Во время очередного тура переговоров между израильтянами и сирийцами – дело было в Вашингтоне в середине девяностых годов, - и те и другие почувствовали, что в комнате слишком жарко. Обстановка на переговорах была отнюдь не непринужденной. Поэтому самый старший по рангу израильский представитель обратился к своему сирийскому коллеге – послу в Вашингтоне Валиду Муалему с предложением: позволить всем желающим снять галстуки и расстегнуть воротнички. Муалем без тени улыбки ответил:
- Для того, чтобы пойти на этот шаг, я должен сначала позвонить в Дамаск и спросить разрешения.
Сегодня Муалем занимает пост министра иностранных дел. Можно с большой долей уверенности предположить, что он будет одной из главных фигур на будущих мирных переговорах – вместе с Фаруком аш-Шарой, прежним главой МИДа и нынешним вице-президентом Сирии. Что Израиль может противопоставить сирийскому консерватизму, сирийской осторожности, сирийскому опыту? Возможно, ответ на это даст другая короткая история.
Шимон Перес, став премьер-министром после убийства Рабина, создал специальную группу для ведения переговоров с Сирией и во главе этой группы поставил Ури Савира. Тот попросил у "сирийской команды" времен Рабина, которую возглавляли Итамар Рабинович и Дани Ятом, материалы о предыдущих переговорах. Рабинович ответил, что все материалы в Вашингтоне. Педантичный Ятом, который известен своей привычкой все записывать, сказал, что не помнит, где эти материалы. Делать было нечего, и новая переговорная группа (которая, замечу, официально представляла Государство Израиль) попросила помощи у американских коллег.
Обе эти истории, отлично иллюстрирующие ментальные и формальные различия между израильтянами и сирийцами, адресованы всем тем, кто полагает, будто бы Израиль и Сирия способны прийти к соглашению. И не просто способны, а подпишут мир еще до окончания каденции Эхуда Ольмерта.
"Маарив", 27.06.06
Перевод сайта "Курсор"