Авраам Штерн родился 23 декабря 1907 году в польском городе Сувалки,
входившем тогда в состав Российской империи, в семье Мордехая и (Лизы)
Штерн. В семье, где рос Авраам, говорили на русском языке.
Во время Первой мировой войны Леи-Ѓадаса с детьми покинула город, и
до 1921 года Авраам жил у родственников в России. По возвращению в Сувалки,
он учился в еврейской гимназии и был вожатым в скаутском движении. В 1925
году гимназия закрылась, и в январе следующего года Авраам прибыл в Эрец-Исраэль
для завершения учебы в в Иерусалиме.
В 1927 году он поступил в Еврейский университет. Там он изучал современную
ивритскую литературу, еврейскую поэзию средних веков, греческий язык и
литературу, историю Греции и Рима. В конце года Авраам познакомился с Рони
Бурштейн (1910-2002), ставшей любовью его жизни. Рони приехала с Украины
с семьей в 1923 году и также училась в университете.
В августе 1929 года в Эрец-Исраэль прокатилась волна арабских погромов.
Авраам, как и многие другие студенты, участвовал в рамках организации "Хагана"
в охране Старого города Иерусалима, а затем еврейских поселений Галилеи.
В начале 1932 года Авраам Штерн по рекомендации своего университетского
друга Давида Разиэля присоединился к отколовшейся от "Хаганы" организации,
впоследствии получившей название ЭЦЕЛь (аббр. от Иргун цваи леуми – Национальная
военная организация). Авраам принял участие в курсе командиров, который
продолжался четыре месяца. В то время им была написана известная песня
"Хаялим альмоним" ("Безымянные солдаты"), которая впервые прозвучала на
церемонии окончания курса и стала затем гимном ЭЦЕЛя.
Авраам возглавлял группу бойцов, которая охраняла от арабских погромщиков
хабадскую синагогу в Старом городе Иерусалима.
В 1933 году Штерн закончил учебу в Еврейском университете, и получил
стипендию для учебы на третью степень в университете во Флоренции. Во время
пребывания в Италии, он сочинял новые стихи на иврите и редактировал свои
стихи, написанные в Иерусалиме. Большая часть его стихотворений была написана
в тот период.
В 1934 году Авраам решил отказаться от научной карьеры и полностью
посвятить себя подпольной деятельностью. Он стал ответственным за приобретение
в Польше оружия для ЭЦЕЛя и его переправку в Эрец-Исраэль.
31 января 1936 года Авраам женился на Рони. В том же году возобновились
арабские бесчинства. Командир ЭЦЕЛя Авраам Теоми принял предложение
"Хаганы" и вернулся туда. Авраам Штерн стал одним из главных противников
объединения. В апреле 1937 года в ЭЦЕЛе происходит первый раскол. Около
половины бойцов организации, насчитывавшей тогда примерно 3000 человек,
пошли в "Хагану", а другая половина пошла за молодыми командирами.
ЭЦЕЛь, где подавляющее большинство составляли теперь сионисты-ревизионисты,
стал курировать Зеэв Жаботинский. Авраам Штерн стал секретарем командования
и командиром бойцов ЭЦЕЛя в мошавах. В течение 1937 года Штерн и Разиэль
написали книгу "Экдах" ("Пистолет"). Это руководство по устройству и использованию
пистолета стала настольной книгой еврейских подпольщиков вплоть до провозглашения
государства.
В 1938 году Жаботинский назначил Давида Разиэля командиром ЭЦЕЛя. Под
его командованием был проведен ряд акций возмездия против арабов в Иерусалиме,
Хайфе, Яффо. В результате этих действий арабы насчитали сотни убитых и
раненых.
В июле 1938 года вышел в свет первый номер молодежной газеты ЭЦЕЛя
"Масуот" ("Факелы"). В этой газете Авраам Штерн подписывал свои стихи и
статьи "Эльазар Бен Яир", по имени легендарного командира защитников Масады.
С тех пор он стал известен под именем Яир, и так мы и будем называть его
в дальнейшем.
Кроме деятельности в Эрец-Исраэль, Яир был занят важной работой в Польше,
где он проводил большую часть своего времени. Он наладил упорядоченную
поставку оружия для ЭЦЕЛя и установил контакты с людьми из польского правительства.
Яир разработал грандиозный план. Он собирался подготовить 40000 бойцов
из еврейской молодежи Польши и Литвы для прибытия в Эрец-Исраэль и ее завоевания.
Для этого нужно было начать военную подготовку на местах. С августа
1938 года Яир начал массовую организацию ячеек среди бейтаровской молодежи
Польши. Были проведены военные курсы для командиров этих организационных
групп. Следует отметить, что Жаботинский не был оповещен об этой деятельности.
Весной 1939 года в Карпатах прошел курс для прибывших из Эрец-Исраэль
25 командиров ЭЦЕЛя. Курс продолжался четыре месяца, и его проводили опытные
польские офицеры, бывшие сами ветеранами подпольной борьбы.
17 мая 1939 года англичане опубликовали Белую книгу, в которой Великобритания
обещала способствовать созданию в течение десяти лет на территории Эрец-Исраэль
государства, большинство населения которого будет арабским, и сильно ограничила
право евреев на репатриацию. 19 мая англичанам удалось арестовать Давида
Разиэля. Вместо него командиром ЭЦЕЛя был назначен Ханох Калаи, возглавлявший
до этого иерусалимское отделение организации. Калаи направил Яиру телеграмму,
в которой просил его срочно вернуться из Польши и стать его заместителем.
С возвращением Яира ЭЦЕЛь активизировался. Был проведен ряд действий
против арабов. Кроме того, командование ЭЦЕЛя решило действовать также
против английских объектов. Были взорваны телефонные линии и трансформаторные
будки. Прогремели взрывы на Центральном почтамте и в правительственной
радиостанции. В тот период были также ликвидированы провокаторы, сотрудничавшие
с английской полицией против евреев. 26 августа был ликвидирован английский
сыщик Кернс, известный своими издевательствами над схваченными подпольщиками.
31 августа англичанам удалось арестовать командиров ЭЦЕЛя, собравшихся
на заседание в Тель-Авиве. Авраам Штерн был в их числе.
1 сентября началась Вторая мировая война. Жаботинский постановил, что
место еврейского народа с теми, кто воюет против Германии. Заключенный
в тюрьму командир ЭЦЕЛя Давид Разиэль согласился с ним и объявил о прекращении
военных акций организации, о поддержке Англии в войне с нацистами и их
союзниками, и о сотрудничестве с английскими властями в Эрец-Исраэль. В
конце октября он был освобожден из-под ареста. Другие арестованные командиры
ЭЦЕЛя, в том числе и Яир, оставались в заключении. Яир считал, что евреи
не должны участвовать в войне на стороне англичан без предварительных условий
и пока нет еврейской армии.
В июне 1940 года Яир и другие командиры были освобождены. На следующий
день после их освобождения состоялось заседание командования ЭЦЕЛя, на
котором Разиэля подвергли резкой критике, и он окончательно ушел в отставку.
Командиром ЭЦЕЛя был избран Яир.
Функционеры ревизионистской партии были обеспокоены назначением Яира,
всегда стремившегося к тому, чтобы организация стала независимой от партии.
Они послали Жаботинскому телеграмму, в которой просили его заново назначить
Разиэля. 17 июля пришли две телеграммы от Жаботинского. В одной он сообщал
Разиэлю о его назначении заново, а в другой – требовал от Яира подчиниться
этому указанию. Получив письмо, Разиэль объявил об отмене своей отставки.
Командиры ЭЦЕЛя подготовили ответное письмо Жаботинскому, который слышал
до этого доводы только одной стороны, но оно не дошло до адресата. 5 августа
1940 года он скоропостижно скончался в Америке.
После смерти Жаботинского раскол в ЭЦЕЛе стал неизбежным. Его указание
о назначении Разиэля многие стали воспринимать как завещание. Все попытки
Яира и Разиэля придти к компромиссу потерпели неудачу. Организация раскололась.
Люди Разиэля оставили название ЭЦЕЛь бе-Эрец-Исраэль (Национальная
военная организация Эрец-Исраэль) за собой. Яир, который не хотел отказываться
от столь дорогого ему названия, назвал свою организацию Национальная военная
организация [народа] Израиля (на иврите ЭЦЕЛь бе-Исраэль). Имелось в
виду, что деятельность организации не ограничится пределами Эрец-Исраэль,
а будет охватывать также еврейский народ в галуте. Позднее, уже после гибели
Яира его организация стала официально называться Борцы за свободу Израиля
(на иврите Лохамей Херут Исраэль, сокр. ЛЕХИ).
Новой организации не хватало средств для ее деятельности и бойцов.
Так как не было других источников финансирования, 16 сентября бойцы Национальной
военной организации Израиля осуществили нападение на Англо-Палестинский
банк в Тель-Авиве. В кассу организации поступили 4400 лир. После этой акции
Яир ушел в подполье, сняв комнату в Тель-Авиве под видом журналиста, который
должен весь день работать дома. С женой Рони он был вынужден видеться тогда
только по субботам.
В октябре 1940 года вышел в свет первый номер газеты "Бамахтерет" ("В
подполье"), которую редактировал Яир. Параллельно велась работа над основополагающим
идеологическим документом организации, который получил название "Принципы
Возрождения".
В этих принципах использовались понятия, не встречавшиеся до этого
в сионистском движении. Например, Яир использовал танахическое "Малхут
Исраэль" ("Царство Израиля"), а не принятое со времен Герцля понятие "государство",
которое упоминалось в контексте решения еврейской проблемы, тогда как "Царство
Израиля" выражало мессианские чаяния возрождения Царства Давида в заповеданных
границах от Нила до Евфрата.
Идеологической основой Яира стало не "решение еврейской проблемы",
традиционное для сионизма, а освобождение Эрец-Исраэль. В его учении нет
места борьбе с англичанами за выполнение Декларации Бальфура или против
"Белой книги" – ведь не только "Белая книга", но и сам британский мандат
незаконны! Власть англичан, как и власть любого народа, правящего в Эрец-Исраэль
вместо евреев, есть власть чужеземная и незаконная, так как только у евреев
есть право на Эрец-Исраэль. Духовным и одновременно национальным центром,
согласно идеологии Яира, должен был стать отстроенный в Иерусалиме Храм
– символ эпохи полного Избавления.
Яир видел в Англии, которая не давала еврейскому народу обрести свою
Родину и спастись там от нацистов и их пособников, врага еврейского народа.
В Германии он видел притеснителя евреев в галуте. Пока евреи будут в галуте
– продолжатся их преследования там. Яир считал, что цель Гитлера – избавиться
от евреев. Тогда ничего не было известно о планах уничтожения еврейского
народа. Ходили слухи о планируемом изгнании евреев на Мадагаскар. Яир решил
сделать все возможное, чтобы спасти европейских евреев.
Он решил предложить немцам заключить соглашение, по которому молодые
европейские евреи будут организованы в батальоны для войны с Англией в
Эрец-Исраэль. И когда будет создано еврейское государство, туда перевезут
европейских евреев, которые пока что будут сосредоточены на оккупированной
Германией территории и не будут депортированы на Мадагаскар. Таким образом,
евреи будут спасены, а немцы избавятся от них в Европе. Яир направил бойца
организации с этим предложением в Ливан, который находился под властью
вишистского правительства Франции, и там были немецкие дипломаты. Но немецкое
правительство уже сделало ставку на арабов и, конечно же, не приняло предложение
Яира.
Англичанам, не без помощи евреев, удалось арестовать многих бойцов
Национальной военной организации Израиля. В ишуве царила атмосфера неприязни
и ненависти.
Единственной возможностью разъяснить населению ишува свою позицию,
были передачи подпольного радио. Яир готовил тексты для трансляций.
Мать Яира прибыла в Эрец-Исраэль в середине 1941 года, но в условиях
подполья и конспирации, когда он был вынужден постоянно менять места своего
пребывания, он почти не мог с ней видеться. В начале 1942 года, когда у
него негде было прятаться, боец организации Моше Свораи пригласил его в
квартиру на улице Мизрахи Бет, 8 в Тель-Авиве, где он жил со своей женой
Товой.
9 января двое бойцов организации, по-видимому, без санкции Яира, попытались
ограбить кассира на улице. Прохожие стали преследовать их. Прибывшие полицейские
открыли по ним огонь. Погибли два еврея из прохожих, а бойцы были арестованы.
Узнав о гибели евреев, Яир был потрясен.
Следующей акцией должна была стать ликвидация командиров британской
охранки в районе Тель-Авива Мортона и Уилкина. Но в ловушку попали не те,
кого собирались ликвидировать, а трое офицеров более низкого ранга. Двое
из них были евреями.
Смерть офицеров-евреев вызвала гнев в ишуве. Яира и его людей называли
"пятой колонной", "грабителями", "убийцами". 27-го января 1942 года в квартиру
на улице Дизенгоф в Тель-Авиве где бойцы проходили курс по оружию и взрывчатым
веществам, ворвались английские полицейские во главе с Мортоном и открыли
стрельбу. Зелиг Жак и Авраам Ампер были смертельно ранены и умерли через
несколько дней в страшнейших мучениях. Двое других бойцов, Моше Свораи
и Яаков Левштейн также были ранены и схвачены.
После ареста Моше Свораи Яир покинул его квартиру, где осталась его
супруга Това, но через пару дней был вынужден вернуться туда. Были планы
перевезти его в Иерусалим.
Однако 30 января в газетах и на стендах уличных объявлений были опубликованы
его фотографии с надписью "разыскивается". Тому, кто сдаст его в полицию
или сообщит о месте его нахождения, была обещана награда – 1000 лир.
Кольцо вокруг Яира сужалось. После того, что произошло на улице Дизенгоф,
он понимал, что его не арестуют, а убьют на месте. Ему было очень больно
оттого, что его мать видела эти объявления. Его жена Рони ждала ребенка,
и разлука с ней была для Яира мучительной.
25 швата 5702 года (12.2.1942) в девять утра раздался стук в дверь.
Как обычно, Яир спрятался в шкафу с одеждой. Това пошла открывать дверь.
Перед ней стоял Уилкин. Во время тщательного обыска один из сыщиков обнаружил
Яира в шкафу. Он потянулся за пистолетом, Това бросилась между ним и Яиром,
сказав: "Не стрелять! Или стреляй в меня!". Уилкин приказал посадить Яира
на диван.
Тову вывели из дома, и она услышала выстрелы. Яира хладнокровно убил
английский офицер Мортон, позднее утверждавший, что "был вынужден стрелять,
когда Яир пытался бежать".
Авраам Штерн (Яир) был похоронен под надзором полиции на кладбище Нахалат-Ицхак.
Через несколько месяцев после убийства Авраама у Рони родился сын, названный
Яиром в честь отца. Яир Штерн стал известным журналистом и занимал ряд
должностей на израильском телевидении.
Авраам Штерн был убит и не удостоился увидеть победы в начатой им и
его немногочисленными сторонниками самоотверженной борьбе. Но после его
гибели эта борьба увлекла за собой многих евреев и привела в конечном итоге
к еврейскому суверенитету в Эрец-Исраэль, созданию Государства Израиль
– началу процесса Избавления.