Помещение орг.комиссии Кнессета было на этой неделе переполнено людьми, ведшими совестливую борьбу: они боролись всю ночь со своей совестью и в итоге одолели ее. Были там Ави Дуан ("не получал должности замминистра"), Юлия Шамалова ("шакран ми-шакран патур" - обманувший обманщика невиновен), Отниэль Шнеллер ("идеологически барахтались") и Арье Биби ("это все спекуляции"). Грязного белья, которым бросались друг в друга осколки Кадимы друг на друга, хватило бы всем химчисткам в районе центра страны. Председатель фракции Ликуда Зеэв Элькин рассказал там, что лично вел переговоры с двумя третями фракции Кадимы. Сомнительно, что во всей Кадиме есть хоть один праведник, не ведший на каком-то этапе переговоров о дезертирстве.
Это не должно никого удивлять. Предвыборный ролик Ликуда избирательной кампании 2006г. (когда была создана Кадима) точно предсказывал события последней недели. На экране с головокружительной скоростью появлялись пузыри с фамилиями членов списка Кадимы. "У членов Кадимы нет своего пути", - говорил диктор, когда пузыри Цахи Анегби и Шимона Переса столкнулись друг с другом и взорвались. "Между ними нет ничего общего", - продолжил диктор, когда Рухама Авраам и Далия Ицик превратились в мыльную лужицу. "Они живут в пузыре. И Кадима исчезнет".
Единственный сюрприз сейчас – это навязчивые попытки Ликуда взорвать пузырь, который уже давно лопнул. Это то, чем премьер-министр должен заниматься 3 с половиной года? Подкупать Якова Эдри? Подлизываться к Далии Ицик? Организовывать саммит между Биби (Арье) и Нетаниягу (Биньямином)?
Кадима – это обсессия для 2 человек – Нетаниягу и Элькина. Премьер-министр еще носит шрамы ее плетей на своей спине. Эта партия, которая была создана, чтобы уничтожить его, - и почти преуспела. Послу выборов 2006г. Лишь один шаг отделял Нетаниягу от нынешней судьбы Кадимы. Ольмерт вел тогда переговоры с депутатами от ужатой фракции Ликуда (прим.перев. – Ликуд насчитывал тогда 12 мест в Кнессете), уговаривая их отколоться, и почти преуспел. Нетаниягу поклялся тогда отомстить таким же образом. Он только не понял, что это уже не месть, это некрофилия. Можно предполагать, что и Элькин особенно наслаждается, лупя Кадиму, - в прошлой каденции он был рядовым членом фракции Кадимы, ее мальчиком для битья. Далья Ицик издевалась тогда над ним. Его, наверняка, страдает, когда сейчас она обивает его порог, чтобы присоединиться к Ликуду.
Но от большого удовольствия Ликуд вредит себе. Речь не идет о серьезном ущербе, нанесенном на этой неделе попыткой массового подкупа. Высший политический интерес Нетаниягу – сохранить Кадиму, чтобы расколоть левых на следующих выборах, а не устраивать Кадиме контрольный выстрел в голову. Ведь еще не было в истории такой главной оппозиционной партии, которая была бы такой раболепствующей и капитулянтской, как Кадима. Если Нетаниягу и Элькин преуспеют уничтожить ее, они обнаружат против себя в следующем составе Кнессета сплоченную фракцию Аводы и большую фракцию Лапида. Они еще будут скучать по Мофазу.
Неуютный дом
Семь лет назад бросил Цахи Анегби особенно разрушительную бомбу на свой старо-новый дом. Это было через 2 недели после основания Кадимы, Анегби был тогда временно исполняющим обязанности председателя Ликуда – он вонзил острый нож в Ликуд и оставил партию. Та его драматическая пресс-конференция состоялась в тот день, когда прокуратура решила подать против него обвинительное заключение. Заголовок в одной из газет на следующий день гласил: "Анегби бежит в Кадиму, полиция за ним".
Анегби утверждал на этой неделе, что оставил Ликуд только из-за Шарона и вернулся сейчас, потому что "руководство Кадимы больше не представляет его позиции". Интервью, которые он дал трем крупным газетам тогда в декабре 2005г., свидетельствуют, что и в этом случае он не придерживался правды. Он представил тогда оставление тонущего судна Ликуда как существенную идеологическую перемену.
Например, в интервью "Маариву" Анегби был спрошен о возможности, что Шарон проведет второе "размежевание". "Я осознаю это", - ответил Анегби. - "Хоть он и отрицает. Ситуация может измениться, и я буду там. Я не уверен, что поддержу "размежевание", если не будет подходящего возмещения, но я полагаюсь на Шарона. Полностью. На 100 процентов". По своей инициативе Анегби добавил следующие фразы: "Большинство народа Израиля готово сегодня заплатить существенную цену - болезненную – в обмен на соглашение. Включая разрушение поселение. И я в этом большинстве. Да, я изменился, я не тот Цахи, что был 5 или 10 лет назад".
Через мгновение после этого изменения политической конфессии Анегби был спрошен: "Вам не больно за Ликуд? Ваш дом на протяжении десятков лет?" - "Больно", - ответил он, - "но Ликуд, с моей точки зрения, перестал быть теплым домом. Он не теплый, неуютный. Возможно, что именно у Ликуда нет будущего. Его захватили инстиктивные силы, не логичные, не рациональные. Это печально. Ликуд разрушен из-за людских инстинктов. Я надеюсь, что мы сможем сделать из этого выводы в Кадиме".
На этой неделе Ликуд кажется Анегби гораздо более комфортабельным, чем выглядел 7 лет назад. В ближайшие месяцы, - можно быть уверенным, - мы услышим от него высказывания правее, чем когда бы тот ни было. Об Анегби можно сказать то, что председатель Кнессета Реувен Ривлин говорит в подобных случаях: "Он пришел из хорошего дома. Проблема в том, что он уже давно не был дома".
Один из трех
Пышный провал Анегби в формировании семерки не облегчит ему внедрение в верхушку Ликуда. Партия, в которую он возвращается, уже не та, что он оставил в середине прошлого десятилетия: столь любезный ему ЦК уже не так важен, а рядовые ликудники правее, чем ранее. Сомнительно, что они простят ему дезертирство. Ликудовские министры были едины на этой недели во мнении, что Анегби сможет попасть в предвыборный список, но большинство полагали, что не на высокое место. С судимостью, имеющей "калон" (позорную составляющую) и богатое кадимовское прошлое, его шансы попасть в верхушку Ликуда мизерные.
Интересно, что Анегби числится в узкой и престижной группе – вместе с Хаимом Рамоном и Арье Дери – идолов журналистов и комментаторов. На протяжении длительного времени СМИ короновали их в качестве "будущих премьер-министров", "гениальных политических мозгов", "притягивающих мандаты". Общественность как раз впечатлилась меньше: по состоянию на лето 2012 речь идет о трех бывших депутатах, пытающихся поодиночке вернуться в Кнессет и не очень успешно. Дери проваливался раз за разом в попытке вернуть былую славу, Рамон и Анегби еще не достигли ее: они были депутатами Кнессета с 80-х годов, но ни разу не занимали в самом деле крупный министерский пост. Случайно или нет, речь идет о трех осужденных преступниках: нарушитель закона о партиях, взяточник и сексуальный преступник.
Не утвержден
С начала каденции гордится Юваль Штайниц двухгодичным бюджетом. Эта идея родилась вследствие желания Нетаниягу избежать ежегодной головной боли принятия бюджета, но министр финансов представляет это как первоклассное мировое экономическое достижение своего рода. Спустя несколько лет можно предположить, что это и последнее своего рода: ни одна страна от США до Того не унаследовала эту инициативу. Согласно большинству оценок, следующий бюджет не будет принят из-за предвыборной кампании, так что государство будет вынуждено функционировать в в стагнационном 2013 году с архаичным бюджетом, принятым в дни процветания 2010г. Тогда Штайниц сможет гордиться еще одним успехом: без всякого намерения он будет первым министром финансов в истории, автором трехгодичного бюджета.
("Макор ришон" 27.07.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ