Нет уверенности, что кто-то из депутатов от партии Ямина свалит правительство, но у них есть родственники
1.В самом ли деле ты верил в то, что написал в этой колонке на прошлой неделе? – так спрашивали меня многие читатели на этой неделе, письменно и устно. Это первый раз, когда вы подозреваете, что я пишу нечто, во что я не верю. После каждой недельной колонки я получаю много различных отзывов (спасибо вам, это не нечто само собой разумеющееся), я не всегда успеваю отвечать (извините), но и те, кто остро критикуют меня, никогда не утверждают, что они не верят, что я в самом деле так думаю. Наоборот, они верят мне, что я так думаю, и не довольны этим.
Но на этой неделе многие затруднились поверить, что еще осталась во мне капля веры в кого-то из депутатов от Ямины. Что после всего, что они сделали самим созданием такого правительства и после создания правительства до сегодняшнего дня, они раскаются. Если до сегодняшнего дня они поддерживали это правительство, то что может привести их к прозрению?
Так прежде всего я верю в силу раскаяния. Каждый еврей может лахзор би-тшува. Есть такие, что приобретают вечность за один час. Особенно, если за один этот час он может спасти государство Израиль от всего, что это правительство делает и еще сделает. Но по правде говоря? Вы догадались – я скептичен по отношению к этим депутатам. Я не вижу кого-то из депутатов от партии Ямина сваливающим правительство. Они слишком глубоко погрязли в этом. Как просто определил это Амихай Шикли – единственный депутат от Ямины, который не заблудился? "Зот мемшелет авера горерет авера" (это правительство преступления, тянущего за собой другое преступление) Подумайте об этом. Из многого, что было сказано об этом правительстве, это самое точное определение. А когда преступление тянет за собой другое преступление, трудно выйти из этого заколдованного круга.
2.Но я верю всем сердцем в родственников этих депутатов. Возможно, в начале они не поняли ситуацию или поняли, но думали, что в роли мужа/жены/сына/дочери/брата/сестры/родителей/внуков они должны поддерживать своего родственника и уважать любое его решение.
Я надеюсь, что если наделаю глупости, то мои родственники и ближайшие друзья поставят меня на место. Пусть только попробуют не покритиковать меня. Но я могу понять и другие системы отношений. Тем более в таком сценарии, когда эти депутаты стали своего рода преследуемыми.
Минутка, не поймите меня неправильно: они преследуемы справедливо. Преследуемы за их вину. Но естественным образом когда идет большая борьба, в том числе очень справедливая идеологическая борьба, есть фанатики, есть проклинающие и есть просто чокнутые. И иногда вы видите, какие слова обрушиваются на вашего родственника, и говорите себе: сейчас моя задача поддержать его. Придать ему сил. Проливают его кровь. И вообще часто ругательства приводят к тому, что люди укрепляются в своих позициях и ничего не видят вокруг, и находят себе отговорки продолжать свои действия. "Подстрекают против меня", "посмотрите какие видеоролики посылают мне" – это уловки-убежища политика-предателя.
И иногда у ближайшего окружения просто есть интересы. Наконец-то мой родственник или приятель дошел до высокого поста, может распределять бюджеты и должности, так сейчас из-за мировоззрения я поссорюсь с ним?
3.В отношении родственников и друзей политиков от партии Ямина я не отчаиваюсь. К ним я пишу. Вы очень близки к этому депутату. Верно, вы не очень понимаете в дебрях политики, как он, но именно в этом ваше преимущество по сравнению с ним. Вы не находитесь внутри этой истории. Вы смотрите снаружи и вы хорошо понимаете, что происходит тут. Вы видите, что возникло самое левацкое за всю историю страны правительство, самое зависимое от движения братьев-мусульман, самое запутавшееся в определении друга и врага – и вы знаете, что это происходит только благодаря поддержке вашего родственника/друга, который вообще был избран по другой политической программе. Если вам в самом деле важен ваш родственник/друг, попытайтесь поговорить с ним. Если вам неудобно с ним разговаривать, то хотя бы просто перешлите ему ссылки на умные статьи, которые пишутся каждую неделю о положении здесь, с добавлением нескольких слов от себя. И кто знает, может удостоитесь быть теми, кто вырвет его из болота "преступление влечет преступление влечет преступление".
Все помнят депутата Алекса Гольдфарба из партии Цомет благодаря голосованию которого прошли ословские соглашения во время правительства Рабина – в полном противоречии с правой идеологией, именем которой он был избран. Я думаю об Офре Гольдфарб – его жене. Я не знаком с ней. Я не знаю каковы были ее политические убеждения. Но допустим, что ее сердце было в нужном месте. Возможно она – безызвестная женщина – могла спасти своего мужа от позора Мицубиши, который вечно будет преследовать его, а всех нас – от ословских соглашений и их последствий, преследующих нас до сегодняшнего дня?
4.И не пренебрегайте силой вашего влияния. Иногда вы говорите что-то кому-то и не знаете, кого это затронет в итоге. Вот на прошлой неделе я написал в этой колонке, что у меня нет ожиданий от Идит Сильман, и поэтому я посвящаю колонку Ниру Орбаху. Помогло ли это? По состоянию на время сдачи номера в печать Орбах не подписал письмо, которое я сформулировал для него. С другой стороны, Идит Сильман удивила своими словами. 2 очень высокопоставленных политических комментатора послали мне стенограмму ее слов и утверждали, что Сильман прочитала ту мою статью и вследствие этого произнесла свою речь. Я сказал им, что они преувеличивают, ведь она слышит критику каждый день, все время, но они ответили, что не надо быть филологом, занимающимся сравнением текстов, чтобы понять, что энергичные слова, сказанные ею в парламентской комиссии сочетаются с моей последней недельной колонкой.
Так сказала Сильман: "Вся страна в стрессе, а министр здравоохранения находит нужным послать пресс-релиз в СМИ, связанный с квасным на Песах в больницах – в месте, где должны считаться с другими. Не этого мы ожидали от министра. Не думали, что он придет разрушать солидарность. Вы знаете, что во время Катастрофы люди постились в Песах, чтобы не есть хамец, а министр в государстве Израиль говорит впустить хамец в больницы. Помимо того, что это личное оскорбление и пренебрежение коллегами по коалиции, это пренебрежение подавляющим большинством израильтян. Я должна сказать Горовицу спасибо потому, что он прояснил мне кое-что, потому что иногда много заняты работой и не замечаем, что хотят свалить флаги, за которые евреи погибали в течение поколений. Надо уважать народ и надо сказать здесь за столом парламентской комиссии, что мы не будем участвовать в опрокидывании флагов. Мы не позволим ему быть министром, если он позволяет себе такие высказывания. Я заявляю здесь, что в мою смену этого не будет".
5.Можно сказать: глупости, разговоры. Посмотрим, как ты встанешь и сделаешь что-нибудь. И знаете что? И я говорю: глупости, разговоры. Посмотрим, как она встанет и сделает что-нибудь. С другой стороны, до сих пор мы не слышали от нее подобных слов, так, может, продвинулись в чем-то?
(прим.перев. – в итоге она вышла из коалиции)
Ее муж, Шмулик Сильман, сказал в интервью Ноаму Фатхи и Йотаму Зимри на радио "Галей Исраэль" сказал еще более однозначные слова. Журналисты спросили не думает ли он, что Идит лгала многим людям, и ее муж ответил: "Любая ваша критика справедлива. Она заслужила эту критику. Я думаю, что депутаты от партии Ямина должны извиниться, это не вопрос. Кто-нибудь скажет, что они не лгали?"
Потом он сказал, что его жена вошла в правительство, чтобы продвигать единство, но "получила шок на всю жизнь", а также выдвинул возможность, что она "вернется домой": "у каждого есть своя красная черта. Есть вещи, в отношении которых она не может пойти на компромисс".
И обратите внимание на эту фразу Сильман: "Идит не продаст свой будущий мир ни за какие деньги. Скажи еврею: продай свой будущий мир за деньги, кто-нибудь согласится? Она приняла личное решение – не будет отмены финансирования яслей, не будет реформистского гиюра, потому что ее волнует ее будущий мир".
Много депутатов и журналистов смеялись на этой неделе над этими словами и устроили комедию из Сильманов. Возможно, они в самом деле разыгрывают всех нас, но, минутку, если члены руководства партии Ямина или их ближайшие родственники начинают вдруг говорить о будущем мире, так, может, есть надежда? Начинается что-то новое?
(БеШЕВА, 7.04.2022)
Перевел Яков Халфин