Самария, получившая название по народу, здесь когда-то жившему, располагается
между Иудеей и Галилеей, ограничена с запада долиной Шарон (Саронской),
а с востока - рекой Иордан. Горы Самарии - самая низкая часть водораздельного
хребта, высшей точкой является Эваль (940 метров), а Гильбоа имеет всего
лишь 550 метров над уровнем моря. Горный хребет разделен двумя глубокими
долинами - Дотан и Шхем, а пустынная часть очень узка, лишь на границе
Иорданской впадины. К западу горы спускаются плавно, переходя в плодородную
долину Шарон, тянущуюся вдоль морского побережья. Человеческие поселения
в Самарии появляются еще со времен халколита, самое крупное среди них -
Тель-Балата около Шхема. Позже здесь возникает целый ряд ханаанейских
городов-государств, сосредоточенных, в основном, у торговых путей, ведущих
из Египта в Месопотамию и вдоль долины Иордана. Цари и войска этих княжеств
упоминаются в библейских источниках в связи с их войнами с евреями. Еврейские
войска Иисуса Навина, вошедшие в Землю Обетованную с востока на границе
Иудеи и Самарии, поднявшись на горный хребет, распространяются на север,
постепенно подчиняя себе весь район. Лишь значительная часть центрального
побережья Средиземного моря не покорилась колену Дана и оно вынуждено было
уйти на север, заняв земли в Галилее и Голанах. Территория Самарии была
поделена между коленами Менаше на севере и Эфраима на юге, причем на границе
с Галилеей поселилось колено Иссахара, а между Эфраимом и Иудой - колено
Биньямина. Однако, не смотря на подчинение Самарии израильтянам, еще достаточно
долго сохранялись внутренние очаги сопротивления, полностью подавленные
лишь к моменту возникновения Объединенного Царства царя Давида. Кроме врагов
внутренних, район подвергался множественным набегам соседей, в основном,
с востока, таких как моавитяне и мидианиты, с которыми велись долгие и
часто кровопролитные войны, ярким примером которых могут послужить войны
Гидеона. С запада на границе долины Шарон и со стороны Изреельской долины
велась постоянная затяжная война с филистимлянами, которая даже привела
к утере самой важной религиозной ценности евреев - Ковчегу Завета, стоявшего
в городе Шило неподалеку от Шхема. И с внешними и с внутренними врагами
было покончено к 10 столетию до нашей эры и Самария стала интегральной
частью Объединенного Израильского Царства Давида и Соломона. После смерти
царя Соломона, его империя развалилась на два независимых государства -
Иудею на юге и Израиль на севере, на территории Самарии и части Галилеи.
Столицы Израильского царства находились именно в Самарии, в различных городах,
таких как Шхем, Тирца и Шомрон - Самария, давший название всему району.
В середине 8 столетия до нашей эры Самария подвергается оккупации со стороны
Ассирии, возглавляемой царями Тиглатпаласаром и Саргоном II, практически
полностью ее разрушившим и угнавшим в плен почти всех живших там евреев.
Именно с тех пор и говорят о потерянных десяти коленах, следы которых ищут
до сих пор. На место евреев Ассирия переселяет другие народы, принявшие
впоследствии некоторую форму иудаизма и ставшие новой этнической группой
«самаритяне». Если побережье последовательно было ханаанским, греческим,
римским и византийским, то горная часть района оставалась самаритянской
в продолжении всего периода Второго Храма и позже. Затем самаритяне уничтожались
Византией, персами, арабами, крестоносцами и снова арабами и к сегодняшнему
дню их община насчитывает всего лишь несколько сот человек живущих в окрестностях
горы Гризим и в Холоне. В наше время значительная часть населения Самарии
является арабской мусульманской, а побережье - еврейской. Есть также незначительное
число арабов христиан. По разделу 1947 года Самария становится частью Королевства
Иордании, а после Шестидневной войны переходит под израильское управление.
Здесь основывается ряд городов и поселений, таких, например, как Ариэль.
К сожалению, доступ ко многим библейским, религиозным и историческим достопримечательностям
горной части затруднен, а, иногда, и просто невозможен из-за арабского
терроризма и новообразованной Палестинской Автономии.
Автор путеводителя - профессиональный экскурсовод с многолетним опытом
работы в Израиле, лектор, популяризатор и журналист, связаться с ним можно
по телефону 054-560591 или электронной почте E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.