Полный список лесных участков.
Участок 1.
Мы приехали в Ариэль 16 лет назад, во времена первой, Рабинской заморозки.
Мы жили в единственном небольшом жилом районе на большом пространстве замороженного нового строительства, жили без электричества( на генераторе), без шоссе и тротуаров и каждый шабат знакомились с новым местом обитания. Тогда Ариэль ещё звался ишувом. Нашлись общие знакомые, которые водили нас по ишуву. В очередную прогулку по склону ребята нам гордо сказали, тыкая пальцами в ещё зелёную, мартовскую, высокую траву.
-Здесь дети год назад сажали сосны!
Мы с энтузиазмом искали в высокой, по пояс, весенней траве, но никаких сосен обнаружено не было. А мне так не хватало на голых окрестных склонах сосен. Привыкла я к ним за первые полтора года израильской жизни в Иерусалиме.
Тогда, мы решили, что наши гиды ошибись и спутали место. Но через 5 лет факт на местности стал очевиден. Поднялись красавицы брутии, за ними потянулись и медленнее растущие, но дольше живущие кедровые сосны и кипарисы. Площадь засаженного склона была где-то от гектара до полутора и оставалось только подождать несколько лет, чтобы начать собирать в молодом лесу первые маслята.
Ишув стал городом, медленно, но рос. Дома подползли к самому леску,который защищал их от проведённого через город нового сквозного междугороднего шоссе.
Года 3 или 4 назад, кто-то из гуляющих вдоль шоссе бросил летом в лес спичку или сигарету. Большая часть леса выгорела. И на пожарище заложили новый район. С замораживаниями и без них, район уже почти достроен. А остатки леса до сих пор не расчищены от сгоревших деревьев, и не восстановлены даже вдоль шоссе.
Когда 3 года назад я огорченно спросила русскоговорящего зам. Мэра, почему посаженный детьми лес не восстановили, а застроили, то она мне ответила:
- Там всегда был план под застройку. Кому нужны эти сосны? Они сами там выросли…
Это было неправдой. Не растёт плотный кедрососновый -сосново- кипарисовый лес на одном участке среди голых склонов сам. И почему детей послали сажать на участке, запланированном под строительство ? Чтобы подросшие дети увидели, как уничтожается посаженными ими лес? Мне это решение было непонятно. Со временем на такие вопросы появились и ответы.
Участок 2.
На другой стороне сквозного шоссе целый холм в 2-3 гектара был засажен детьми и ККЛ сплошным ковром сосны брутии, легче всего идущего дерева на наших склонах, но живущего относительно недолго - 40 лет. Зато уже через лет 7 появляются под ними огромная радость русскоговорящих пенсионеров- обильные маслята.
Возраст этого участка на год старше или такой же как первого, но засаженный практически целиком брутией он уже лет 8 как радовал многочисленных наших пенсионеров обильными урожаями маслят.
Ариэль – городок на территориях. Ушло в прошлое то время до разгула "мирного " процесса, когда можно было свободно гулять по окрестным склонам. Теперь еврейское население сидит внутри прижатого к городу забора, а окрестные просторы существуют только для "мирных" арабских соседей. У большинства пенсионеров нет машин, чтобы выехать за грибами в леса "большого Израиля". Трудно передать какой отдушиной для многих из них стал этот лесок. Сколько здоровья и хорошего настроения он подарил сотням русскоговорящих пенсионеров Ариэля.
Но … недолго музыка играла.
Ирия получила деньги спонсоров для создания тренажёрного парка в Ариэле. Естественно, приятно создавать такую аттракцию под сенью уже выросших деревьев.
Под стенки для лазанья и многочисленные верёвочные переправы была вырублена немалая часть деревьев. Часть деревьев вырубили под прокладку шоссе до самых тренажёров,те, кто тренируются, должны же иметь прямой подъезд до тренажёра, правда? Часть под устройство цивильных столиков.
А потом, весь получившийся комплекс, ирия аккуратно обнесла металлическим заборчиком, поставила ворота и заперла их на ключик. Ведь, если кто-то полезет на чудо тренажёры без инструктора, то он может упасть и разбиться, а ирие отвечать?!
Первые 2 года пенсионеры отчаянно протестовали, просили открыть зимой доступ к остаткам леска.
- Низзя…, сказал мэр. – Опасно.
При этом рядом с бывшим лесным пенсионерским раем соседствует абсолютно свободный холм, чуть заросший начинающими подниматься дубами. И для строительства место есть, и деревьев потом добавить надо бы было совсем чуть-чуть.
Но вырубать посаженное - это гораздо привлекательнее, чем использовать новые склоны. Иначе, принятие данного решения просто не доступно моему личному пониманию.
Я попробовала расспросить некоторых членов горсовета, почему было принято такое травматичное со всех точек зрения решение? Почему не построить тот же тренажёрный центр на соседнем холме и потом озеленить его до нужного состояния? Мне ответили, что бывший лесной холм всё равно предназначен для строительства! ( Интересно, известно ли об этом спонсору тренажёрного центра?). Мол, со временем там построят новое здание ирии. Опять сажали и растили под бульдозер?! И не под бульдозер ликвидаторов, не под арабский топор. Под бульдозеры самой же ирии…
А пока пенсионеры тоскливо взирают на остатки своего потерянного ( отнятого) рая через забор.
Участок 3.
Ещё 10 лет назад шумел вокруг верхнего кампуса университетского центра ( в те времена ещё просто михляли) целый склон лесополосы из кедровой сосны. Ей было не больше 10 лет, но она уже не требовала полива. Центр рос и расширялся. Поэтому где-то полтора -два гектара кедро-соснового о леса были срублены ВЧИСТУЮ, место превращено в выжженную землю, чтобы использоваться под стоянку для студентов.
По другую сторону от шоссе находился городской пустырь. Позже его отдали коневодам под ферму , но ведь можно было и сохранить лес, сделав стоянку на том пустыре. Да студентам пришлось бы на 3-4 минуту дольше идти.Неужели Гектары леса из кедровой сосны, которыми дышат те же студенты этого не стоят?!
Есть и другой альтернативный вариант. Я неоднократно видела у нас в Израиле стоянки, где между местами для машин росли деревья. Вроде как деревья разграничивали, размечали места. Если бы университет пошёл по этому пути, проведя не полную, а выборочную рубку деревьев, то часть деревьев получилось бы сохранить. Кедровая сосна широкое раскидистое дерево. По мере взросления деревьев вся стоянка оказалась бы в смолисто –душистой тени. При этом, не такая уж это была непосильная задача, наметить и провести рубку выборочно. Но победила, как всегда в "зелёном" городе, тактика выжженной земли.
Участок 4.
ДО сих пор мы говорили об участках достаточно однотипной посадки. Сосна брутия или кедровая сосна итальянская с небольшими добавками кипариса. Эти кусочки лесов были монокультурны ( одного типа дерева), а значит гораздо менее приспособлены стать настоящей, полной, живой, здоровой экосистемой.
Какого же было моё изумление, когда я вдруг обнаружила чудом сохранившийся кусочек настоящего смешанного живого леса. Чудом сохранившегося или почти уничтоженного? Этот остаток леса размером не больше гектара обнаружен за корпусами студенческих общежитий.
Лес состоит из дуба галлового (листопадного), дуба палестинского, кедровой сосны, кипариса, фисташки палестинской, груши сирийской, боярышника и ливнэ. Классическая смесь замечательных и ценных долгоживущих видов, по окраинам лес чуть –чуть добавлен сосной. Возраст деревьев 15-20 лет, и я не имею понятия, кто создал это чудо. Скорее всего кто-то досадил лесные саженцы на существующую растительность, что с моей точки зрения, является самой верной тактикой в наших местах.
Этот маленький кусочек полон молодой поросли всех видов, он полностью живой, здоровый и само восстанавливающийся. Молодые сеянцы дубов смотрятся там гораздо бодрее наших в Ишув хаДаат.
Ещё 10 лет назад полоса этого леса была длиннее в 3-4 раза. Очевидно по редким выжившим при предыдущем уничтожении леса деревцам, что были более молодые посадки сосны и кедровой сосны. Какого беса 10 лет назад этот уникальный кусок леса был пущен под бульдозеры, а окрестности новых корпусов общежития стали пустырём и строительной свалкой, я не знаю. Возможно, скажут, что это работа строившего общежития каблана.
Это по-прежнему не объясняет, зачем каблану срывать на корню лес на пространстве в 5-7 раз превышающей строительную площадку. Я не сомневаюсь, что у ирии или у университета есть планы на это место. Поэтому 10 лет ( десять лет!) это место стоит вот таким пустырем вместо вот такого, почти уникального по составу , замечательного леса?!!!
В связи с размораживанием строительства начата работа равняющих местность бульдозеров и на этом участке. Пока под ковши и гусеницы ложатся редкие выжившие деревья уже уничтоженного куска леса.
Как спасти последний неповреждённый кусок этого чуда? Он находится сбоку от строительных площадок, но разве это кого-то когда-то останавливало в нашем "зелёном" городе?!
Для сомневающихся, свидетельствую, в городе есть разрешение под застройку, превышающее настоящую площадь города в 2 раза. Пустых склонов хватает. Да и караваны Нецарим разбиты на пустыре, рядом с домиками студентов. Есть, где строить общежитие, не уничтожая леса.
Участок 5.
Обо всех описанных выше уничтоженных и уничтожаемых кусочках леса я горько молчала уже не один год. Не люблю выносить сор из избы, да и изменить что-то реально не вижу возможности. Прервать моё горькое молчание меня заставил судьба следующего, последнего по времени посадки лесного участка. Этот кусочек был засажен детьми последним. Всего-то лет 10 назад. ( Да-да, когда вырубка и уничтожение других уже кипели). Это были последние гордые посадки школьниками Ариэля деревьев для родного города на Ту бэ Шват. Я не оговорилась. Уже 7-8 лет на Ту бэ Шват школьники 6 ариэльских школ НЕ САЖАЮТ деревья! Больше не сажают.
Участок находится за пределами выделенной под застройку территории, за границей университетского центра. Он засажен простой сосной брутией и поднимался достаточно быстро. После первых посадок ирией была установлена у входа красивая деревянная дощечка : "Лес детей Ариэля."
Лес был посажен небольшой, где-то на гектар –полтора, но его собирались продолжать, так как места там было гораздо больше, чем успели засадить.
На второй посадочный сезон ирия завезла саженцы, пригнала рабочих, которые выкопали ямки и разложила саженцы по ямкам. Но на сам Ту бэ Шват пошёл дождь, и детей не повели на мероприятие. Когда я пошла через пару недель гулять, то нашла незакопанные , разложенные по лункам, засохшие саженцы. Никто не привёл детей в другой день, никто не послал рабочих закопать саженцы.
С тех пор, ни одного посадочного сезона для детей в Ариэле не было.
Но посаженные сосны поднялись и даже начали давать первые урожаи маслят.
В прошлом году летом, часть этого молодого лесочка выгорела.
И я сама обратилась к доброжелательным представителям горсовета с вопросом:
-Почему дети "зелёного" города больше не сажают на Ту бэ шват? И не сажают уже давно. Почему не производят восстановление после пожара и расширения леса с гордым названием "Лес детей Ариэля" ?!
Обращение моё было месяца за 2 до Ту бэ шват, но поближе к сами датам я получила ответ, что на подобные мероприятия не предусмотрено финансирования. Какого финансирования? Единственные,кто имеет официальное право на получение бесплатных саженцев из ККЛ – это школы и ириёт?! Финансирования на арабов -ямки копать?! Мой практический опыт показывает, что дети с учителями и сами с этим справиться могут, а уж с родителями и подавно. Переписка на эту тему с представителями ирии длится и длится, а тем временем я в недавний по-осеннему прохладный выходной вышла после летнего перерыва подышать запахом сухим трав в этот лесок. Вышла и… увидела.
Сразу у входа исчезли, как корова языком слизнула, ещё несколько рядов молодых сосен. Я не была-то там всего месяца 3-4, летнюю жару, а и следа от сосен не осталось, будто бы их некогда не было. Выкорчеваны с корнями и свеже запахана земля. Все следы увезены, что не удивительно, если слухи, что ККЛ выполняет планы по лесозаготовкам, верны. На месте уничтоженных полсотни молодых деревьев будет очередная стоянка для студентов.
Но обратите внимание. Лес был только с одной стороны от дороги. С другой стороны не засаженный, поросший сухой колючкой пустырь. Есть ли студентам хоть секунда разницы ставить машины слева от подъездной дороги или справа?! Почему при наличии пустыря под бульдозер идут сосны?! Какой безжалостный и беспощадный вирус ненависти к живому миру сидит в принимающих подобные решения, если при всех рассмотренных вариантах ВСЕГДА принимается решение, наносящее максимальный ущерб живому миру вокруг?!
Остальное пустующее и незасаженное пространство, не предназначено под строительство, превращается либо кабланами, либо отделами университетского центра в несанкционированную свалку.Отравляя живущих там лис, зайцев и, возможно, орлов.
Участок 6.
Это самый старый маленький кусочек леса тоже размером где-то в гектар. Он был посажен, скорее всего, ещё во времена основания ишува на старом въезде, который последние годы, после прокладки скоростного шоссе, используется только для выезда из Ариэля.
Этот участок был засажен кедровой сосной с небольшими примесями сосны брутии и кипариса. Он выглядел лесом, когда мы только приехали в Ариэль. Сейчас плодоносящим кедровым соснам по 20-25 лет. Треть этого леска была вырублена ещё лет 10 назад, одной из первых, когда дети ещё сажали в Ариэле. Вырублена под такой же грунтовый пустырь-стоянку для машин арабов, работающих в Ариэле. Такая же картина, как на стоянках университетского центра. Я не стала фотографировать.
Что ж, мы провели мини –инспекцию всех 6 небольших лесных кусочков Ариэля, называющего себя "Зелёным городом" в рекламах. И мне есть ещё много чего горького и едкого сказать по другим аспектам гордого названия "зелёный город". Здесь же я попробую сформулировать выводы только по результатам проведённой инспекции ВСЕХ небольших лесных участков "зелёного" города.
1. Нет ни одного лесного участка, который не был бы подвергнут в полной или частичной мере уничтожению. Почти везде этому уничтожению существовал альтернативный или более щадящий вариант, но всегда выбиралась тактика выжженной земли.
2. Расширение лесных зон "зелёного" города сознательно не ведётся уже 7 лет, а планомерное уничтожение не прекращается ни на минуту и грозит практически полных уничтожением лесных участков в городе.
3. При планировке "зелёного" города никогда не закладывались лесные зоны на долгосрочную перспективу.
4. Отрицательный воспитательный посыл, который транслируют как ирия так и университет в плане отношения к живому миру, к экологии города и здоровью его жителей наносит огромный ущерб школьникам, студентам и жителям города.
5. Общее ухудшение экологической обстановки в городе, замена лесов на пустыри, бесчисленные грунтовые стоянки и свалки, я думаю, не требуют комментариев и объяснений. Большинство городов, заботящихся об уровне жизни и здоровья населения сознательно окружают себя лесными поясами.
Рош хаАин, Иерусалим, Модиин, Бейт Шемеш, Хайфа, ….Смешно и грустно, что Ариэль – город с благоприятным для лесов климатом и огромными пустующими площадями, город, рекламирующий себя как "зелёный", уничтожает столь малочисленные лесные пятачки и не думает позаботится о лесном обрамлении. Неужели земля в Ариэле недоступней, чем в перечисленных местах?
Но тут я скажу то, что, возможно, удивит многих. В этих заметках с тем же успехом можно было не ставить имени конкретного города. Я думаю, что тенденция на уничтожение лесов- одного из главных рукотворных чудес Израиля, рулит по всей Стране. Ещё 10 лет назад ( прямо магическая цифра в этих заметках – 10 лет!) гордо рапортовал ККЛ, что Израиль- чуть ли не единственная страна в мире, где площадь лесов относительно территории Страны неуклонно растёт.
Где эти победные реляции теперь?! Вторая ливанская, ежегодные пожары и поджоги, запрет на посадки в связи с водным кризисом, неуклонная вырубка и прореживание (История с лесом Мир этого года, чего стоит), сведение пардесов центра под строительство, вырубание плодовых садов на Севере из-за водного кризиса. Я беру на себя смелость заявить, не имея на руках цифр для доказательств, что тенденция сменилась по всей Стране.
Фонд деревьев Земли Израиля несёт огромные потери. Тот же ККЛ заявлял, что с помощью лесов и садов климат Израиля был смягчён, и среднегодовые температуры были понижены за 50 лет на 2 градуса. Сейчас деревья убивают, а средняя температура и экстремальность климата растут. Ариэль идёт в авангарде разрушительных , самоубийственных тенденций, но он -не одинок, увы.
Тем не менее, бороться с самоубийственным варварством можно и нужно на местах. Лживость декларативной рекламы "зелёного" города можно и нужно сделать правдой, попытаюсь спасти то, что ещё можно спасти, восстановить, то,что нужно восстановить, и запланировать, наконец, в перспективных планах развития "зелёного" города, леса, которые должны быть посажены не для бульдозеров, а леса для детей Ариэля, леса для его жителей, леса для Земли Израиля, леса, под взрослыми деревьями которых будут собирать грибы дети и внуки сегодняшних школьников Ариэля.
Вопрос: как это сделать?
А на вопрос : "Кому нужны эти сосны?",
Я отвечу здесь и сейчас.
- мне. Мне нужны эти сосны. Эти кипарисы и дубы. Они нужны моим детям и моим соседям. Школьникам, студентам и пенсионерам. На самом деле, они нужны каждому из нас, даже если многие этого не осознают. Они необходимы.
В репортаже использованы фотографии Ильи Луцкера.
Примечания.
О лесных деревьях.
1. Дубы
2. кипарисы
3. Кедровая сосна
История с лесом Мир в этом году. ККЛ на лесозаготовках.
http://elkek.livejournal.com/183190.htm
http://elkek.livejournal.com/184559.htm
http://elkek.livejournal.com/186606.htm
"Живой журнал" elkek