Одного взгляда на сгоревший дом семьи Бен-Шломо в квартале Шалхевет посёлка Ицхар достаточно, чтобы сказать – кто тут в действительности погромщик. Стоит только взглянуть на балкон, откуда был сброшен мальчик Тувья Штетман, и уже становится нехорошо.
Сильный запах гари всё ещё стоит в воздухе, Тонкая струйка дыма всё ещё сочится из кучи сожжённых книг – а ведь прошло 4 дня после поджога. Обугленные святые книги, расплавившаяся от жара детская пластиковая горка, прямоугольная груда пепла и металла вместо стоявшего на этом месте холодильника. Вся жизнь семьи с двумя детьми превратилась в чёрный искорёженный сгусток.
Тувья был выброшен с балкона дома семьи Офен, куда он торопился ранним субботним утром, чтобы предупредить соседей о том, что дом их соседей охвачен огнём; ведь тогда ещё думали, что это случилось по причине короткого замыкания в электросети.
Там мальчик и попался на глаза террористу, занятому поиском входа в дом семьи Офен. Непонятно, откуда взялись силы у маленького мальчика, но ему удалось ухватить лезвие ножа, которым его семь раз пырнули в спину, и выдернуть его из рукоятки.
Обезоруженный террорист поднял ребёнка и бросил на груду камней внизу, под балконом. Чудом мальчик упал на зелёный кустарник, который рос между камней, тут же вскочил на ноги, готовый драться дальше. Тувья был уверен, что убийца сейчас спустится к нему и прикончит его. Но террорист предпочёл на этом этапе сбежать в ближайшую деревню Ацира-а-Кабалия.
В начале недели в прессе появились сообщения о том, что случилось потом, - когда мужчины поселения Ицхар спустились в деревню. Пресса освещала события только с одной стороны и описывала только то, что произошло через 12 часов после вышеописанного случая.
Всю прошедшую неделю в Ицхаре отказывались выступать с какими-либо оправданиями. «Да, мы это сделали, - говорит корреспонденту «Макор Ришон» пресс-секретарь поселения Игаль Амитай. – Были и такие, кто говорили мне на этой неделе: с чего вас понесло в эту деревню? Ведь если бы вы туда не вошли, СМИ говорили бы только о теракте. Поэтому мы подчёркиваем: мы не собираемся снова использовать образ жертвы, хотя, с точки зрения СМИ, это было бы правильнее. Мы предпочитаем, чтобы нас обозвали агрессорами, но не несчастными жертвами».
Между тем, самостийная ответная реакция жителей Ицхара в деревне Ацира-а-Кабалия имела место потому, что жители Ицхара чувствовали, что у них нет никого, кто бы их охранял и защищал. Равиталь Офен проснулась в последний шабат от шума, поднятого террористом в попытке влезть в дом через окно спальни. Она сказала прямо, что не рассчитывает на солдат, позиция которых находится недалеко от её дома. «Руки армии связаны приказами об открытии огня, судами над солдатами, дерзнувшими стрелять в предыдущих случаях, что и стало причиной страха перед открытием огня. Одна солдатка чётко сказала мне, что она выстрелит только за мгновенье до того, её убьют. Мы никогда не полагались на солдат, охраняющих нас. Это мы охраняем сидящих здесь солдаток, чтобы они охраняли жителей Центра. У них есть средства наблюдения за шоссе и окрестностями. Ну, а солдат находится тут, чтобы охранять солдаток. Крупные силы прибыли сюда только после того, как мы как-то отреагировали. Нам не на кого полагаться, только на Всевышнего и на самих себя».
Около двух недель назад были изданы три ордера о временном изгнании троих молодых еврейских поселенцев из Иудеи и Самарии. Один из изгоняемых – Акива Акоэн, проживающий в Гиват Шалхевет (да отмстит В-вышний за кровь малышки!), находящегося чуть западней квартала Шалхевет, куда проник террорист. Его пшеничные поля, находящиеся рядом с Ацира-а-Кабалия, поджигались не менее 7 раз в последние месяцы. (Есть основания полагать, что высшие чины в ЦАХАЛе, издающие приказы о временном изгнании, намеренно нацеливают их на жертв арабского бандитизма, защищая бандитов от предполагаемой мести пострадавших; нечто похожее мы уже читали в пророческой - на тот момент! - книге Софьи Рон «Пережить фараона» - прим.перев.)
Амитай выдаёт в СМИ информацию о том, что их реакция последовала после террористического акта палестинцев против имущества жителей Ицхара, при этом он говорит с иронией, что не припомнит бурной реакции СМИ на такие его сообщения.
Он как раз полагает, что общественность не приняла реакцию жителей Ицхара по причине атаки на них СМИ. «Посмотрите комментарии, которые появились в субботу в качестве реакции на сообщения на Интернет-сайтах в течение тех 12 часов, когда мы ещё ни слова не сказали, а авторы сайтов писали только в защиту палестинцев. Оказывается, что 70% комментариев были в нашу пользу. На этой неделе мне звонили простые граждане, они говорили мне: ВЫ МОЛОДЦЫ! ТАК ДЕРЖАТЬ! Выясняется, что маленькая компашка корреспондентов СМИ отнюдь не представляет народ. Немало израильтян ощутили, что тут есть что-то другое. Они и ни за, и ни против, но это другое ощущают».
«Вы взяли закон в свои руки?»
«Вы знаете, слова главы правительства прозвучали для меня как похвала. Ведь в обстановке всей этой коррупции, которая нас окружает, наконец-то, появился человек, думающий, что в его руках и закон и мораль. Это обнадёживает. А если серьёзно, это просто наглость говорить нам что-то от имени закона. На этой неделе со мной вместе и против меня давал интервью Ярив Оппенгеймер, генеральный секретарь «Шалом-Ахшав». Я ему сказал: Сделай одолжение, не говори мне о законе. Ведь регистратор амутот (добровольных некоммерческих товариществ – прим.перев,) недавно установил, что вы годами обманывали государство. И в Своде Законов государства Израиль имеется иерархия. Есть разница между нарушением закона и преступлением, между выплатой зарплаты и двойным вложением.
А в нашем случае была попытка убийства двух семей, а также 9-летнего ребёнка. Согласно закону, попытка убийства наказывается пожизненным заключением, поджог – 20 годами тюрьмы. И против этого – всё, что мы видели по телевидению, по всем каналам, изо всех сил старающихся донести до зрителя самые тяжёлые картины, опрокинутые цветочные вазоны и побитые окна. При всём уважении – и сравнивать нечего! Именно тем, кому важна власть закона, кто говорит о бесчинствах и взятии закона в свои руки, о погроме, следовало бы оценить происшедшее.
Имела
место попытка убийства, вот поселенцы
и вышли с ответным действом, что было
здоровой реакцией на действия убийцы.
Нас, еврейский народ, приучили хоронить,
терять, писать некрологи… А умеем ли
мы радоваться победе над врагом? Как это
делается вообще? В последний раз мы радовались
победе над врагом в столице Шошане. Это
нечто вроде болезни! Бить врага, как он
того заслуживает – это и морально, и по-еврейски,
быть битыми и «проявлять сдержанность»
- это разврат и галут!»
Что делали в арабский деревне левые радикалы?
Бени Кацовер, глава нового Комитета поселенцев Самарии, также полагает, что ответственность за случившееся лежит на руководстве армии. «Генерал Центрального Военного округа на этой неделе счёл нужным дать интервью – впервые со дня вступления в должность. Разумеется, его спросили, почему солдаты не прекратили нарушение законности и порядка поселенцами Ицхара. Интересно, что он не счёл нужным дать интервью против тех самых левых радикалов, которые устраивают демонстрации в Бильине и Наалине, бесчинствуют, нападают на солдат ЦАХАЛа, мешают им. Против леваков он вытягивается по стойке смирно!»
Касательно того, что жители Ицхара спустились в деревню, Кацовер сказал, что очень хорошо понимает, почему это случилось. «По моему мнению, те, кто присутствовал на местности и ощутил эту атмосферу: дом, кроватка младенца, холодильник, стиральная машина – всё это охвачено огнём! – тот запросто представит себе, что там могло произойти. Террорист бежал напротив армейской позиции. Солдат окликнул его, велел остановиться, но не стал преследовать, чтобы задержать. Тогда жители пришли к выводу, что если они хотят прекратить такие акции арабов, у них нет иного выбора, кроме как действовать самим!»
Он пытается объяснить, где проходят «красные линии» и как они действуют. «Во главе нового Комитета поселенцев я недавно объехал около 40 поселений, говорил с жителями. Везде я стараюсь растолковать, что мы не поддерживаем вторжение в деревни, беспорядки, затрагивающие жизнь и здоровье людей. Но я понимаю, каким образом у людей появляется чувство безысходности, особенно, когда армия не делает того, что она обязана делать. Наш идеал – это когда ЦАХАЛ делает всё для безопасности, а граждане не должны проявлять в этом никакой инициативы. СМИ подстрекают как армию, так и полицию посылать свои кадры против тех, кто и без того пострадал в поселениях. Если армия и полиция смогут противостоять требованиям тружеников СМИ, есть хороший шанс, что на местности всё придёт в норму и успокоится».
Кацовер не исключает возможности, что кое-кто вынашивает идею воспламенить ситуацию. «По моей оценке, глава правительства, позволивший Хаиму Рамону представить закон «Эвакуация-компенсация», заинтересован выставить поселенцев этакими зачинщиками беспорядков, нарушителями закона, наносящими вред народу и государству. Таким образом, обществу даётся понять, что в его интересах сдвинуть поселенцев с мест их проживания. Всё исходит из политической верхушки, заинтересованной придать законность сердцевине формируемых соглашений, с которыми они хотят идти к палестинцам. Следует подчеркнуть, что выдвижение законопроекта «Эвакуация-Компенсация» - чудовищно, аморально и лишено всякой политической логики. Провал в Ливане и в Газе до сих пор нам отзывается.
Мы надеемся, что общество отвергнет эту инициативу. Общественная поддержка, с одной стороны, и наша сплочённость и твёрдость, с другой, внесут больший вклад в безопасность и успокоение ситуации среди поселенцев, что уменьшит необходимость действовать по собственной инициативе», - сказал Кацовер. В своём недвусмысленном утверждении он также отмечает ещё один момент: «Я ожидаю от силовиков, что они расследуют, зачем и каким образом левые заблаговременно оказались в деревне. Это на самом деле очень удивительно».
«МАКОР-РИШОН, ЙОМАН», №580, 19.09.08, стр.16-17.
Перевод Фани Шифман, МАОФ