Можно говорить о первой попытке прыжка через очень высокую планку. И если этот прыжок не удался, если при разбеге подвернулась нога (похороны убитого арабами Нати Озери), если со всех сторон стадиона летели камни и гранаты со слезоточивым газом, если все газеты в руках грязных соперников, использующих допинг и скрытые пружины для прыжков, предвещали поражение и не советовали делать ставки на этого спортсмена, но все же 40 тысяч поставили на него - это не поражение. Это победа.
Или пример из моей жизни. Мой друг Асин начал заниматься марафоном в возрасте 28 лет, по совету врача. Через три года на Московском Международном марафоне он прибежал семнадцатым.
Когда он вернулся, я сказал ему, что это он выиграл этот марафон. Если бы все те 16, кто пришел перед ним, имели такой список болезней, как у него, и по 15 лет курения и совсем не спортивной жизни - вот тогда можно было говорить о равных возможностях на старте.
Но выборы в Израиле - это работа команды. А в команде “Херута” играл в этот раз только один игрок. Сильный, но истерзанный судами и долгой борьбой Барух Марзель.
“Емин Исраэль” никак не проявилась в предвыборной гонке. Мы не слышали с экранов ни Пола Эйдельберга, с его Конституцией, ни Элеоноры Шифрин, способной убедить русских избирателей на их языке. Если команда ставит только на одного игрока - зачем тогда команда?
И к кому Барух обращался с экрана? К Азми Башара! Говорил, что он ждет его в Кнессете! Не к избирателям, которые должны отдать ему свои голоса! И кого этот избиратель видел на экране? Борца или клоуна? Самодовольство, самоуверенность его - оттолкнула многих серьёзных людей, в принципе согласных с программой “Херута”, но знающих, что легких путей к таким целям не бывает! Ни кулаками, ни клоунадой арабов из Израиля не выкинешь. Законотворческая деятельность - предусматривает «холодный ум, горячее сердце и чистые руки». Руки у Баруха чистые, сердце - горячее, а вот о холодном разуме я промолчу. Но его в этом могла дополнить команда “Емин Исраэль”. Мало кто знает, что суд над Шароном в Бельгии предотвратила Элеонора Шифрин. Люди не знают только из-за скромности этой женщины. Но “Херут” не использовал её потенциал.
И последнее. Редакция “7 канала” написала о похоронах Нати Озери, о том, что его друзья пошли на поводу у Шмулика Бен-Ишая. Когда я прочитал это, все, что видел в тот день - встало на свои места. На экране телевизора все время мелькал Шмулик, но я не знал, что это он руководил похоронами. А так, как мне приходилось работать под его руководством, я понимаю – всё, что произошло той ночью, не случайно.
Еще утром, после убийства, говорили и писали на 7-ом канале о возможных провокациях. Но иногда сами, те, кто здесь живет, создают провокационные ситуации. Без всякой помощи со стороны левых спецслужб.
Только несвободные люди могут придерживаться принципа: “О своих - или хорошо, или ничего”. Раввин Кахана, учеником которого называет себя Шмулик, писал, что Тора держится на правде, а без нее и добро - не добро и зло - не зло. И еще: ”Сионизм не может добиваться своих целей за счет жизни даже одного единственного еврея” (раввин Меир Кахане “Никогда больше” пер. А.Эскина Иерусалим.1988)
Правда о Шмулике, с которым в 92-94 годах я проводил по 8-12 часов в день, такова, что первый еврей в Израиле, заставивший меня голодать - это он. И это после того, как … да это не важно. Мне кажется, что неблагодарность, это самое плохое, что может случиться с человеком. Я благодарен Шмулику за многие жизненные уроки, но большинство их из серии “так делать нельзя”. О раввине Кахана я впервые услышал от него. Но когда мне довелось прочитать несколько книг этого праведника, я понял, что ученик Шмулик – не читал своего учителя, как и многие, кричащие на базаре «Смерть арабам!» Ненависть – длинная дорога. Тот, кто любит себя, не может ненавидеть других. Снисхождение к врагам делает еврея сильнее, праведнее. Спокойная уверенность в своей правоте – это качество, перед которым арабы бессильны. Тот, кто читал книгу Бен-Циона Тавгера «Мой Хеврон», поймут, о чем это я. Его уверенность в том, что это его Земля, не сопровождалась ненавистью к арабам. Он не простил им погрома 1929 года, но и не принял слепой ненависти. Ответственность – вот то слово, которое заменит ненависть. Когда Бен-Цион заставлял арабов очищать синагогу «Авраам Авину», он призывал их к ответу. Мне понятно, почему имя Тавгера я услышал только в 2001 году, через 10 лет жизни здесь. Мне рассказал о нём Арье Кляйн, житель Хеврона. У него тоже нет ненависти, только абсолютная уверенность в своей правоте, в своей правде, правде Торы. Она говорит, кричит, что Хеврон – еврейский город. И Иерусалим. И тот, кто это понимает, не станет ненавидеть их временных жителей. Не снимая при этом ответственности за погром.
И еще одна деталь. На избирательном участке в Рамат-Мамре, Шмулик в присутствии нескольких человек, сказал, что он спит, и видит, как Марзель, проходя мимо араба в Кнессете, рыкнет на него, и тот испугается! А я то, голосовал за «Херут» из-за конституции Пола Эйдельберга, которая позволит сделать Иудею - иудейским государством. И мы оба с ним голосовали за одну партию?
Кирьят-Арба 9.02.2003