что Михоэлс и агент доставлены на дачу, он сообщил об этом по ВЧ Абакумову, который предложил приступить к ликвидации Михоэлса и агента — невольного и опасного свидетеля смерти Михоэлса.
2. С тем, чтобы создать впечатление, что Михоэлс и агент попали под автомашину в пьяном виде, их заставили выпить по стакану водки. Затем они по одному (вначале агент, а затем Михоэлс) были умерщвлены — раздавлены грузовой автомашиной.
3. Убедившись, что Михоэлс и агент мертвы, наша группа вывезла их тела в город и выбросила их на одной из улиц, расположенных недалеко от гостиницы. Причём, их трупы были расположены так, что создавалось впечатление, что Михоэлс и агент были сбиты автомашиной, которая переехала их передними и задними скатами.
28 октября 1948 года по решению Политбюро Указом Президиума Верховного Совета СССР «за успешное выполнение задания правительства» были награждены: министр государственной безопасности СССР Абакумов, первый заместитель министра госбезопасности СССР Огольцов, генерал-лейтенант Цанава — орденом Красного Знамени; старший лейтенант Круглов, полковник Лебедев и полковник Шубняков — орденами Отечественной войны I степени.
(После смерти Сталина 2 апреля 1953 года Указ о награждении от 28 октября 1948 года был отменен)
Главного же организатора убийства Михоэлса — И.В. Сталина за общую организацию операции, равно как и за организацию всех предшествующих и последующих убийств, Политбюро наградой не отметило.
Из книги Светланы Сталиной, оказавшейся случайным свидетелем телефонного доклада Сталину о выполнении его задания в Минске, стало известно, что версию об автомобильном наезде на Михоэлса предложил сам «отец народов».
Трупы Михоэлса и агента сбросили в сугроб, их обнаружил случайный прохожий на следующее утро, в день, когда Михоэлс должен был вернуться в Москву.
То, что Российское государство до сих пор не сочло необходимым представить миру официальный документ об организации одного из самых мрачных политических убийств XX века, разумеется, не случайно. Сталинское прошлое ещё долго будет тащить назад страну, не имеющую духа решительно и бесповоротно с ним порвать.
По материалам книги Бориса Фрезинского «Мозаика еврейских судеб. 20 век».
——————————
Убийство Михоэлса послужило началом беспримерной по подлости антисемитской кампании в СССР. В конце 1948 года закрыли Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), арестовали его деятелей, закрыли Еврейский театр и еврейское издательство и т.д., а следом начали яростную «кампанию против космополитов», развернули дикую антисемитскую пропаганду в газетах и на собраниях, начали массовые увольнения еврейских специалистов с работы… Ну а дальше расстрел деятелей ЕАК, подлейшее «дело врачей» и подготовка депортации еврейского населения СССР на Дальний Восток. Миллионы евреев были на волоске от гибели… Но тут сдох Сталин…
«ДЕЛО ВРАЧЕЙ»
65-Я ГОДОВЩИНА
Сегодня ещё одна мрачная дата советской истории. 13 января 1953 года в газете «Правда» появилась статья «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей» и сообщение об аресте группы врачей.
Из Википедии:
Статья, как и правительственное сообщение, делала упор на сионистский характер дела:
«Большинство участников террористической группы — Вовси, Б. Коган, Фельдман, Гринштейн, Этингер и другие — были куплены американской разведкой. Они были завербованы филиалом американской разведки — международной еврейской буржуазно-националистической организацией „Джойнт“. Грязное лицо этой шпионской сионистской организации, прикрывающей свою подлую деятельность под маской благотворительности, полностью разоблачено».
А теперь — фильм
"РЕПРИЗА"
А это из моих детских воспоминаний
Хорошо помню: мне 13 лет, у Семёна [брата, будущего знаменитого Семена Фарады — прим. Ред. ] зимняя сессия, и в нашей комнате его сокурсники совместно готовятся к какому-то экзамену.
И почему-то читают вслух газету «Правда», точнее — статью про каких-то «врачей-вредителей-отравителей». Моё сердечко сжимается от чувства недоумения и непонятного стыда. Ну, зачем врачам, а у них почти у всех еврейские фамилии, неправильно лечить? Да ещё наших дорогих кремлёвских вождей!?
А в троллейбусах пьяные обязательно ведут речи о проклятых евреях.
Ездила я часто, на троллейбусе №9 от Ростокино до Сретенки, а там пробежка в Московский Дом пионеров на Чистых прудах (пела в хоре Локтева). С ужасом вспоминаю, как однажды набросилась на одного такого пьяного с речугой о евреях; моего неистового напора испугалась его жена и выволокла его из троллейбуса. Что я кричала? Да то, что вот позову милиционера, чтобы он арестовал этого пьяного … о, г-ди, арестовал!.
И ещё воспоминание детства. Подслушиваю, как мама рассказывает соседке тёте Розе Владимировне Ресиной о том, что управдом наших четырёх бараков в Ростокино, добрый дядя Иван Васильевич, шепнул ей по секрету: снова приходили к нему некие товарищи и спрашивали про нашу комнату…
И зачем те дядьки приходили? И почему спрашивали про нашу комнату? Не понять мне, девочке. А ведь было всё просто: бараки наши были ведомственные, принадлежали Наркоматлесу, начальству было кем заселить комнату, когда мы её освободим, и нашу семью препроводят в ожидающие московских евреев вагоны на подмосковной ветке Казанского направления…
Если бы 5 марта 1953 г. Сталин не сдох, евреи доблестного СССР погибли бы в тех вагонах для перевозки скота по пути из Москвы в направлении Читы. В этом фильме (см. выше) сообщают об указании: умерших в вагонах, в отсутствии еды и тепла, выбрасывать в безлюдных местностях на сибирских просторах.
«ПРОШЁЛ ЯНВАРЬ ЗА ОКНАМИ ТЮРЬМЫ…»
Отрывок из Википедии к сегодняшней дате:
13 января 1964 года поэта Иосифа Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве. 14 февраля у него случился в камере первый сердечный приступ. С этого времени Бродский постоянно страдал стенокардией, которая всегда напоминала ему о возможной близкой смерти. Во многом отсюда «Здравствуй, мое старение!» в 33 года и «Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной» в 40 — со своим диагнозом поэт действительно не был уверен, что доживёт до этого дня рождения.
Арест 13 января 1964 года… через пять дней после публикации в газете «Вечерний Ленинград» фельетона-доноса с письмами читателей с требованиями наказать «тунеядца Бродского»: ведь таким не должен быть советский человек:
«Несколько лет назад в окололитературных кругах Ленинграда появился молодой человек, именовавший себя стихотворцем. На нем были вельветовые штаны, в руках — неизменный портфель, набитый бумагами. Зимой он ходил без головного убора, и снежок беспрепятственно припудривал его рыжеватые волосы».
«На нём были вельветовые штаны…».
Суд был скоропалительным. Уже 13 марта 1964 года Бродского приговорили к пяти годам ссылки с привлечением к труду по Указу «Об ответственности за тунеядство», в «отдалённой местности», и этапировали под конвоем, в эшелоне с заключёнными — уголовниками, в Архангельскую область.
Ему не было и 24 лет (он родился 24 мая 1940 года), но у него к тому времени уже было множество совершенно превосходных стихов. Он тогда уже был Поэт, которого ждала всемирная слава.
Перелистываю книжечку стихотворений «Назидание», в том числе с самыми ранними стихами Поэта, и натыкаюсь на текст 1962 года, ну совершенно провидческий:
СОНЕТ
Прошёл январь за окнами тюрьмы,
и я услышал пенье заключённых,
звучащее в кирпичном сонме камер:
«Один из наших братьев на свободе».
Ещё ты слышишь пенье заключённых
и топот надзирателей безгласных,
ещё ты сам поёшь, поёшь безмолвно:
«Прощай, январь».
Лицом поворотясь к окну,
ещё ты пьёшь глотками тёплый воздух,
а я опять задумчиво бреду
с допроса на допрос по коридору
в ту дальнюю страну, где больше нет
ни января, ни февраля, ни марта.
Написано за два года до ареста, тюрьмы, суда, ссылки…
Непостижимо!
13 января 2018
Авторский блог Евгении Соколовой (Jennyferd)
https://jennyferd.livejournal.com/