Несколько дней назад Ицхак Амарги, 60-летний житель поселения Ганей-Таль что в Гуш-Катифе,проснулся
весь в холодном поту от страшного сна. Ему приснилось, что он стоит посреди огромного поля,
развороченного военным бульдозером и нет никаких следов дома, в котором он живет уже добрых 3 десятка
лет.
Не успев заснуть, он проснулся от другого ужасного сна: Ицхак ищет могилу своей невестки, Агувы
Амарги, жены сына Реувена, убитой 3 года назад на шоссе Кисуфим, и она тоже исчезла вместе со другими
могилами.
"Я кричал и плакал", - описывает Амарги, - "но вот не осталось следа ни могил, ни домов, ни живых
людей - только безжизненная пустыня. Разгром -как при Катастрофе".
Утром он, когда он пересказывал сон своей жене, у него случайно вырываются следующие слова:
- Мне приснилось, что дома и могилы уничтожены "врагом".
"И тут я понял, что я говорю эти страшные слова о своем государстве", - говорит Амарги.
По прошествии нескольких дней, после долгих раздумий - Амарги говорит с полной уверенностью: "По
моему разумению разговор идет о враге, осуществляющем враждебные действия, изгоняющем меня и моих
друзей из дома. Если это изгнание состоится - я более не считаю себя гражданином -только жителем этого
государства.
Перестану участвовать в выборах, добровольческой и благотворительной деятельности на благо
государства и, уж безусловно, не скажу более ни одного доброго слова о государстве".
Амарги - не исключение. Немало жителей Гуш-Катифа переживают сегодня процесс размежевания с
государством. Ави Фархан, уже изгнанный однажды из своего дома в поселке Ямит на Синае, вместе с
группой друзей с севера сектора Газы идет далее, чем Амарги. На прошлой неделе он заявил, что будет готов
остаться в своем доме под арабским или международным управлением. "Я предпочитаю остаться в галуте на
своей земле в своем доме, чем стать беженцем и изгнанником в своем государстве", - говорит Фархан. Частные
решения, принимаемые Амарги и Фарханом, служат доказательством огромной дилеммы, вставшей в
последнее время перед многими религиозными сионистами, - в основном в Иудее,Самарии и полосе Газы, но
так же и внутри "Зеленой линии" : какая преданность важнее - преданность Стране или преданность
Государству, что - средство, а что-сущность, и каково желательное соотношение этими двумя.
Приметы этого очень заметны - в синагогах, в национально религиозных общинах, в желании идти
добровольцами в силы безопасности и ЦАХАЛ, и в непрерывном выяснении, как теперь следует относится к
государству.
Весьма примечательна речь, которую произнес главный раввин Хайфы Шеар-Ишув аКоэн на
крупном собрании раввинов в Ариэльском колледже несколько недель назад.
Отметим, что вряд ли найдется много раввинов, столь же полно воплотившие в духе и в жизни
классический национально-религиозный подход, как это сделал рав Хайфы Шеар-Ишув Коэн, сын знаменитого
(рава-отшельника Давида Коэна).
Рав Коэн служил в ЦАХАЛе и был в иорданском плену вместе с защитниками Гуш-Эциона. Как боевой
сослуживец Шарона и его прямой подчиненный в армейской службе он переслал Шарону весьма тяжелое
письмо, но не удостоился ответа от "царственной особы". На этом собрании его слова воспламенили многих.
"Религиозная мицва (обязанность-прим.перев.) заселения Страны Израиля - это самостоятельная мицва, в
т.ч. в отсутствии государства Израиль и еврейского господства в Стране", - заявил уважаемый рав. - "Эту
мицву мы осуществляли когда Страной управляли турки и англичане. Почему бы нам не продолжить жить
здесь (в Стране Израиля), когда государство решает отступить с Земли Израиля и передать господство над ней
другим?"
Вынужденный выбор
"Я слышу, что говорят люди. "Бетох ами ани хай" (среди своего народа живу - цитата из Танаха -
прим.перев.)", - говорит р. Шеар-Ишув Коэн в интервью газете"хаАрец", - "люди затрудняются переварить
новую действительность. Когда правительство Израиля замахивается на выкорчевывание еврейских
поселений из Страны Израиля, оно замахивается на основы самого существоваия государства. Это невозможно
игнорировать. Государство - орудие для проявления святости, но не сама святость.Орудие для осуществления
мицвы - но не мицва. Даже рав Соловейчик писал, что он не позволит безусловное закабаление государством.
Это - служение идолам. Если государство ведет себя как государство всех граждан, не еврейское государство,
мое отношение к нему меняется. Я готов уважать его, как и любую власть, но оно уже не "начало нашего
Избавления" (решит цмихат Геулатейну). Смысл этого в том, что может быть мы уже не сможем отмечать день
Независимости Израиля, как и положено в праздник с особыми молитвами благодарения Всевышнему."
Подобные вещи рав заявил и на закрытом заседании. Часть выступления просочилась в прессу и
опубликованы в газете "БеШева". Он хотел перейти к делу. Полгода назад была назначена встреча в доме посла
США Дана Керцера между раввинами и исламскими муллами из автономии с целью проверки возможности,
что поселения продолжат существовать и при палестинской власти. Рав Менахем Фруман был застрельщиком
и посредником в организации этой встречи, но встреча была отменена в последний момент, главным образом,
по техническим причинам.
В настоящий момент инициатива исходит от самого Рава Шеар-Ишув аКоэна. На собрании была выбрана
делегация в составе рава Шеар-Ишув аКоэна и двух бывших Главных раввинов Израиля - Исраэля Лау и
Мордехая Элиягу, главного рава г.Реховота рава Симхи аКоэн Кук, главного рава г.Рамат-Гана рава Якова
Ариэля. Они уполномочены передать премьер-министру следующее предложение: поселения в Гуш-Катифе
продолжат существовать под международным суверенитетом, вместо израильского.
По мнению раввинов, это выход. Шарон пока не дал ответа.
Ханан Порат, также один из символов религиозных сионистов, шокирован словами рава, предложившего
рассмотреть заново благодарственные молитвы на День Независимости. "Несомненно это отражает тяжелое
настроение и чувство кризиса о отчаяния. Я представляю, что это может привести к перемещению большой
части религиозных сионистов в сторону ультра-ортодоксов, что приведет также к отказу от военной службы
или даже к отказу от уплаты налогов. Так же и в военно-религиозных училищах царит смужение. Даже без
связи с вопросом об отказе выполнять приказ. Часть молодых людей будут морально разбиты на всю жизнь.
Более всего я боюсь, что люди скажут: "Это более не наше дело. Это уже не "начало нашего Избавления". Я уже
слышал подобные высказывания в некоторых поселениях и общинах. Для меня это не приемлемо".
"Кризис", - убежден Порат, - "не между Землей Израиля и государством Израиль, а между Землей Израиля
и правительством государства. Государство - производное от возвращения евреев на свою землю в Сион в
национальном и государственном смысле, и оно остается ценностью само по себе, как и "опора престола
Всевышнего в этом мире", так же и когда правящие круги портятся и разбазаривают его. Мы молимся о благе
государства Израиль, которое не олицетворяют ни Шарон или Перес. Если Я нахожусь в оппозиции по
отношению к правительству, то лишь потому, что я нахожусь в коалиции с государством, с Делом, с Идеей.
Государство - ничто иное, как акционерное общество, владельцем которого является все общество в целом.
Оно не только средство для исполнения мицвы, но и само по себе мицва. То, что руководство предает цели,
для которых оно было выбрано, не препятствует мне превозносить государство, любить его и благодарить
Всевышнего изо дня в в день за сам факт существования государства. Был период, когда коэны были
коррумпированы. Неужели от этого институция коэнов потеряла свою ценность?"
Даниэла Вайс, председатель местного совета Кдумим, не относящаяся к умеренной части в Совете поселений
Иудеи, Самарии и Газы, сочетает подход рава Шеар-Ишув Коэна и подход Пората: "Я придерживаюсь подхода,
что государство Израиль - "опора престола Всевышнего в этом мире" и "начало нашего Избавления". И в этом
процессе, называемом обретение независимости Израиля в Стране Израиля, есть и падения, однако они не
отменяют весь процесс. Но если я буду поставлена перед выбором остаться в стране Израиля или быть
изгнанной государством, оставляющим Землю Израиля, я выбираю Страну, а не государство.
Уже сказано нашими мудрецами - лучше еврею жить в городе, где большинство неевреи, но в Стране
Израиля, чем в городе еврейском, но не в Земле Израиля.
Я в любом случае остаюсь здесь, но я так же продолжу относится к государству как "начало нашего
Избавления".
Итхальта дешалом (начало мира по-арамейски)
Рав Фруман, рав поселения Текоа,на востоке Гуш Эциона, которое не входит в планы постоянного
урегулирования правителств Израиля в последние годы, 30 лет считает, что пришло время изменить обычные
параметры израильской политической мысли.
"35 лет назад, когда писатель Амос Оз привел ко мне одного из духовных вдохновителей ООП, тот
спросил меня: кто такой поселенец? И в чем разница между обычным израильтянином и поселенцем?
После краткого раздумья я ответил, что поселенец - это человек, предпочитающий связь со Страной связи
с государством. Конечно, я несколько обобщил, но в теоретическом плане я стремлюсь к этому".
Фруман вновь начал тратить своё время и энергию, пытаясь убедить коллег поселенцев и
государственные круги в этом направлении. "Даже соглашение Бейлина - Абу Мазена предоставляет
поселенцам выбор: они смогут уйти или остаться под палестинской властью.Я предлагаю позволить тем
поселенцам Гуш Катифа, которые захотят, остаться на месте под палестинской властью. Моё предложение,
переданное ответственным лицам с двух сторон, предлагает превратить размежевание из одностороннего
процесса в двусторонний, в путь к миру, одним из проявлений которого станет другое устройство в Гуш
Катифе, соглашение, подтверждающее факт новой эпохи, эпохи мира. Я лично готов переехать в Гуш Катиф и
использовать свои связи с палестинским руководством, которые завязывались на протяжении 20 лет, чтобы
превратить поселения в мост к миру. Я предлагаю отказаться от классического понимания государства и
власти и сконцентрироваться на связи с Землей и Страной. Не начало диалога, но начало мира".
В последние недели особенно выделялся рав Шломо Авинер (харедимный религиозный сионист), возможно,
последний из раввинов, пытаюшийся затормозить процесс размеживания с государством. После издания
галахического постановления, запрещающего отказ от выполнения приказа, противоречащего постановлению
бывшего Главного раввина Израиля рава Авраама Шапиро, на него был написан и распространен пасквиль. На
прошлой неделе даже было опубликовано что рав Шапиро лично порвал статью рава Авинера, направленную
против отказа от выполнения приказа. На этой неделе рав Авинер вновь опубликовал статью против
размежевания с государством.
"В Торе", - пишет рав Авинер, - " не написано национально-религиозный, но написано Служба
Пресвятому, написано - народ Израиля, т.е. весь народ Израиля. Нас интересует не что хорошо для
религиозных сионистов, но что хорошо для всего Израиля, что поможет всему народу Израиля.
Избавление-Геула не наступает внезапно, но понемногу. Свет и тьма одновременно, но потихоньку Свет
прокладывает себе дорогу. Иногда и тьма временно побеждает...В процессе продвижения случаются и падения
и кризисы...Мы не одни, но по дороге с государством Израиль и народом Израиля...Нужно терпение. Терпение
- это не уступка. Мы ничего не уступаем. Не говори: кончилось государство. Я покончил с государством.
Ничего не кончилось. Ни народ, ни государство, ни армия. Мы лишь в начале. Сейчас мы на пороге
тяжелого экзамена. Я говорю: я люблю Гуш Катиф, я люблю северную Самарию, но народ свой я люблю
больше".
Похоже, что рав Авинер стал постфактум представителем умеренного крыла, к которому принадлежит и
Совет Иудеи, Самарии и Газы, который считает, что в любом случае, даже если изгнание состоится, оно не
приведет к размежеванию поселенцев с государством Израиль.
Опубликовано на сайте Rotter.net
Перевел Поселенец из Ришон леЦиона.