1.2.Духовный кризис человечества повлиял на нравственные ценности Израиля. На те « ценности, которые евреи дали всему миру и мир их принял». Но помимо этого, последние десятилетия в Израиле возникли группы населения: «миротворцы», стремящиеся к миру любой ценой, и «неправительственные общественные организации» НПО, которые с невероятной, одержимой, хорошо оплачиваемой безнравственностью, развивают свою деятельность. ЦЕЛЬЮ их деятельности является унижение своего народа. Известно, что унижение приводит только к УНИЧТОЖЕННИЮ. Основой их деятельности, их методология - ЛОЖЬ! За годы галута унижения, уничтожения и приспособления у евреев возникло чувство САМОНЕНАВИСТИ, позволяющее легко согласиться с мнением антисемитов, что еврей - это всегда источник зла. Еврею с чувством самоненависти всё плохое, безнравственное позволено и доступно: предать, продать свою страну, свой народ… а за деньги особенно. Наклеветать на еврея, сказать, «доказать» и распространить самую мерзкую клевету на свой народ, на ЦАХЛ, для самоненавистника просто необходимо - это для него лучшее доказательство его «правоты» (самоненависти). В психологии это явление хорошо изучено и описано. Чем полнее реализуется самоненависть, тем более её носитель ценит, даже подсознательно, - « ведь каждый хочет быть ценимым», тем более изощренно он клевещет на свой народ…
К сожалению, эти люди влияют на духовные ценности Израиля и способствуют
развитию «морали вседозволенности». «Мораль вседозволенности» самая большая помеха воспитанию детей потому, что сущность её ложь. А на основе лжи невозможно ничего создать и особенно воспитать духовные ценности у детей.
А дети, их родители, их учителя живут этом обществе. И мы с вами тоже!
Что делать ?
2.1. Духовный кризис Израиля – это самая основная и самая опасная
проблема Израиля. В Иудаизме давно доказано что «…если существует фактор
поддающийся
нашему регулированию,
способный повлиять
на нас, как
на народ
-это просвещение».
Лауреат Нобелевской премии, профессор А.Чехановер написал: «…Каждое утро я просыпаюсь в страхе от Иранской угрозы, не ядерной, а от того, что наши дети в международных конкурсах по математике занимают 30ые места, а Иранские первые…». Результаты международного конкурса среди учащихся 2010, подтвердилиэту закономерность: 41 место по математике израильтян среди 65 участников.
Проблемы обучения волновали человечество с древнейших времен. В 5 веке до нашей эры Сократ (469 – 399гг до н. э.) применял различные методы обучения. За 2500 лет сотни мудрецов и ученых занимались проблемами обучения, не только детей, но и взрослых. Их волновали не только вопросы получения знаний, но не в меньшей степени, нравственные ценности обучающихся. Эти два понятия: знания и нравственность неотделимы.
К сожалению, в Израиле профессионализм не в моде. Это трагедия не только для системы просвещения, но и для многих других систем. Например пожар - Катастрофа на Кармеле ( системный провал – так назвал это Миха Линденштраус).
НЕПРОФЕССИОНАЛМЗМ довел школы до катастрофического состояния: полный Багрут получают 40% учащихся, в школах насилие и жестокость. Духовный кризис Израильского общества внес свою лепту в воспитание о обучение детей. Но несмотря на это, существуют учителя и даже школы, которые понимают и способны реализовать задачи воспитания и обучения в условиях общества с разрушенной моралью.
Господствующая в обществе мораль вседозволенности стала моралью школы. Можно поднять руку на учителя и ученику и его родителям. Приходить в школу с ножом это не исключение, а практически реальность. В школах усугубляется преподавание гомосексуализма.
«… Гомосексуалиста («практика» не «теоретика») мы посылаем преподавать в школы
специально, чтобы дети знали, что он нормальный, обычный человек» - Так ответила
на мое обращение 16.03.03. заведующая отделом сексуального воспитания Министерства просвещения Хая Барнея 07.04.03.
Направление в школу для детей отстающих в обучении производится без заключения специальной комиссии. Только на основании того, что ребенок отстает в
изучении иврита. Сколько таких олимовских «списанных» детей осталось на совести учителей? Скольким детям учителя, не врачи рекомендовали принимать риталин? Только для того, чтобы снизить активность ребенка и облегчить себе работу…
При этом у ребенка резко снижается IQ. Кстати во многих странах риталин запрещен к применению.
Вседозволенность определила цель обучения в Израиле: « Научить ребенка
СВОБОДЕ и ДЕМОКРАТИИ». В любом учебнике педагогике доказывается, что СВОБОДА ХОРОША ТОЛЬКО ПРИ ВЫСОКОЙ МОРАЛИ, НО СОВСЕМ НЕ ТОГДА,
КОГДА КАЖДЫЙ РЕБЕНОК САМ СЕБЕ ВЫБИРАЕТ СВОЮ СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ.
А что касается
ДЕМОКРАТИИ, то она так часто подменяется
демагогией, что это «смесь», как
давно известно, ВЗРЫВООПАСНА.
2.2. Система просвещения в Израиле – это большая, сложная система и проводить её анализ, и решать её проблемы необходимо с позиций системного
подхода.
В 30годах 20 века (1937г.), Л. Фон Берталанфи предложил Общую Теорию
Систем. Её идея - наличие общих закономерностей при взаимодействии большого
количества факторов в сложных системах подчиненных единой цели.
Значение Общей Теории Систем резко возросло в связи с необходимостью создания больших, сложных систем. Необходимость разработки, создании и внедрении подобных систем, потребовало разработки специальной методологии, позволяющей учитывать многие факторы сложных систем и обеспечивающие их надежность их работы
Но профессионализм «не моден» в Израиле…
Решение проблем в сложной, большой системе просвещения основываются на
системном подходе. Системный подход требует разработки своей структуры действий. Для системы просвещения – это три этапа.
Первый и основной - это
определение Цели
создания системы. Известно доказано,
что степень решенности задачи,
зависит от степени её определенности.
Второй и необходимый - это определение необходимых факторов влияющих на
решение задачи
и разделение общей большой системы
на энное количество подсистем
её составляющих. Для этого нужно многое, в том числе мудрость. Иудаизм говорит: «…мудрость заключается в том, чтобы видеть отдаленные последствия совершаемых теперь действий…»
Третий этап. Принимаемые решения в отдельных подсистемах предусматривают их объединение и обеспечивают окончательное, рациональное и надежное решение проблемы, подчиненное общей ЦЕЛИ.
Первый этап - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ - НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЕБЯ УВАЖАТЬ С САМОГО
МАЛЕНЬКОГО ВОЗРАСТА!!!
Уважение к себе формирует систему требований к самому себе, систему обязанностей,
Приучает к ответственности за себя и за других. Формирует чувство национальной сопричастности и единства, такое необходимое нашему народу. Уважающий себя человек никогда не позволит себе унизить другого и никогда не позволит унизить себя. И, наконец, уважение к себе формирует чувство собственного достоинства, такое необходимое каждому человеку. Давно доказано ( в психологии, в философии и в практике жизни), что без чувства собственного достоинства, уважение к себе, Человек, Личность состояться не может.
Поскольку в системе
форматах и выражениях, обеспечивающих достижение цель этой системы, мы выделили её 4 подсистемы: 1подсистема - «ДЕТИ». 2подсистема - «РОДИТЕЛИ»
3 подсистема - «УЧИТЕЛЯ». 4 подсистема - «ШКОЛА».
1.Подсистема «ДЕТИ». В первую очередь ребенка следует обучить основе жизни –
различию между добром и злом, между можно и нельзя, самого младенческого возраста. Понимать, что такое уважение к себе, и что такое доброжелательность.. . Уважение к себе формирует систему требований к себе, формирует понятия мотивации и ответственности. В общей системе просвещения дети должны иметь мотивацию к познанию и обучению. Выражение иудаизма: «…Каждый человек единственный и неповторимый… Каждый человек - это целый мир…» В правилах поведения Армии США, первым пунктом написано: « естественная потребность каждого человека - быть ценимым.
Почему это так важно!? Есть законы: Давно уже доказано, что каждый человек в любом возрасте от младенчества и до старости, сознательно или подсознательно хочет быть ЦЕНИМЫМ. Поэтому уважение к себе- это ключ к
Формированию нравственных ценностей, необходимых и перспективных для отдельной личности, еврейского народа и израильского общества в целом.
Наличие этих качеств приучает принимать ответственные решения, ощущать
Свою социальную востребованность и формирует общество с высокой моралью.
Последнее для нас более, чем актуально.
2.Подсистема «РОДИТЕЛИ». «... Ребенок – это самый драгоценный дар, который мы получаем в жизни. Родители понимают, знают, чувствуют что, главная их обязанность - это ЛЮБИТЬ Детей. Любить ребенка не для себя, а для него. « Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. Не унижай !» Я.Корчак К сожалению, мы знаем много любящих родителей, с самыми лучшими намерениями приносящих вред своему ребенку, только потому, что не приучили его (её) с детства уважать себя
Каждый хочет, чтобы его ценили, уважали, что он не только любимый сын, внук
(или
даже муж), он сам по
себе что – то стоит . Еще раз:
«…естественная потребность каждого
человека, быть ценимым…».
РЕБЕНОК БЕДЕТ
ВСЕГДА СЕБЯ УВАЖАТЬ,
если С РАННЕГО
ВОЗРАСТА С НИМ
БУДУТ ОБЩАТЬСЯ,
КАК С ЛИЧНОСТЬЮ.
Воспитывая в ребенке Уважение к себе, обращаясь с ним как с Личностью, мы иногда не знаем КАК с ним поступить - приласкать ребенка или поругать. Наказывая ребенка, когда он нуждается в ласке мы допускаем серьезную ошибку. Если же мы приласкаем его в то время, как он заслуживает наказания, мы совершаем дополнительное доброе дело. Этим же мы убеждаем его, что мы верим в него, что он способен на лучшие поступки. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, а тот – третьему, и это необратимый закон благодарности. И, если мы, взрослые действительно хотим повлиять на нравственные ценности, мораль и поведение наших детей, нам иногда необходимо изменить собственное поведение.
Ведь давно известно, что не только мы воспитываем детей, но и они нас..
Изменить
себя - это вполне реально. Психологи
все более успешно доказывают,
что в обычной жизни человек использует
только 15 % своих возможностей.
Подумайте, 85% ждут нашего
вмешательства.
3.Подсистема «УЧИТЕЛЬ» « …Что может быть почетнее и нужнее чем участие в формировании Личности.» Работа учителя требует от него, в первую
очередь, наличия ПРИЗВАНИЯ. Это очень информационно емкое слово. Для очень многих профессий требуется призвание, но для некоторых, работа
без такового, просто преступление. В первую очередь – работа с людьми: медицина и преподавание. Но, чтобы поступить учиться на врача надо сдать психометрию не менее 700, и высокий багрут, а для педагога, воспитателя хватает
багрута не менее 70,а психометрии не мение 580. Где же логика, или просто здравый смысл? Не надо доказывать, что успехи ученика, особенно ребенка, напрямую зависят от того, что вложат в него его родитель, учитель и школа
Давно известно, что если ребенок имеет МОТИВАЦИЮ к учебе, тем выше у него
показатели
обучаемости. Поэтому первая задача
учителя повысить мотивацию
к учебе и понять, что этому
мешает. Золотое правило: если
что –то не получается, найди причину
этого явления (низкой мотивации)
и «убери» её. Неужели «профессионалы»
системы просвещения считают призвание
учителя помешает ему найти причины
нежелание ребенка учиться.
.Призвание учителя обязательно включает любовь к детям, терпение, сострадание, ответственность. Многое другое, что присутствует у учителя с детства…Многому можно научиться. Но самое опасное, чтобы не появилась Фальшь.
Дети, подростки это мгновенно чувствуют, и если контакт и доверие разрушаются. Практически восстановить их невозможно… Воспитатель - это обязанность, требующая полной отдачи
Необходимым качеством
которому он учит». Если «умеет» - нет вопроса о дисциплине. Если «хочет» - ученики ему верят. «Если «знает предмет обучения» - для многих он авторитет на
долгие годы, они его последователи…Но трагедия израильского просвещения заключается и в том, что учителя часто НЕ ВЛАДЕЮТ НЕОБХОДИМЫМИ ЗНАНИЯМИ О ПРЕДМЕТЕ СВОЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ !? Не надо никому объяснять, или подавно доказывать, что такой учитель никогда не будет уважаем учениками и никогда не сможет объяснить им, «что такое уважать себя?».
«…Мы учим детей математике для того, чтобы они могли логически мыслить. Мы учим их языкам, чтобы они могли обмениваться своими идеями. Мы учим их различным наукам, чтобы они могли понять физические свойства мира, в котором живут. Все это прекрасно и, несомненно, важно. Но ни одна из этих дисциплин не влечет обязательного воздействия на мораль, которой ребенок руководствуется в повседневной жизни. Вырастая и совершая сомнительные поступки он часто может откровенно сказать: « В школе меня учили многим предметам, но никогда не учили, для чего.» Таким образом, передача информации является одним и довольно простым компонентом просвещения. Истинно, жизненно важное просвещение заключается в обучении тому, что они должны нести ответственность за соблюдение моральных и этических норм жизни… Это будет способствовать созданию лучшего мира для их детей и грядущих поколений…» В этом мудрость иудаизма. Истинный воспитатель - не тот, кто просто сообщает факты, а тот, кто учит ребенка мыслить. Для этого и существуют различные уровни проблемности обучения.
Таким образом: 1. отсутствие призвания к профессии учителя. 2. низкие знания о предмете преподавания. 3. не четкое понимание значения и смысла «уважать
себя» - это то, что мешает подсистеме Учитель выполнять лидирующую роль в системе Просвещение.
…Великий мудрец, которого спросили, где он научился столь многому сказал: « Я
Научился многому у моих учителей. Еще больше я научился у моих друзей. Но больше всего я узнал у моих учеников». Мы должны смотреть на своих детей, то и дело повторяя себе: вот благодатная душа, открытое сердце и ум, которыех мне поручили воспитывать и обучать
.
4. Подсистема «ШКОЛА» В еврейской истории просвещение традиционно рассматривается не просто как сумма знаний, но в первую очередь как система формирования моральных ценностей, правильных для личности и для всего еврейского народа. Это положение имеет особенно важное значение сейчас, когда Израиль находится в усугубляющемся духовном кризисе. Духовный кризис, разрушение нравственных ценностей или подмена их фальшивыми постулатами, приводит к уничтожению народа. ШКОЛЫ были когда – то источником объективных ценностей, сейчас то и дело становятся полями идеологических сражений, на которых эти ценности сводятся на нет. В истории человечества было много битв. Но самой большой из них является, по-видимому, битва между добром и злом Между благопристойностью безнравственностью. Между жертвенностью и эгоизмом. Нам было дарованы не только нравственные ценности, но и право выбора своего пути. Так много споров, что же является основным критерием правильности выбранного пути. Многочисленные источники иудаизма, многовековая философия и практика жизни человечества доказывают, что таким основным критерием является УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ - ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА.
На рубеже первого века до н.э., признанный мудрец ГИЛЕЛЬ сказал: «Мудрость Иудаизма заключается в том, чтобы не делать другому того, что ты не хочешь, чтобы сделали тебе…». Не знаешь, как поступить - прими такое решение, за которое будешь больше себя уважать…
Часто особенно трудным в обучении и воспитании является подростковый возраст. Это один из самых трудных и драгоценных периодов жизни. Различные напряженности создают у подростков специфическую, не укрощенную энергию - энергию самой жизни. Они не ищут комфорта. Они стремятся к действию.
Переполненные смесью адреналина и самоуверенности, многие из них хотят изменить процесс, по которому развивается мир, и полагают, что могут это сделать.
Взрослые отягощенные повседневными заботами и возрастным «консерватизмом», склонны примириться, что мир в котором они пребывают, - это единственная форма
существования. Отсюда и возникающий конфликт между этими возрастными группами. Не всегда причина столь глобальна. Но всегда молодые за перемены, а
взрослые за статус-кво. Возникает конфликт, бунт, преступление. Конфликт опасен, если молодые теряют главную основу семьи, жизни:«Хочешь жить - живи достойно», и тогда вступает в силу закон КОНФОРМИЗМА (лат. Conformis –подобный, соответствующий). Сущность его заключается в том, человек стремится принять мнение группы, с которой он общается, особенно в юности. Каждый человек хочет быть признаваемы в своей группе. ХОЧЕТ БЫТЬ ЦЕНИМЫМ. Особенно, когда он начинает «взрослеть». А родители, учителя этого не видят, плохо воспитали у него уважение к себе. Между взрослым и юным не должно быть антагонизма. Неумение наладить отношения – это ошибка старшего, он знает больше!
Школа является четвертой,
завершающей подсистемой Общей
СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ. Завершающая
подсистема не может позволить
себе О П Я Т Ь вынести на обсуждение
правильность ЦЕЛИ
СИСТЕМЫ, которая обсуждена, определена,
принята и утверждена. И больше
всего нас беспокоит активизация
методов обучения, соответствие
интерьера школы поставленной
цели обучения, наличие стикеров,
постеров и т.д. в общественных,
центральных местах школы, с
соответствующим содержанием. Например:
« ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ - НАУЧИТЬ
РЕБЕНКА СЕБЯ
УВАЖАТЬ.» или
« УВАЖАЮЩИЙ
СЕБЯ ЧЕЛОВЕК
НИКОГДА НЕ ОБИДИТ
ДРУГОГО И НИКОГДА
НЕ ПОЗВОЛИТ
ОБИДЕТЬ СЕБЯ»
или « ЧТОБЫ НАУЧИТЬ
РЕБЕНКА СЕБЯ УВАЖАТЬ,
НАДО С НИМ ОБРАЩАТЬСЯ
КАК С ЛИЧНОСТЬЮ» И желательно,
чтобы если не в каждом
классе, то во многих центральных
и общественных местах был флаг
Израиля. И т.д. И т.п.
И если ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ - УВАЖАТЬ СЕБЯ - ДОСТИГНУТА, то родителям остается напомнить детям (даже взрослым) только одно: ПОСТУПАЙ КАК ХОЧЕШЬ, НО ВСЕГДА УВАЖАЙ СЕБЯ!!
И как бы такая цель не казалась нам сложной, «Мы должны признать,
что живем
в особое время
и готовы
выполнять предназначения
своего поколения,
стоящего перед
нашей эпохой…Мы
не можем позволить
себе оставаться
в оборонительной
позиции и ждать
кризиса. Неосведомленность
и беспомощность
не нейтральны…они
активные, деструктивные
силы…»
Древняя мудрость
говорит: «Чтобы
добиться чего- нибуд
завтра – надо начать
двигаться сегодня.
Начало - это
половина целого.»
Д-р психологии И.Рожански-Лобовиков 22.12.10.