Никогда еще ни один человек не праздновал свое осуждение, как это делал Ольмерт на этой неделе. Он обнимался с фотографами, похлопывал охранника в здании суда, кланялся судьям, которые поражались: выслушал ли он приговор до конца. Бывший премьер-министр был признан виновным в мошенничестве, при чем суд резкими словами критиковал его. Невесело звучат и параграфы, по которым он был оправдан: согласно приговору, семья Ольмерта наслаждалась бесплатными поездками по всему миру на сумму в 400 тысяч шекелей за счет таких организаций, как Яд ва-шем (хоть финансирование со стороны организации происходило и по ошибке, но Ольмерт и его семья видели, что они не оплачивали билеты). "Не было конвертов с деньгами", - гордо провозгласил Ольмерт перед журналистами, при этом за ним стояли 11 (одиннадцать!) адвокатов. Итак, конверты были и еще как. Самый оправданный премьер-министр в истории Израиля получил более миллиона шекелей наличными (не отчитавшись об этом) от американского бизнесмена. Он не был осужден по этому пункту обвинения лишь потому что не было выяснено на 100 % пошли ли деньги в его "политический карман" (т.е. на финансирование политической деятельности) или личный. Так или иначе, он не Дрейфус.
И "политическое возвращение" подождет. Хоть Ольмерт является первым кандидатом оппозиции стать альтернативой Нетаниягу на пост премьер-министра, но шнсы, что общество выберет эту альтернативу - ничтожны. Еще до обвинительных заключений и суда - и без всякой связи с ними - Ольмерт считался в глазах общества одним из самых провальных премьеров за всю историю страны. Его поддержка со стороны публики достигла рекорда низины - 3%, и не поднималась существенно выше этого уровня. Не Ольмерт был избран премьер-министром в 2006г., а Шарон. "Шарон победил на этих выборах, и сделал это с закрытыми глазами", - написал Нахум Барнеа наутро после выборов. И победа Кадимы оказалась большим разочарованием: Кадима под руководством Ольмерта потеряла 15 мандатов за 2 месяца, прошедшие от госпитализации Шарона и до выборов. Почти 2 мандата в неделю. Ольмерт был и остается непопулярным политиком.
Вопрос: хочет ли Ольмерт вернуться в политику - забавен сам по себе. Нет политика, который побывав на посту премьер-министра, не хотел бы вернуться в это кресло и не действовал бы в этом направлении. Вопрос: может ли Ольмерт? Трудно поверить, что попытается, пока ведется судебный процесс по делу крупного строительного проекта. Поскольку, повидимому, выборы будут досрочными, а судебный процесс затянется, то "возвращение" Ольмерта подождет. Даже если будет оправдан на суде, сомнительно, чтобы публика поддержала осужденного за мошенничество на посту премьер-министра. "Белое племя" (ашкеназим) менее склонно поддерживать таких сомнительных "Дрейфусов", как Ольмерт, чем избиратели ШАСа. Факт: карьера Хаима Рамона не вернулась на уровень, который был до осуждения, и Цахи Анегби не может подняться. В любом случае у Ольмерта нет блока: Авода под руководством Шели Яхимович и Мерец Захавы Гальон не порекомендуют его президенту в качестве премьер-министра.
Самый большой рекорд этой недели - это требование приближенных Ольмерта, чтобы гос.прокурор подал в отставку. Заголовок в газете, представляющей интересы Ольмерта, был: "Ожидание", как будто речь шла об английской королеве, ожидающей от проштрафифшегося чиновника, что он подаст в отставку. Основное объяснение приближенных Ольмерта этих ожиданий заключалось в знаменитом письме от 2008 года, в котором Ладор берет ответственность за результаты суда. Очень может быть, что Ладор должен подать в отставку вследствие провала, но Ольмерт - последний, кто может требовать это. Ведь он заявил после провала во 2-й Ливанской войне, что "принимает ответственность" - лишь чтобы прояснить немедленно, что отеветственность - не значит отставка. Если нападли на Ладора усилятся, он может воспользоваться одним из доводов Ольмерта после выводов комиссии Винограда: "Лишь тот, кто совершил ошибку, может исправить".
("Макор ришон" 13.07.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ