Maof

Friday
Nov 15th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Что подвигло Шарона на размежевание: уголовщина, террор или "статус этрога"? Он пишет: "Не только для текущего момента, но и на будущее нужно понять, что подвигло Ариэля Шарона грубейшим образом нарушить предвыборные обязательства и выступить с программой одностороннего отступления. От ред. МАОФ: меньше года назад ушел от нас Рафаэль Коган. Сегодня, в день его рождения, нам бы хотелось прeдложить одну из его статей вашему вниманию.
Все статьи Рафаэля Когана у нас на сайте

"Последствия будут катастрофическими именно потому, что Шарон торопится. Он хочет успеть сделать это при жизни. В политической торопливости корень всех долгосрочных проблем сегодняшнего мира".
Евгений Сатановский, Президент Института Ближнего Востока



Говорят, что история повторяется. В первый раз - как трагедия, а во второй - как фарс. Историки также рассказывают, что товарищ Сталин любил играть "в кошки-мышки". После ареста известного общественного деятеля он, спустя некоторое время, звонил ночью по телефону другому, не менее известному, чаще всего другу или сопернику арестованного, и просил высказать свои доводы в защиту находящегося под следствием по статье, ведущей к "10 годам без права переписки" (точнее - к "пуле в лоб"). А к концу разговора выдавал милую шутку: "Ну что, не смог защитить и спасти товарища", - и клал трубку, оставляя собеседника в ужасном состоянии человека, внезапно осознавшего себя предателем. Почти аналогичное позволил себе и Ариэль Шарон, попеняв жителям Тель-Авива...
"Я слышал сегодня, что пляжи Тель-Авива были забиты купальщиками в тот самый момент, когда завершалась эвакуация Кфар-Даром и Неве- Дкалим, - посетовал премьер-министр. - Я представляю, что и в ресторанах вечером свободных мест не было. В эти трудные дни я ожидал бы проявления большей солидарности в различных слоях общества. Но вы знаете, талантливые и уникальные евреи умеют ненавидеть. Я бы хотел видеть больше понимания и сочувствия во всех слоях общества к боли эвакуированных".
Я далек от того, чтобы сравнивать Шарона со Сталиным. Я скорее бы сравнил его с тем интеллигентом, который, возможно, скоро осознает себя предателем. К этой мысли очень близко подводит известный ивритоязычный журналист Дан Маргалит. Он почти высказал ее 19 августа в "Маариве" в статье "Что подвигло Шарона на размежевание: уголовщина, террор или "статус этрога"? Он пишет: "Не только для текущего момента, но и на будущее нужно понять, что подвигло Ариэля Шарона грубейшим образом нарушить предвыборные обязательства и выступить с программой одностороннего отступления. ХАМАС распространяет ложное утверждение, будто ракетные обстрелы заставили Израиль отступить из сектора Газы. Поселенцы же утверждали, что ЦаХаЛ одержал победу, поэтому нет никакой необходимости уходить из Гуш Катифа". На самом деле картина гораздо более сложная. Концепции обеих сторон ошибочны. ЦаХаЛ и ШАБАК одержали победу над террором, а решение Шарона об отступлении было принято, вопреки успехам операций армии. Шарону, не желавшему выполнять условия "Дорожной карты", была нужна альтернативная программа. Он считал, что "Дорожная карта" потребует значительных уступок в обмен на ничтожные преимущества, поэтому решил сделать незначительные уступки, но бесплатно. Но эта опция вновь станет актуальной, если Абу-Мазен решит всерьез начать борьбу с ХАМАСом и "Исламским джихадом". Ослабление палестинского террора, а не его активизация, приведет к давлению на Израиль и требованию новых уступок. Тот, кто видит картину в подобном ключе, понимает, что сразу после завершения плана размежевания или досрочных выборов возникнет та же самая дилемма. Либо террор, пустые разговоры о "Дорожной карте" и "праве арабов на возвращение" на фоне международного давления, либо безвозмездное отступление за линию заградительных сооружений, охватывающих крупные поселенческие анклавы.
У Шарона уже есть основания полагать, что жертва поселениями в Газе не только бесплатная и бесполезная, но и опасная ошибка, которой противник успешно начинает пользоваться. Сразу после очистки сектора Газы от поселенцев Абу-Мазен встретился с президентом Египта Мубараком и попросил "старшего товарища" оказать давление на Израиль для скорейшего возобновления работы аэропорта в Дахании и передачи пограничного терминала в Рафияхе под полный контроль ПА. "Очень важно, чтобы ПА возобновила работу аэропорта: это будет символизировать конец израильской оккупации", - сказал Абу-Мазен. Зачем ему нужна реализация этих "символов", он мягко пояснил ранее. 8 июля 2005 г. Абу-Мазен в ходе официального визита в Бейрут, когда зашла речь о лагерях палестинских беженцев, где живут 400 тысяч человек, заявил, что палестинцы находятся в Ливане временно. Лондонская "Аль-Хайат" сообщила, что и министр ПА по делам беженцев Абас Захи, посетив с визитом Ливан в августе, тоже обсуждал вопросы, связанные с палестинскими беженцами. Он сообщил, что глава ПА хочет перебросить в Газу "нейтральную силу" в "3000 стволов", якобы не связанную ни с одной из вооруженных группировок, действующих там сейчас. Цель - создание "нейтрального буфера" между вооруженными группировками ХАМАСа, "Исламского джихада", НФОП, ДФОП и различных группировок, отколовшихся от ФАТХа, и регулярными частями силовых структур ПА из числа жителей сектора Газы. Захи провел беседы с командирами палестинской милиции в лагерях беженцев Аль-Хильве под Сидоном и Рашидия в районе Тира и договорился с ними о переброске 3000 палестинцев морем из Ливана в сектор Газы. По данным "Аль-Хайат", эти бойцы ФАТХа прибудут в сектор Газы через Египет. Правда, среди них есть немало приверженцев "Хизбаллы" и "Аль-Каиды", подчиняющихся полковнику Муниру аль-Магдаху, призывавшему в свое время к свержению Арафата. Если это намерение будет воплощено в жизнь, администрация ПА сможет совместить "приятное с полезным". Выполнить решение №1559 СБ ООН, предусматривающее разоружение всех бандформирований (в т. ч. палестинских боевиков из лагерей беженцев) в Ливане, возможно, усилить силы ФАТХа в Газе и одновременно и антиизраильский потенциал ПА. На пресс-конференции 13 августа в Бейруте министр по делам беженцев ПА Аббас Захи заявил, что "после освобождения сектора Газы палестинцы обязаны воспользоваться правом на возвращение".
Уже первые итоги визита Абу-Мазена в Иорданию и его главы правительства в Ливан позволяют понять дальнейшее направление развития еврейско-арабской драмы в Западной Палестине. Правительство Иордании также готово "поднять вопрос о возвращении палестинских беженцев в сектор Газы", после его перехода под контроль ПА. По данным СМИ (иорданской "Ар-Рай"), этот вопрос обсуждался на встрече премьер-министра Иордании Аднана Бадрана с лидерами парламентских фракций. По ее данным, в Иордании проживают 118 тысяч выходцев из сектора Газы. "Правительство Иордании предложит рассмотреть вопрос о возращении на родину выходцев из сектора Газы на международном уровне, в т. ч. государствам - коспонсорам мирного процесса на Ближнем Востоке", - сказал журналистам спикер парламента Иордании Абдельхади аль-Маджали. Он подчеркнул: "Иордания не станет ни для кого "альтернативной родиной". "Иордания подчеркивает необходимость возвращения всех палестинских беженцев на свою родину, предоставления им компенсации и создания независимого и жизнеспособного государства. Правительство ожидает подходящий, с политической точки зрения, момент, чтобы открыть досье выходцев из сектора Газы".
Теперь ясно, что если Шарон доведет до логического завершения свой план, вплоть до отдачи порта, аэропорта и "Филадельфийского" шоссе в руки ПА и Египта, то вскоре начнется процесс переезда беженцев из Иордании и Ливана в "открытую и освобожденную" Газу, что быстро доведет ее до взрывного демографического состояния. Уже сейчас, по данным ПА, в секторе Газы проживают 1 млн. 230 тыс. человек. 118 тыс. беженцев из Газы зарегистрированы в Иордании, и, по разным данным, от 400 до 900 тыс. в Ливане также вполне могут воспользоваться "транзитным гостеприимством" ПА. Что же касается разговоров о "жесткой реакции" Израиля в случае продолжения обстрелов из Газы после завершения плана Шарона, то они, видимо, абсолютно фантастичны, ибо на территории Газы "крутятся" если не тысячи, то сотни офицеров спецслужб Египта. А жертвы среди них нужны Шарону, как "прыщ на носу невесты в день свадьбы". Последствием такого развития может стать резкое ухудшение наших отношений и с Ливаном, и с Иорданией, и с Египтом. С военной точки зрения, то, что делает Шарон в Газе и в вопросе "Филадельфии", вообще трудно понять. Он строит ситуацию настолько сложную, что, кроме того, прошлого Шарона времен 1955-1985 гг., никто ее развязать не сможет. И еще вопрос: будет ли он сам способен на это?...

"Еврейский мир" 6 Сентября 2005