О том, как часть Эрец-Исраэль превратилась в "сектор", как в 1929 году евреи были изгнаны из Газы и как
герои Кфар-Дарома помогли спасти Тель-Авив в 1948 г.. Внук раввина еврейской общины Газы начала
прошлого века рассказывает о еврейских поселениях Газы, которые в этом году были вырваны с корнем – вот
уже в пятый раз
("Макор ришон")
Пять раз создавались еврейские поселения в секторе Газы – с тех пор как возобновилось заселение
Эрец-Исраэль – и пять раз они выкорчёвывались. Дважды евреи жили в самом городе Газе. Трижды еврейские
земледельцы обосновывались на прилежащих к городу землях, принадлежащих Еврейскому национальному
земельному фонду или государству. Трижды поселения разрушались врагом, один раз – под международным
давлением, и один (последний) – нашими собственными руками. "Демография победила" – заявляет Зеэв Шиф
со страниц "Гаарец". "По окончании Войны за независимость жители сектора Газы насчитывали 280 тыс.
человек, а сегодня их – 1,3 млн. Даже если все израильтяне подобно страусу спрячут голову в песок, этот
демографический урок невозможно игнорировать". "Многие израильтяне предупреждали, что это случится. Во
всей этой истории нужен, скорее, психолог, а не историк", – вторит ему его коллега Том Сегев (12.9.2005). Кто
осмелится перечить столь категоричным утверждениям?
Британско-турецкая сделка
В 1885 году в Газе была создана первая в Новой истории еврейская община. Среди её отцов-основателей
значились Авраам Шлуш, Нисим Элькаям, а также семейства Кастель, Рабинович, Габай, Штрумлиц, Гоата и
Эрвиц – все они были выходцами из Яффы. Они поселились в окрестностях центральной городской бани – в
квартале, вскоре получившем прозвище Харат-эль-Яхуд (Еврейский квартал). Довольно быстро община
разрослась, и около ста человек поселились в кварталах Рас-эль-Тала, Харат-эль-Зейтун и прочих. Община
была столь сильной и сплочённой, что, невзирая на "демографию", выделила из своих рядов молодёжную
бригаду для возведения первого еврейского квартала Беэр-Шевы (1900 г.) и способоствовала созданию первого
сельскохозяйственного посёлка в Негеве (Хават-Рухама, 1911 г.), который из идеологических соображений
полагался исключительно на еврейский труд.
В 1906 году британцы, правившие Египтом, направили несколько боевых кораблей к берегам Акабы в
Красном море и к берегам Газы – в Средиземном, "убедив" тем самым Османскую империю отодвинуть свою
международную границу. В северо-западной части этой границы, известной сегодня как Филадельфийская ось,
был построен новый город – Рафиах, разделённый границей надвое. Своим южным окончанием она
простиралась до города Табы. По воле истории эта граница, с момента её установления в 1906 году, не
сдвинулась ни на сантиметр, несмотря на все потрясения, перевороты и войны, происходившие на ней.
Территория с севера от неё обозначена как Эрец-Исраэль, а с юга – как Египет.
В 1907 году в Газу приехал рав Нисим Охана и организовал здесь школу "Талмуд Тора", в которой все
предметы изучались на иврите (уже в 1907 году!), что побудило Ицхака Бен-Цви и Элиэзера Бен-Иегуду
посетить город со специальным визитом. Отношения между мусульманами Газы и еврейской общиной были
дружественными. Муфтий Газы шейх Абдалла Алами пользовался помощью рава Оханы в борьбе против
христианских миссионеров, действовавших в городе, консультировался с ним по поводу мнения ТАНАХа по
духовным вопросам и собственноручно записывал его ответы. Ответы эти, в итоге, вошли в книгу р.Оханы
"Знай, что ответить эпикурейцу". Рав Охана приходится дедом автору этих строк, а шейх Абдалла – дед Имада
Алами, представителя ХАМАСа в Дамаске. Рукопись муфтия и по сей день хранится в семье Охана. Даст Б-г,
наступит мир, и мы сможем передать эту рукопись внуку её автора.
С дубинками и серной кислотой
Девять лет спустя, в 1916 году, община Газы впервые была разрушена. Армия генерала Алленби,
пришедшая в Эрец-Исраэль из Египта, раз за разом атаковала Газу – но терпела поражение. В итоге, молодой
британский офицер разведки по фамилии Майнерцаген нашёл решение этой проблеме. Прискакав на лошади к
турецкой линии обороны, он начал провоцировать солдат неприятеля, а затем ретировался, "случайно"
обронив сумку с фальшивыми картами. Согласно этим картам, британцы намеревались в следующий раз
атаковать незащищённую Беэр-Шеву, вместо укреплённой Газы. Турки попались на эту удочку и перебросили
свои части в Беэр-Шеву. Таким образом, очередная атака Газы британцами увенчалась успехом. Войдя в город,
британская армия не обнаружила в нём ни одного еврея. Часть из них, не будучи османскими подданными,
были вынуждены покинуть город еще до начала боёв, часть же – бежала из-за военных действий. И те, и
другие временно вернулись в Яффу.
Но прошли два года – и община Газы возвратилась на прежнее место. С 1918 г. по 1929 г. она росла и
процветала в культурном и экономическом аспектах. Ей удалось преодолеть тяжёлые события 1920 и 1921 гг.,
но погромов 1929 г. она не выдержала. Вдохновителем этих погромов был иерусалимский муфтий Хадж-Амин
эль-Хусейни, который, хотя и проводил жёсткую пропаганду против алии и сионистского поселения, тем не
менее, направил погром, в основном, против еврейского "старого ишува", многие поколения существовавщего
в Эрец-Израэль бок о бок с мусульманской общиной. Причиной тому стало большее влияние, которое имел
муфтий на традиционные кланы, проживавшие во внутренней части страны – в таких городах, как Хеврон,
Иерусалим и Цфат. С этой точки зрения, сюда же относилась и Газа. Подстрекаемая толпа хлынула в еврейские
кварталы с криками "Идбаху эль-яхуд" (режьте евреев) и начала громить дома и магазины.
"Мы осмотрели оружие, имевшееся в нашем распоряжении", – рассказывает глава общины Нисим
Элькаям. – "Три дубинки, один нелегальный пистолет, несколько стальных прутов, бутылка с серной кислотой,
четыре кочерги, меч, пять кухонных ножей и два топора" (Н. Элькаям, "40 лет еврейского ишува в Газе", стр.
384).
Как только толпа ворвалась внутрь, в лицо одного из нападавших была выплеснута кислота, и "заговорил"
пистолет. Подоспевшие британские солдаты немедленно начали выяснять, из какого оружия были
произведены выстрелы. Одна из женщин указала на арабов. Хотя с прибытием англичан арабская атака была
остановлена, распалённая арабская толпа ни в какую не соглашалась расходиться. После долгих
препирательств было решено, что англичане сопроводят евреев к железнодорожному вокзалу и отправят их в
Лод и Тель-Авив. Так еврейская община Газы прекратила своё существование.
Хирбэ, ставшее Хизъа
Лишь в 1946 г. евреи вновь поселились в Газе. В процессе одной из наиболее масштабных поселенческих
кампаний, когда-либо проводившихся сионистским движением – как и прежде, не считаясь с демографической
проблемой – за одну ночь, на исходе Судного дня 1946 г., были возведены 11 новых поселений в отдалённом,
абсолютно "арабском" районе Негева – между Беэр-Шевой и Газой. Одно из тех поселений имеет
непосредственное отношение к сегодняшним событиям: оно было пострено, с помощью Керен а-Йесод, на
земле, приобретённой Еврейским национальным фондом еще в 30-е гг., и называлось Кфар-Даром.
Молодое поселение простояло лишь два года, но своим падением помогло спасти Тель-Авив. В 1948 г.,
сразу же по окончании британского мандата, египетская армия вторглась в Палестину, продвигаясь тем же
путём, которым ранее шла и британская армия, и армия Наполеона, и Александр Македонский, и многие
другие: старинным Морским путём – Via Maris. Целью египтян было предотвратить реализацию "Плана о
разделе Палестины", принятого ООН 29-го ноября 1947 г., и любым путём воспрепятствовать созданию
еврейского государства в Эрец-Исраэль. Противостоявшие им израильские военные силы были весьма
огрничены – в тот момент Бен-Гурион сосредоточил основные силы против Латруна, пытаясь прорвать
арабскую блокаду Иерусалима. Основным препятствием, стоявшим на пути египетской армии, стали несколько
поселений: Нирим, Ницаним, Негба, Яд-Мордехай и Кфар-Даром.
Согласно классической военной теории, атакующие силы должны иметь троекратное превосходство над
обороняющимися. Египтяне же направили несколько тысяч пехотинцев, подкреплённых бронетехникой,
самолётами и артиллерией – против поселений, в каждом из которых, в среднем, было 45 обороняющихся.
Кфар-Даром, героически отбивая всё новые и новые атаки, стоял до последнего.
8 июля 1948 г. жители поселения были эвакуированы, и, уже будучи пустым, оно вновь было атаковано –
и захвачено. Кфар-Даром пал, но задержка возникшая в продвижении египетян благодаря стойкости
поселений, а также бомбордировке моста "Ад-Алом" южнее Ашдода, произведённой четырьмя израильскими
самолетами, дала возможность Израилю возвратить из Латруна бригады Гивати и Александрони и вновь
сформировать линию обороны Тель-Авива.
В конце Войны за Независимость египеская армия не отступила к международной границе, а
остановилась на полпути. Так родился "сектор Газы": будучи частью Земли Израиля, он был заселён
палестинцами, половина из которых – постоянные жители, а половина – беженцы, и полностью находился
под юрисдикцией Египта. Палестинцы были первыми, кто испытал на себе жёсткую руку египетской власти.
22 августа 1948 г. палестинцы провозгласили в Газе "Правительство всей Палестины", выбрав в качестве
палестинского флага флаг "восстания в пустыне" 1916 года, поднятого Шерифом Хусейном и Лоренсом
Аравийским. Имея под своим контролем одну лишь Газу, палестинцы провозгласили "полную независимость
всей Палестины от Сирии и Ливана до Египта и от Заиорданья до Средиземного моря". Египтяне не проявили
терпимости по отношению к такому шагу и 6 октября 1948 г. распустили "Правительство всей Палестины", а
его членов погрузили на грузовики и выслали из Газы на территорию Египта.
Границы Газы были определены соглашением о прекращении огня, подписанным между Израилем и
Египтом в 1949 г. на острове Родос. Несмотря на это, граница через некоторое время была изменена по
просьбе египтян. Небольшая территория на севере сектора отошла к Израилю, построившему на ней поселение
Нетив-а-Асара. За это Египет получил от Израиля значительно более обширную территорию на юге сектора,
включавшую в себя арабские посёлки Абсан-эль-Кабир, Абсан-эль-Зайер, а также Хирбэ. Последний позднее
дал название знаменитой книге С.Изхара "Хирбэт-Хизъа". Именно эта территория создала знаменитое "брюхо"
на юго-востоке сектора Газы, на пути в Керем-Шалом.
Первые претензии со стороны палестинцев на территорию, на которой сегодня находится Нетив-а-Асара,
были неофициально выдвинуты Палестинской администрацией несколько месяцев назад. В силу взаимности
обмена территориями, если такое требование возникнет вновь, его можно будет с лёгкостью преодолеть – ведь,
как известно, в каждом уравнении есть две части.
В начале 50-х сектор Газы был весьма активен. Мустафа Хафет, глава египетской разведки в секторе,
засылал на территорию Израиля палестинские диверсионные группы, которые занимались кражами, разбоем,
минированием, стрельбой из засады и т.п.. Израильская сторона называла их "инфильтрантами", а арабская –
"федаин" ("идущие на жертву"). Одним из случаем, потрясших Израиль, стало убийство Рои Ротберга, члена
киббуца Нахаль-Оз, застреленного из засады. "Не арабам, а себе самим предъявим мы счёт за смерть Рои", –
сказал Моше Даян в прощальной речи (см. article.php3?id=5235&type=s&sid=47). Он говорил
также о том, с каким нетерпением арабы смотрят на наши земли, и о необходимости быть всегда начеку. В
конце концов, в июле 1955 г., Мустафа Хафет получил "подарок" – посылку, открыв которую, он прекратил
свою деятельность.
Израиль вновь захватил сектор Газы в ноябре 1956 г. во время Синайской кампании, но отступил из неё,
да и со всего Синайского полуострова, в марте 1957 г., в результате жёсткого международного давления со
стороны супердержав. Спустя десятилетие Израиль вновь занял Газу в Шестидневной войне 1967 г., несмотря
на возражения Моше Даяна, предпочитавшего не брать на себя заботу о беженцах, наводнивших Газу.
Форпост "а-Шомер а-Цаир" в Нецарим
Заселение сектора Газы евреями после 1967 г. никогда не было спонтанным и не являлось результатом
инициативы "снизу", как это зачастую происходило в Иудее и Самарии. Здесь же, в силу специфики
территории и арабского населения, поселения проектировались на государственном уровне, посредством
официальных решений правительства. Доминирующей концепцией стало возведение еврейских поселений в
виде пяти "пальцев", которые вклинивались между блоками арабских деревень: Нисанит, Дугит и Элей-Синай
– к северу от города Газы; Нецарим – между Газой и Бурейджем с Дир-эль-Балахом; Кфар-Даром – на своём
историческом месте; Гуш-Катиф – на юго-западе; Питхат-Рафиах – в качестве буферной зоны между сектором
Газы и Синаем. Поселения в секторе возводились на землях, ранее приобретённых Еврейским национальным
фондом (Кфар-Даром), либо на незаселённых и необрабатываемых государственных землях (Гуш-Катиф).
Не кто иной, как Ариэль Шарон, будучи командующим Южным военным округом, в соответствии с
решением правительства Маараха (01/1970) распорядился отгородить 48000 дунамов земли, на которых затем
были построены Нецарим и Гуш-Катиф. Не кто иной, как "Молодой страж" (левое молодёжное движение
партии МАПАМ "а-Шомер а-Цаир") в марте 1972 г. возвел форпост Нецарим, и не кто иной, как Ицхак Рабин
почтил своим присутствием первый постоянный посёлок, "прописавшийся" в секторе Газы – Нецер-Хазани.
Согласно плану Алона, поселение Питхат-Рафиах являлось заградительным блоком на традиционном пути
вторжения в Эрец-Исраэль, а потому необходимо было позаботиться о том, чтобы будущая южная граница
Израиля всегда оставалась западнее него.
Возможно, это покажется странным на фоне сегодняшних реалий на территориях, но между еврейскими и
арабскими посёлками царила спокойная атмосфера. Жители Нецарим рассказывают о том, что на охрану
поселения присылали трёх-четырёх солдат, и о добрососедских отношениях с арабами, и о частых покупках на
рынках Газы. Первый теракт-самоубийство произошёл в ноябре 1994 г., вследствие прибытия членов ООП на
территории. После теракта Шимон Перес предложил эвакуировать Нецарим. Глава правительства Ицхак Рабин
воспротивился этому (12.09.2005, "Гаарец").
План "размежевания" сказал своё слово, и выкорчёвывание пятой волны поселений завершилось 12
сентября 2005 г., за день до годовщины Ословских соглашений. "Демография победила", – сказал Зеэв Шиф. И
психолог, к которому Том Сегев отправил Государство Израиль, окончив сеанс психотерапии, встал с кресла.
Нет сомнений: поселения в районе Газы были помехой. Миру без них стало легче. Поселения в Иудее и
Самарии – тоже помеха. Миру было бы легче без них. Всё Государство Израиль – помеха. Миру, несомненно,
было бы легче без него.