http://www.sedmoykanal.com/news.php3?id=225399
Полнометражный документальный фильм «Уход из Газы» поставлен давно работающим в Голливуде бывшим
израильтянином Йоэлем Бласбергом, автором многочисленных сценариев и продюсером кино- и
телевизионных фильмов. Это его первый документальный фильм. В сюжете использованы среди прочих
видеоматериалы нашего аорреспондента Тувьи Лернера. «Уход из Газы», как рекомендует его автор статьи в
«Джерузалем пост» Орит Арфа, - это «честный и трогательный рассказ об одностороннем размежевании
Израиля от сектора Газы в августе 2005 г».
Арфа, которая всячески старается показать, что не является сторонницей поселенцев, пишет, что фильм
изобретательно снят и отредактирован и изобретательно распространяется, но, по мнению автора статьи, «ему
недостает яркого и оригинального ракурса, за исключением одного: в промышленности, известной своей
антипатией к израильскому присутствию в Газе и на Западном берегу, «Уход из Газы» идет против общей
про-палестинской линии и предлагает сочувственное изображение поселенцев Гуш-Катифа».
Премьера фильма состоялась 23 марта в кинотеатре «Лаэмль» в Энчино, штат Калифорния. Именно там
Бласберг дал интервью Орит Арфа, в котором сказал, что не имел намерения создать пропагандистский фильм
в поддержку поселенцев «Гуш-Катифа». «Я не думаю, что он уж такой про-поселенческий, он просто
показывает, что там происходило», сказал он.
Бласберг, который служил в ЦАХАЛе в начале 70-х и рекомендует себя как «очень произраильский сионист»,
путешествовал по Израилю несколько месяцев перед размежеванием, готовясь заснять это поворотное событие
в еврейской истории. Он не отрицает, что его документальный фильм «запечатлел то, что благоприятно
показывает Израиль, так как я понимал, что большинство фильмов этого не покажут».
Он ожидал, что большинство либеральных СМИ и работников киноиндустрии будут изображать поселенцев
«большеглазыми фанатиками», как это сделано в одном иностранном документальном фильме, авторы которого
ходили по пятам за одним жителем Гуш-Катифа с особенно ястребиными взглядами. В «Уходе из Газы»
использованы интервью с вполне заземленными жителями Гуш-Катифа, среди которых раненый ветеран
израильских войн, врач, смотритель зоопарка, вдова, фермер. Все они честно – «на уровне глаз» - говорят о
причинах, по которым они поселились в Гуш-Катифе, о своей любви к этому району, о своих трагедиях, своих
страхах, надеждах и вере.
Бласберг в интервью сказал, что вовсе не удивлен тем, что его гуманистические портреты поселенцев вызвали
местную критику. Например, обозреватель «Лос-Анжелес таймз» жаловался на то, что в фильме опущена
«всякая критика поселенцев, как со стороны израильских левых, так и с точки зрения палестинцев».
Обозреватель «Еженедельника Л-А» написал, что «фильм искусно повернут, чтобы изобразить приятных,
здравомыслящих изгнанников, и замусорен кадрами с плачущими солдатами, которые воспринимают свою
миссию как невыносимую».
«Если вы снимаете фильм, показывающий палестинскую сторону», - говорит Бласберг о такой критике, - «вы
не найдете ни одной газеты в Америке, которая назвала бы такой фильм пропалестинской пропагандой. Они
скажут, что это фильм о страданиях палестинцев».
Хотя Бласберг утверждает, что его фильм аполитичен, документальный фильм о размежевании не может не
нести политической нагрузки. «Классические правые аргументы», по определению Орит Арфа, разбросаны по
всему фильму, будь-то интервью с поселенцами или с бывшим начальником генштаба генерал-лейтенантом в
отставке Моше (Буги) Яалоном, который спрашивает: «Как мы пришли к этому моменту, когда легитимным
считается изгнание евреев, а изгнание арабов нелегитимным?»
Правда, в одном месте в фильме все же представлена левая точка зрения. Ее озвучивает бывший военный
губернатор Газы с 1978-81 гг., который называет поселенцев «колонизаторами» и говорит, что «мы должны
смотреть на размежевание только с радостью, а не со слезами. Израиль снова станет здравомыслящим
сионистским государством и перестанет быть мессианским».
Еще одно интервью с солдатом-эвакуатором, который остается непоколебимым в своей верности порученной
ему миссии, дает фильму «некоторую ауру сбалансированности», пишет Орит Арфа, которая считает, что
Бласберг, вероятно, усилил бы политическую мощь и страстность фильма, если бы отказался от своей
натянутой беспристрастности. Но тогда фильм заклеймили бы как «пропаганду» и объявили бы недостойным
внимания критиков и того покрытия в СМИ, которое он получил.
После премьеры в Лос-Анжелосе на Фестивале израильских фильмов, в апреле последуют ого показы на
Кинофестивале в Беверли Хилс, Кинофестивале Санта-Круз, а также на Фестивале еврейских фильмов им.
Ленор Марвин в Детройте, где авторам фильма будет вручена награда за наилучшую режиссерскую работу.
Публикацию подготовила Элеонора Шифрин