Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Нынешний Песах, проходящий после победы США над Саддамом Хусейном, внушает новые надежды на возможность установления мира между Израилем и палестинцами. В интервью, данному по телефону накануне Песаха автору статьи, Ариэль Шарон очерчивает условия, выполнение которых может сдвинуть с места прочно забуксовавший процесс налаживания доверия между сторонами. Автор призывает оставить дверь открытой перед Элиягу. Год назад евреи, сидя за пасхальным столом, испытали шок, узнав, что арабский террорист хладнокровно убил 29 их единоверцев, собравшихся для того, чтобы отметить избавление израиэлитов от рабства. А теперь быстро перемотаем пленку вперед, к Песаху этого года: евреи, вспоминающие исход из Египта фараонов, не могут не отметить еще одно событие – только что происшедшее освобождение 22 миллионов иракцев от власти современного тирана.

Теперь надежду можно счесть более реальной. «Нет сомнений, что победа американцев оказалась для арабских стран шоком и что она открывает перед регионом новые возможности», - сказал премьер-министр Ариэль Шарон в интервью по телефону перед самым пасхальным седером. «Поскольку Буш продемонстрировал подлинные качества решительного руководителя, появилось больше шансов сделать что-нибудь. У арабов стало еще меньше оснований полагать, что они могут силой одолеть Израиль. Израиль приложит максимальные усилия к тому, чтобы использовать новую ситуацию для достижения мира».

Так как президент Буш хочет вознаградить Тони Блэйра за поддержку Америки в войне, нам следует ожидать в ближайшие недели активной деятельности по поводу «Карты дорог» на Ближнем Востоке. Эта «карта» предполагает отвод войск из определенных районов и замораживание строительства поселений в обмен на обещания палестинцев попытаться усилить борьбу с террором. Этот однобокий план, проталкиваемый про-палестински настроенными европейцами и анти-израильски настроенными бюрократами ООН, будет обнародован на следующей неделе в качестве награды палестинскому Законодательному собранию за одобрение кандидатуры нового премьер-министра.

Шарон, реагируя на эту ситуацию достаточно мягко - так как он доверяет Бушу - предпочитает интерпретировать временную составляющую плана как серию конкретных задач: «Мы будем переходить от одного этапа к другому только после завершения предыдущего. Прогресс будет зависеть от результатов».

Многое из этого прогресса будет зависеть от нового палестинского руководства. К сожалению, Ясер Арафат, это главное препятствие на пути к миру, все еще  продолжает пользоваться помощью германских и французских политиков. «Меня огорчает то, что европейцы продолжают поддерживать контакты с Арафатом», сказал Шарон. «Это дает ему возможность верить в то, что он еще может влиять на ситуацию, и это затрудняет движение вперед».

Человек, которому Арафат с неохотой позволил стать премьер-министром – его давний коллега по ООП, немногословный политик, известный под именем Абу Мазен. Вопрос заключается в следующем: будет ли он свободен от давления Арафата в таких важных вопросах, как безопасность и финансы? Мы узнаем это через несколько дней, если палестинцы изберут его и, как надеются многие израильтяне, поддерживающих его трезво мыслящих людей типа Мухаммада Дахлана и Салама Файеда.

«Я не собираюсь терять времени даром. Я приглашу Абу Мазена на встречу вскоре после этого», - сказал Шарон. – «Мы уже встречались с ним за прошедшие несколько лет, и не один раз - в резиденции премьер-министра в Иерусалиме, здесь на ферме, в других местах».

Смогут ли они сработаться? «Послушай, Абу Мазен – палестинец. Он не член сионистского движения. Но мне кажется, что он – разумный человек». И, после долгой паузы, произносит фразу, которая характеризует самое важное для ведения переговоров и для реализации своей власти качества нового потенциального руководителя: «Абу Мазен понимает, что Израиль нельзя сломить с помощью террора».

Именно в этом заключается основа для возобновления переговоров. Но что будет, если какой-нибудь террорист попытается сорвать переговоры, взорвав автобус? «Мы будем учитывать также, прилагаются ли 100-процентные усилия для прекращения террора». Но как это может быть измерено? «Во-первых, если они арестуют, проведут расследование и суд, и накажут убийц; во-вторых, если они распустят Хамас, Исламский джихад, Народный фронт и других; в-третьих, если они конфискуют незаконное оружие и передадут его Соединенным Штатам для уничтожения; в-четвертых, если они прекратят подстрекательство, и вместо этого будут учить людей миру. Вот это и будет 100 процентов».

Эти меры позволят лишить террористов возможности срыва переговоров. Шарону, в его 75 лет, обладающему беспрецедентной политической поддержкой и не заинтересованному в переизбрании, предстоит выдержать упорное противодействие со стороны своих сторонников в вопросе эвакуации ключевых поселений на оспариваемых территориях. Но он убежден, что уступка такому экстремистскому требованию палестинцев, как «право на возвращение», будет означать «национальное самоубийство еврейского демократического государства».

Сирия? «После Ирака ситуация в Дамаске изменится», - говорит он, но ему не кажется, что переговоры с оккупантом Ливана возобновятся в ближайшее время. - «Не все сразу». Иран? «Даже умеренные призывают к уничтожению Израиля».

Цель Шарона – «два народа, два государства». Если Абу Мазен приложит 100 процентов усилий для прекращения насилия, палестинцы увидят, что контрольно-пропускные пункты будут ликвидироваться, будут выдаваться разрешения на работу и, наконец, будут определены границы – безопасные границы, поскольку они не будут навязаны силой.

В этот пост-саддамовский Песах два давних врага, пытаясь завоевать доверие друг друга, могут преуспеть в этом. Так оставим дверь открытой для Элиягу.

Опубликовано 17.04.2003 в газете «Нью Йорк Таймс».

Перевод с английского Эдуарда Маркова
Апрель 2003 г.

Статья на английском