Проезжая не так давно один из крупных перекрестков в предместьях Хайфы,
удостоился я лицезреть интересную
картину. На перекрестке проводилась вяленькая такая демонстрация "левых"
против политики правительства и лично
товарища Шарона, и это само по себе было совсем не интересно. Но внимание
мое привлек лозунг, глядевший на
подъезжающих к перекрестку с любой из четырех его сторон. На больших
бело-голубых полотнищах красовалась
надпись: "Сопротивление оккупации - вот это сионизм!"
Было над чем подумать. Последними усилиями нынешних израильских политиков
и общественных деятелей слово
"сионизм" обзавелось всеми возможными значениями, а, стало быть, перестало
что-либо означать вообще.
Я стал соображать: 50 лет тому назад сионизмом называлось создание
еврейского государства на части территории
Палестины. Создание это осуществлялось посредством приобретения, захвата
и освоения земель. Почитайте любую,
самую либеральную и апологетическую книгу о Войне за Независимость
и вы увидите, какое убеждение царило в
еврейском ишуве: все, что будет захвачено евреями до вывода британских
войск, останется за еврейским
государством. Но никому не приходило в голову тогда говорить об оккупации,
потому что после ухода турок никаким
сувереном здесь и не пахло. Такая же политическая вынужденность привела
к тому, что в результате Шестидневной
войны в 1967 году под израильский контроль попали территории Иудеи
и Самарии, захваченные Иорданией в 1948
году. В этом свете требование "возврата к границам до 4 июня 1967"
является очевидным логическим абсурдом, а
значит, применяется с нечистыми целями. Ведь единственным отличием
территорий внутри магической "зеленой черты"
от территорий Иудеи и Самарии заключается в том, что первые были захвачены
в 1948 году, в то время как вторые были захвачены в1967. Ни те, ни другие
границы не признаются ни нашими арабскими соседями, ни мировым сообществом,
которое
соглашается лишь в общих чертах с признанием права евреев на свое государство.
Но еще большим нонсенсом является называние "сопротивления оккупации"
настоящим сионизмом. Ибо кто является
ведущей силой сопротивления оккупации? Арабские боевики, объединенные
в разные свободолюбивые организации, типа
"Хамаса", "Танзима" и "Исламского джихада". Но они вовсе не делают
секрета из своих намерений полностью
освободить родной Фалястын от еврейского присутствия. Как и где при
этом их еврейские приверженцы собираются
осуществлять свой "настоящий сионизм"? И если согласиться с таким определением
сионизма, тогда и Тиби -
сионист, и Бишара, а уж Мохаммад Бараке - просто ультрасионист!
Не более понятен и сионизм Рабочей партии. Рабочая партия под разными
названиями являлась ведущей силой
строительства Государства Израиль. Но вовсе не потому, как очень точно
и аргументировано пишет Ури Мильштейн в
своей книге "Рабин. Создание мифа", что больше никого этот проект
не интересовал, но потому, что Рабочая
партия не для того захватывала власть в сионистском движении, чтобы
этой властью с кем-то еще делиться. Однако
с самого своего зарождения социалистическое марксистское движение в
Израиле болеет серьезной формой социальной
шизофрении: с одной стороны, оно вовлечено в строительство еврейского
национального очага, с другой же,
действовует под лозунгами пролетарского интернационализма. Интернационализм
же есть идеология, видящее в нации
пережиток прошлого, который должен исчезнуть с наступлением всеобщего
братства народов (оборони нас, Всевышний
от такой напасти!). Последовательный интернационалист не уважает ни
свой, ни чужой народ, потому что он вообще
видит в нации идею, которая должна быть преодолена. И так получилось,
что одна ипостась социалистического сионизма строила национальные институты,
а другая их благополучно разрушала или, по крайней мере, сеяла семена будущего
разрушения. Сегодня трудно в это поверить, но еще каких-то 50 лет тому
назад лучшие умы Рабочего движения были
убеждены в том, что арабский пролетариат является их естественным союзником
против мировой и национальной
буржуазии. Симптомом этого раздвоения личности является не отмененное
по сию пору признание арабского языка
государственным. И сегодня "товарищи" продолжают ездить на конгрессы
Социалистического Интернационала, где
встречаются со многими крупными пролетариями, с Арафатом, например.
Но если для националиста Арафата участие в
Интернационале есть лицемерная игра, то наши "товарищи" принимают все
его эскапады за чистую монету, как
свидетельство будущего Нового Ближнего Востока. Да и какой, к чертям,
сионизм, если у пролетариата нет
отечества?
Если вы почитаете статьи Томи Лапида и его единомышленников, то у вас
отпадут последние сомнения в том, какой
Томи замечательный сионист, просто лучший в своем роде - либерал-сионист!
Томи Лапид и посланцы его партии вот
уже несколько лет разрабатывают свою шинуевскую модель сионизма - Израиль
без харедим. Все остальные - "да",
нам не жалко; только чтобы сохранился либеральный дух, без него Лапид
не может, но харедим - непреклонное
"нет", всегда и везде! Поэтому, когда в Израиль в прошедшем году репатриировалась
довольно большая группа
харедимных евреев из Северной Америки, Томи Лапид выразил решительный
протест против их прибытия , обозвав не
знакомых ему людей "паразитами и дармоедами". Странный вариант сионизма
по Лапиду нисколько не осмысленней
"сопротивления оккупации", однако оба они не встречают в нашем обществе
достойного отпора.
Странным образом в сионисты зачислили себя и руководители "Исраэль
баалия", чьи речи и чья политика плавно
изменяется по мере изменения состава прибывающих в Израиль иммигрантов
из СНГ. По мере роста числа неевреев
среди вновь прибывших, увеличивается противодействие ИБА любым попыткам
сохранения еврейского характера
государства. "Мы - сионисты, - говорят активисты ИБА, - но с тем, чтобы
всех желающих объявить евреями. А не то
они обидятся!"
Никто не станет оспаривать сионистских традиций и патриотизма партии
Мафдаль (национально-религиозной). Но и в
их рядах понятие "сионизм" наполнилось новым звучанием. В бытность
свою министром просвещения бывший лидер
Мафдаля Ицхак Леви требовал при выработке госбюджета предусмотреть
предпочтительное финансирование сионистских
партий и движений и их детских, молодежных, женских, профессиональных,
спортивных и иных объединений. Перед кем
собирался почтенный министр предпочесть настоящих сионистов? Не перед
арабами (обвинят в расизме), не перед
коммунистами (преданны Родине), не перед Мерец и Шинуй (рафинированные
сионисты!)… Так перед кем же? Министр
Леви все объяснил в своем интервью израильскому радио. Конечно же,
он имел в виду, что без средств должны
остаться харедим - закоренелые и забубенные антисионисты (паразиты,
дармоеды… нужное вставить, остальное
добавить…).
А что думают сами, с позволения сказать, харедим? В 1985 году лидер
литовского еврейства рав Шах, благословенна
память о праведнике, дал интервью газете "Джерузалем пост". В этом
интервью он, в частности, отнесся к
непрекращающимся попыткам делегитимации харедимного общества. "Прекратите
говорить глупости, - сказал рав Шах,
- Я 45 лет живу на Земле Израиля, мои дети, внуки и правнуки живут,
учатся и работают здесь и исправно платят
налоги. Мы все участвуем в заселении Земли Израиля евреями, а не кошками
и собаками. Так кто, я вас спрашиваю,
настоящий сионист?"
Материал взят из листа рассылки Judaika-egroups. Для подписки пошлите
пустое
письмо по адресу:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.