В последние дни поступают сообщения о массовой записи поселенцев Иудеи и Самарии в Ликуд в надежде, что таким образом они смогут «повлиять изнутри» на политику Ликуда и его руководитство. Эта запись не связана с «Еврейским руководством». Речь идёт о совершенно самостоятельной инициативе, лишённой стремления захватить главенство в Ликуде, к которому стремится Фейглин. Я не собираюсь заниматься тут напрашивающимся моральным вопросом (которым надо заняться отдельно) : хорошо ли покидать партию, соответствующую вашему пути, вашему мировоззрению и вашей вере, чтобы вступить в партию, чья программа не стыкуется с вашими жизненными установками, воспитанием детей и верой.
От меня не ускользнуло, что существенная доля этой инициативы – это желание депутатов Кнессета или заинтересованных в том, чтобы попасть к следующей каденции на реальные места в списке, которые хотят обеспечить себе избрание на праймериз членами партии. Но и этим я на сей раз не буду заниматься.
Стоит провести политическую дискуссию по вопросу: массовая запись в партию, не отражающую ни образа жизни, ни веры – разумный ли это шаг для достижения цели «влиять изнутри»? Очень стоило бы исследовать – повлечёт ли запись в Ликуд около десяти тысяч поселенцев, большинство из которых - представители национально-религиозного лагеря, к принятию политики, на которую надеются записывающиеся ныне в Ликуд поселенцы?
Трезвый взгляд на происходящее, основанный на доказательствах из прошлого, учит нас, что все главы правительств, с момента вступления на эту должность, начиная с покойного Ицхака Рабина, принимали драматические политические решения, которые не соответствовали их предвыборным обещаниям избирателям и программе их партии. Рабин обязался перед избирателями не спускаться с Голан – был готов сделать это. Он обещал безопасность – но был принуждён подписать соглашения Осло.
Покойный Менахем Бегин весь Синай отдал Египту и депортировал поселения сектора Ямит в полном противоречии с программой Ликуда и после того, как громогласно заявил о своём желании поселиться на просторах Синая в секторе Ямит, и даже стать членом поселения.
Ицхак Шамир (долгие ему годы!), вопреки своему мировоззрению, поехал на Мадридскую конференцию, где впервые «палестинцы» были признаны партнёрами для переговоров. Нетаниягу в свою первую каденцию подписал соглашение Уай о передаче Хеврона* - и это вопреки программе Ликуда. Барак в Кэмп-Дэвиде и Табе готов был передать «палестинцам» порядка 97% территории Иудеи и Самарии и готов был согласиться на раздел Иерусалима – вопреки обязательствам, данным своим избирателям перед выборами 1999 года. В период правления Арика Шарона - мы все отлично помним, как «судьба Нецарим такова же, как судьба Тель-Авива» превратилась в одностороннее "размежевание" с Гуш-Катифом.
Выясняется, что партия не торопится свергать возглавляющего правительство лидера и в том случае, когда он проводит политическую повестку дня, расходящуюся с программой партии и его обещаниями. Это факт: когда глава правительства принимает решения по политическим вопросам, он меньше всего считается со своей партией.
Доминантный и влиятельный фактор на эту ситуацию – это партии коалиции. В их руках ключ к способности главы правительства маневрировать между его политическими решениями, неприемлемыми для части его партийцев, и остальными партиями коалиции, обеспечивающими ему требуемое большинство в Кнессете для осуществления той политической линии, которую он решил проводить. Если бы, к примеру, 10 мандатов, которые дали избиратели, религиозные сионисты, Ликуду, перешли к «новому Мафдалу», он же «Байт Йегуди», вся политическая ситуация была бы совершенно другой. Глава правительства полностью зависел бы от этой партии, ему бы пришлось воздерживаться от политических шагов, против которых «Байт Йегуди» протестует.
Нет нужды много говорить, что в таком случае не только политические позиции государства Израиль были бы очень близки к программе религиозного сионизма, но и в других областях жизни мы бы выглядели совершенно по-другому - в сфере образованию, характера государства и т.д. Запись религиозных сионистов в Ликуд также придаёт законную силу религиозным сионистам для записи и голосования за другие партии – ШАС, Кадима, НДИ и так далее. Если можно «покинуть свой дом», то можно перейти в любое место.
И те, кто перейдут в другую партию, не принесут пользы. Ведь каждая партия ведёт себя согласно своим интересам, независимо от того, сколько религиозных сионистов в неё записалось, и даже безо всякой связи с числом религиозных депутатов Кнессета от нее.
Из этого следует простой вывод: только религиозно-сионистская партия, которая целиком основывается на религиозно-сионистской идеологии, в любом случае останется верной своим идеям и будет способна влиять. Если это будет малая партия, соответственным будет и её влияние. Если же это будет большая партия, она сможет влиять гораздо сильнее, чем иллюзии записывающихся в Ликуд религиозных сионистов.
(«Макор ришон», 14.05.10)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ
* Тут автор ошибается. Соглашение о передаче Хеврона было подписано
ещё Пересом и Рабином. Нетаниягу же просто, в приливе нежной любви
к демократии и уважения к преемственности политики, не решился отменить
ни упомянутых соглашений, ни вообще денонсировать соглашения Осло, свою
часть которых «партнёр» и не думал выполнять. Передача Хеврона в соответствии
с подписанными им документами состоялась в январе 1997 года, тогда как
соглашения Уай были подписаны весной 1998 года.