Опубликовано на www.sedmoykanal.com
Опрос, проведенный по заказу “Херута” на прошлой неделе институтом исследования общественного мнения под руководством Ханоха Смита, показывает, что партия легко преодолевает минимальный электоральный барьер, набирая 2,4 процента голосов. Опросы двух ежедневных газет предсказывают “Херуту” один мандат, в то время как “передвижная избирательная урна” газеты “Едиот Ахронот”, установленная на этой неделе на иерусалимском городском рынке Махане-Егуда, дала “Херуту” целых пять мандатов – всего на один меньше, чем “Национальному Единству”. *
В 20-м выпуске периодического журнала “Паним: лица в искусстве и культуре Израиля”, выпускаемого Союзом учителей, опубликована исследовательская работа д-ра Ами Педацура и Дафны Канти, которые изучили общественное мнение по вопросу солидарности с позицией рава Кахане. Вот некоторые из этих данных:
1) 73% жителей городов развития, 87% ортодоксов и 76% иммигрантов из бывшего СССР верят, что правительство Израиля должно поощрять эмиграцию из страны израильских арабов.
2) 93% ультра-ортодоксов, но также и около 39% жителей городов развития и даже 25% иммигрантов из бывшего СССР считают, что “для всех нас было бы лучше, если бы страна управлялась больше по Галахе, чем по существующему закону”.
3) 20% опрошенных готовы были бы голосовать за партию “Ках”, созданную равом Меиром Кахане, если бы ей разрешили баллотироваться в Кнессет. Около 33% ортодоксов сказали, что проголосовали бы за Кахане, если бы могли.
4) Высокая степень поддержки каханизма обнаружилась среди избирателей партий истэблишмента. Около 82% избирателей ШАСа и 50-70% избирателей МАФДАЛа, “Еврейства Торы”, “Национального Единства” и НДИ, и даже 32% избирателей “Ликуда” считают, что было бы лучше всего, если бы “государство управлялось в соответствии с Галахой (еврейским законом – пер.), а не в соответствии с существующим законом”. Следующие цифры представляют процент избирателей, которые на последних выборах голосовали за другие партии и которые проголосовали бы за каханистский список, если бы была возможность: “Единый Израиль” – 3, “Ликуд” – 33, ШАС – 52, “Шинуй” – 15, МАФДАЛ – 24, НДИ – 50, “Национальное Единство” – 50, “Еврейство Торы” – 24.
Педацур и Канти отмечают, что “если исследования середины 80-х годов показывали наибольшую поддержку раву Кахане со стороны поселенцев и жителей городов развития, то 15 лет спустя поддержка этих двух секторов упала в сравнении с поддержкой этой идеологии среди иммигрантов из бывшего СССР, а также среди харедим”.
В некотором отношении, Клайнер создает список, имеющий нечто общее с тем статусом, который создал себе глава “Шинуя” Томи Лапид, хотя и в совершенно иной области политической карты. Точно так же как Лапид клянется, что ни при каких обстоятельствах не будет сидеть в одном правительстве с ультра-ортодоксами, тем самым застолбив себе место в оппозиции, Клайнер тоже никогда не будет сидеть в правительстве, основанном на принципе компромисса по вопросу частей Земли Израиля или создания палестинского государства. С другой стороны, Клайнер обещает, что если будет сформировано узкое правое правительство, “Херут” не будет его сбрасывать, если только оно не будет создавать в действительности палестинское государство, или действительно территории не будут передаваться под чужую власть.
*. Незамеченным в этом анализе опросов осталось
то влияние, которое оказало на их результаты присоединение к “Херуту” партии “Емин Исраэль”,
во главе которой стоят известный политолог проф. Пол Эйдельберг, бывшая активистка борьбы за алию из
СССР Элеонора Шифрин и недавно присоединившийся к руководству партией проф. Исраэль Ханукогло, в прошлом
руководивший организацией “Профессора за сильный Израиль” и бывший затем советником премьер-министра
Нетаниягу по вопросам науки. “Емин Исраэль” известна благодаря разработанной ею всеобъемлющей программе
электоральной и структурной реформы и пользуется широкой поддержкой русскоязычных и англоязычных репатриантов.