Исторически, религиозное значение Иерусалима для мусульман увеличивается
и убывает в зависимости от политических обстоятельств. В последовательных
и предсказуемых циклах, повторявшихся
шесть раз в течение 14 веков, мусульмане сосредотачивали свое внимание
на этом городе, когда это служило их интересам, и игнорировали его, когда
это не было им нужно. New York Sun
20 июня 2006г
Подлинник (оригинал) статьи на английском языке: What
Jewish Ties to Jerusalem?
Перевод с английского Анатолия Курицкого http://ru.danielpipes.org
Исторически, религиозное значение Иерусалима для мусульман увеличивается
и убывает в зависимости от политических обстоятельств. В последовательных
и предсказуемых циклах, повторявшихся
шесть раз в течение 14 веков, мусульмане сосредотачивали свое внимание
на этом городе, когда это служило их интересам, и игнорировали его, когда
это не было им нужно.
Этот контраст был особенно очевидным в течение прошлого века. Британское
правление городом в 1917-48 гг. пробудило увлечение городом, какое не наблюдалось
в течение 400 лет Оттоманского контроля. Однако, во времена иорданского
правления обнесенным стеной городом (1948-67 гг.), арабы в основном игнорировали
его. Например, иорданское радио передавало пятничные молитвы не из мечети
Аль-Акса, а из второстепенной мечети в Аммане. В документе об основании
Палестинской Организации Освобождения (ООП) – Палестинской Национальной
Хартии, составленной в 1964 г., не содержится упоминания об Иерусалиме.
Интерес мусульман к этому городу возобновился только после израильского
завоевания Иерусалима в 1967 г. Тогда Иерусалим стал фокусной точкой арабской
политики, способствуя объединению беспокойных элементов. В 1968 г. ООП
внесла изменения в свою Хартию, назвав Иерусалим «центром, местопребыванием
ООП, aнгл. seat of the PLO». Король Саудовской Аравии назвал этот город
по-религиозному - «поистине как» Мекка – оригинальная, если не богохульная
идея.
К 1990г. исламское внимание к Иерусалиму достигло такой сюрреалистичной
интенсивности, что палестинские арабы эволюционировали от празднования
дня Иерусалима до отрицания священной и исторической значимости этого города
для евреев. Истэблишмент палестинских арабов – ученые, духовные лица и
политики – содействовали продвижению неправдоподобных утверждений. Они
создали ревизионистскую систему взглядов, построенную в равных частях из
выдумок, неправды, подделок и обмана. На основе этой системы были стёрты
все еврейские связи с землей Израиля, их заменили ложными палестино-арабскими
связями.
Палестинские арабы сейчас утверждают, что Храм Соломона построили ханаанцы,
что древние евреи были бедуинскими сородичами, Библия пришла из Аравии,
Еврейский Храм «был в Наблусе или, возможно, в Бет-Лехеме», еврейское присутствие
в Палестине завершилось в 70 г. н.э., и что сегодняшние евреи являются
потомками хазарских турок. Ясир Арафат сам создал не существовавшего ханаанского
короля, Салема, прямо из воздуха, трогательно рассказывая об этом придуманном
«предке» палестинских арабов.
Организация Palestinian Media Watch подводит итог этому процессу: Превращая
ханаанцев и израильтян в арабов и иудаизм древнего Израиля в Ислам, Палестинская
Автономия (ПА) «берет аутентичную еврейскую историю, документированную
в течение тысяч лет непрерывно издававшейся литературой, вычеркивает слово
«еврейский» и заменяет его словом «араб».
Политические последствия ясны: евреи не имеют никаких прав на Иерусалим.
Как написано на одном уличном транспаранте: «Иерусалим - это арабский город».
Присутствие евреев нежелательно.
Ицхак Рейтер из Еврейского Университета приводит доводы о том, что три
основных события превратили эту мифологию в официальную идеологию:
Во время инцидента на Храмовой горе в октябре 1990 г. еврейские группы
безуспешно пытались заложить краеугольный камень Третьего Храма. Это привело
к мусульманскому бунту, во время которого погибли 17 бунтовщиков. Этот
эпизод усилил опасения палестинских арабов о возможном разрушении исламских
святынь; возникло движение, имевшее цель доказать, что Иерусалим всегда
был мусульманским городом и городом палестинских арабов.
В процессе переговоров в Осло в сентябре 1993 г. материалы по вопросу
об Иерусалиме в первый раз легли на стол переговоров. Палестинские арабы
ответили тем, что попытались дискредитировать еврейские связи с этим городом.
На саммите в Кэмп Дэвид в июле 2000 г. израильское правительство, снова
в первый раз, выдвинуло свои требования о суверенитете над частями Храмовой
горы. Деннис Росс, американский дипломат, присутствовавший на саммите,
сообщил, что Арафат «никогда не предлагал каких-либо самостоятельных идей»
на переговорах. Однако, «он действительно предложил одну новую идею, сказав,
что в Иерусалиме не существовало Храмовой горы, она находилась в Наблусе.
После этого псевдо-история Иерусалима стала частью формальной политики
ПА.
Отрицание палестинскими арабами еврейских связей с Иерусалимом имеет
два вероятных долгосрочных последствия. Во-первых, фокусирование внимания
палестинских арабов на Иерусалиме достигло такого состояния, что сейчас
оно может поддерживать само себя независимо от состояния политики, нарушая
тем самым традиции 14 века. Представляется, что положение Иерусалима стало
вызывать постоянный интерес у мусульман, вызывая чувства, не связанные
с утилитарными соображениями.
Во-вторых, отрицание еврейских связей с Иерусалимом серьезно уменьшает
перспективы дипломатического решения. Явно фальшивая история Иерусалима,
отстаиваемая палестинскими арабами, отвращает израильских собеседников,
причем выдвигаются эксклюзивные права на весь город. В результате, будущие
переговоры по вопросу Иерусалима неизбежно будут более эмоциональными;
они будут проходить в обстановке недоверия и окажутся более трудными, чем
прошедшие переговоры.
© 1980-2006 Даниэль Пайпс.