Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
"Daily Telegraph"  Тим Батчер, перевод  InoPressa.ru

Бывший израильский дипломат вчера публично рассказал о секретных переговорах между Израилем и одним из самых непримиримых его противников – Сирией. Он поведал, как переговорщики встречались в роскошном швейцарском отеле и в течение трех лет избегали внимания СМИ.
Проведя необычный экскурс в причудливый мир "черной" ближневосточной дипломатии, бывший высокопоставленный сотрудник израильского МИДа Алон Лиэль описал свои регулярные визиты в Швейцарию, где он тайно встречался с Ибрагимом Сулейманом, американцем сирийского происхождения, тесно связанным с Дамаском.

Они обсуждали план о том, как прекратить противостояние, длящееся уже 60 лет. Израиль предложил вернуть Голанские высоты, оккупированные во время войны 1967 года, в обмен на то, что Сирия прекратит поддерживать "Хамас" и "Хизбаллу".

Данные переговоры пережили кризис в Израиле, вызванный инсультом Ариэля Шарона, и кризис в Сирии, когда режим Башара Асада едва не рухнул из-за ухудшения обстановки в соседнем Ливане.

Однако в результате переговоры прошлым летом окончились ничем, поскольку Вашингтон надавил на своих союзников в Израиле, препятствуя заключению соглашения с Сирией. Президент Джордж Буш причислил эту страну к так называемой "оси зла".

Неудача, постигшая переговоры несколько месяцев назад, заставила Лиэля нарушить обет молчания в надежде, что общественный резонанс позволит возобновить контакты и убедить Сирию прекратить поддержку таких радикальных исламских группировок, как "Хамас". "Мне кажется, что в настоящий момент Сирия готова сменить ориентиры", – заявил Лиэль.

"Смена ориентиров Сирией для западного мира гораздо важнее, чем поиски мирного решения израильско-сирийского конфликта. Если мы сумеем вытащить Сирию из лагеря исламских фундаменталистов и разрушить ее союз с "Хизбаллой", "Хамасом" и иракскими повстанцами, это будет для нас исключительно ценно", – считает он.

По словам Лиэля, "сотни часов переговоров" были в основном посвящены проблеме Голанских высот – нависающего над Дамаском горного массива, который был отторгнут от Сирии в 1967 году.

Тот факт, что израильские солдаты сегодня могут смотреть сверху вниз на сирийскую столицу, давно уже является камнем преткновения в отношениях двух стран. Однако факт поддержки Дамаском группировок, подобных "Хамасу", прежде обрекал любые переговоры о возвращении Голанских высот на неудачу.

В этот раз, насколько понял Лиэль, ситуация изменилась: позиция Сулеймана свидетельствовала об изменении позиции режима Асада.

Переговорщики договорились о том, что Израиль объявит об освобождении Голанских высот, но в действительности передаст сирийцам контроль над ними лишь через 15 лет. За это время Сирия должна будет показать, что она больше не поддерживает враждебные Израилю группировки.

Не менее, чем подробности переговоров, интересен рассказ Лиэля об их организации.

Дипломат признает, что был удивлен, как в эпоху утечек в СМИ и высокотехнологичного шпионажа сторонам удалось три года действовать в тайне.

По его словам, переговоры удалось скрывать, прежде всего, благодаря профессионализму и подготовке швейцарских властей, которые осуществляли посредничество. При их поддержке большая часть встреч проводилась в роскошном отеле Bellevue Palace в Берне. Однако в период проведения неподалеку Всемирного экономического форума они переместились в другой город, чтобы не попасть в поле зрения прессы.

Алон Лиэль объяснил, почему правительство имело возможность отрицать связь с его миссией. Как дипломат в отставке, он официально не числился на службе правительства. Хотя он и направлял правительству подробные отчеты о каждой из встреч, он не был в полной мере уполномочен представлять Израиль. Это позволило правительству Эхуда Ольмерта, израильского премьер-министра, заявить, что переговоры – сугубо частная инициатива, которая осуществлялась без ведома его администрации.

Сулейман также говорил, что представляет Асада, однако президент, зная, что его соотечественники плохо воспримут любые уступки Израилю, публично заявил, что ему о двусторонних переговорах известно не было.