Как пара в известном стохотворении Дана Алмагора , государство Израиль идет на излишную избирательную кампанию, которой никто не желает, но идут, только потому что никто не хочет быть первым, кто откроет рот и скажет: я не хочу выборов сейчас. И речь не идет о какой-то тайне, которую стоит или можно скрыть - все известно. Это только такая игра, что все партии обязаны говорить, что они готовы и желают идти на выборы, и все знают, что это ложь, но нельзя произносить: "да-нет-черное-белое". Каждый читающий газеты знает, что Мофаз еще не готов и выборы сейчас разрушат его партию, что Либерману требуется еще время, чтобы прояснилось его дело в прокуратуре, что Нетаниягу предпочел бы отсидеть в премьерском кресле всю каденцию, что Эли Ишай не хочет выборов сейчас и что харедим опасаются их результатов, что "Байт йегуди" (МАФДАЛ), после долгих усилий и грязных ссор достигший внутреннего согласия о мифкаде и выборах руководства партии, вдруг обнаружвает себя в роли Аврамеле-меламеда, женившегося на уродливой дочке богача за день до того, как тот разорился. И Шели Ехимович с партией Авода не готова, и арабские партии в гневе скрипят зубами, не говоря уже об Эхуде Бараке, который не планиривал расстаться с министерством обороны и, как видно, политической карьерой вообще уже этим летом. Никто не хочет выборов, но в этой игре запрещается говорить это.
Опросы говорят две вещи: во-первых, и большая часть публики не хочет этих выборов, во-вторых, нет в них никакой необходимости, потому что после выборов ничего существенно не изменится, кроме незначительного факта, что Кадима расколется на 2 фракции: одну во главе с Шаулем Мофазом, а вторую во главе с Яиром Лапидом. Для Яира Лапида это в самом деле большой шинуй (изменение). Перейти из статуса молодого политика-салаги, который еще даже не расписался за получение вещмешка, прямо на должность заместителя премьер-министра в следующем правительстве Нетаниягу, - это примерно, как перепрыгнуть из начальной школы в докторат (прим.перев. - Яир Лапид был пойман журналистами на том, учился в аспирантуре и собирался защищать докторскую диссертацию, не только не имея 1-ой академической степени, но и не предъявив аттестат о среднем образовании), а сейчас еще сокращают ему период ожидания. Здорово. Но при всей симпатии к молодому и симпатичному Лапиду, его карьера - не достаточная причина, чтобы послать на избирательные участки 5 с половиной миллионов граждан и потратить полмиллиарда шекелей из госказны.
Но больше всего лжива и злит псевдопричина выборов.
Комментаторы перечисляют массу причин и объяснений того странного факта, что Нетаниягу решил поспособствовать роспуску Кнессета за полтора года до срока. Говорят, что он хочет идти на выборы, пока Обама занимается своими и не может действовать для его провала. Говорят, что Нетаниягу опасается возобновления палаточного протеста. Еще говорят, что глава правительства не хочет дать Мофазу времени сорганизоваться и собрать силы. Есть утверждающие, что просто потому что его положение устойчиво по опросам, он хочет использовать это, потому что неизвестно, что будет через полтора года.
Антихаредимная кампания
Есть что-то в каждой из этих теорий, но это не убеждает. Верно, что когда Обама уверенно будет сидеть в своем кресле во второй каденции, он сделает всевозможные грязные трюки, чтобы повлиять на выборы в Израиле. Это делали американские президенты до него и будут делать после него. Америка никогда не останавливалась перед вмешарельством во внутренние дела других стран, при этом энергично отрицая это, и Обама будет очень рад, если найдет путь свалить Нетаниягу. Опасение есть, но недостаточное для того, чтобы отказаться от поолутора лет власти. У президента США есть, разумеется, определенное влияние на общественное мнение в Израиле, но не до такой степени. Тем более не у Обамы и не на потенциальных избирателей Ликуда. До сих пор каждый раз когда Обама пытался оскорбить или угрожать Нетаниягу, падала тут популярность Обамы, а не Нетаниягу.
У другие разъяснения, все вместе и каждый по отдельности, не дают удовлетворительного объяснения. Палаточная кампания на бульваре Ротшильда в прошлом году произвела много шума в СМИ, но не задела статуса Нетаниягу. Лидеры протеста клялись, что они не вышли на улицы, чтобы свалить Нетаниягу, и к их большому разочарованию, общественность поверила им, и результаты опросов продолжали поддерживать его с большим разрывом от конкурентов. На второй год протест не может подняться выше, чем в первом году. мофаз не представляет реальной конкуренции и трудно уведеть в нем серьезную угрозу и через год. Если "палаточный протест" со всеми мобилизовавшимися в его поддержку СМИ не сделал этого, тяжело представить другой кемпейн, который массово увлечет широкую общественность против Нетаниягу.
Есть только один такой - и это, по моему, настоящая причина проишодящего: лживый и ядовитый антихаредимнуый кемпейн, который увяжет Нетаниягу в один клубок с "уклонением от военной службы и паразитизмом" и выставит его конкурентов одним лагерем, требующем равенства в распределении груза обязанностей. Какой кемпейн будет жестоким, убийственным, потому что в отличие от прошлогоднего "общественного протеста", у него будет ясно определенный враг-чужак: "эти "черные" с их длинными пальто и лапсердаками и кривыми носами, которые не работают, а только плодят множество детей за наш счет". От такого роя ненависти почти невозможно защищаться одной правдой, и промо этой кампании в небольших дозах мы получили зимой во время грязной кампании, якобы против "дискриминации нашим".
Сочетание приближающегося лета, ищущего причин для протеста, с вялотекущим конфликтом между ШАСом и НДИ и отменой закона Таля создало критическую массу для взрыва, и Нетанияги, видно, уже видел в своих глазах палатки и демонстрации, ораторов и певиц на митингах, вместе разжигающих огонь ненависти к харедим и катящих горящие покрышки прямо на него. Опережение выборов - это, по моему мнению, шаг, предотвративший это.
Решить проблему или ругаться?
И все это ложь. И это так злит.
Не то, чтобы не былороблемы, но все политики, которые делают на ней политический капитал, как и их активисты, знают, что решение заключается не в новом законе, а в увеличении маршрутов службы, что мы уже достигли ситуации, когда массы харедим хотят идти служить и работать, ситуации, при которой спрос больше, чем предложение, и каждое новое предложени порождает еще спрос. Почти четвертая часть харедимной молодежи ежегодно мобилизуется. Это очень мало по сравнению с процентом призывников среди поселенческой молодежи, но гораздо больше, чем десятилетие назад. Дайте этому продолжаться, предложите еще возможности для прохождения службы и постепенно процент призывающихся среди харедимной молодежи дойдет до 50-60. И наоборот: чем больше примете новых законов и выкрикните лозунгов ненависти, тем процент снизится.
6 или 7 законопроектов вместо закона Таля уже предложены, в основном, в СМИ. Различия между ними не критические. Можно было свести их к одному закопроекту, устраивающему практически всех нехаредим, и использовать его как базу для усилий прийти к соглсашению с харедим. Если бы эти политики в самом деле хотели продвижения в направлении равной службы для всех, они пошли бы по этому пути. Но большинство из них не хотят решить проблему, они хотят ругаться с харедим и выкрикивать лозунги охрипшей глоткой. Масса стадного удовлетворения есть от этого, масса политического капитала.
И так, под прикрытием облаков лжи мы идем к лишней предвыборной кампании. После них возникнет более устийчивая коалиция Нетаниягу, потому что он сможет выбирать партнеров по коалиции справа и слева, меняя корову на осла по своему желанию. После выборов все разжигавшие огонь вдруг начнут объяснять нам, что надо уменьшить пламя и продвигаться постепенно и приходя к пониманию с харедим.
("Макор ришон" 4.05.2012)
Перевел Яков Халфин
МАОФ
(прим.ред.сайта МАОФ - эта статья, опубликованная 4.05, уже 7.05 "устарела" в связи с отменой досрочных выборов, что лишь подтверждает выводы этой статьи)