Maof

Sunday
Dec 08th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
На прошлой неделе Вашингтон видел представления двух актёров, Обамы и Нетаниягу, в четырёх действиях. Действие первое: речь, с которой президент Обама обратился к арабскому и мусульманскому миру в четверг 19 мая. Действие второе: пресс-конференция Нетаниягу, где он выступил против некоторых положений, высказанных Обамой относительно Израиля. Действие третье: речь Обамы на Конференции американского произраильского лобби ЭЙПАК. Действие четвёртое: речь Нетаниягу перед членами Палаты представителей и Сената.

Не много нового было на этом представлении, и создалось сильное впечатление, что это представление мы уже и видели, и слышали в прошлом. С одной стороны, приятно услышать, что президент США высказывает обязательства по отношению к безопасности Израиля, но с другой стороны, непонятно, как эти обязательства сочетаются с желанием создать территориально непрерывное палестинское государство от окрестностей Беэр-Шевы до Афулы.

Арабская реакция на этот речевой марафон была вполне предсказуемой, и может, даже в духе Павловских рефлексов, ведь несмотря на отчётливую разницу в мировоззрении Обамы и Нетаниягу, многие в арабском мире видят в них обоих две стороны одной произраильской медали. Для нас важно, не то, что Обама говорит, а то, что арабский мир слышит. Например, когда президент несколько раз повторяет в своей речи перед конференцией ЭЙПАК: «США не позволят угрожать безопасности Израиля», арабское ухо слышит: «Арабы являются явной и постоянной опасностью для сионистского образования. А поскольку они угрожают безопасности Израиля, США будут стоять на стороне Израиля и обеспечивать его оружием, а также поддержат его в Совете Безопасности ООН и тогда, когда он жестоко атакует своих арабских соседей, как это уже произошло в Ливане и в секторе Газы». Обама говорит: «Израиль должен согласиться на создание палестинского государства на Западном берегу и в Газе». Арабы слышат: «Палестинское государство будет создано на 22% от всей территории Палестины, и оно должно быть благодарно Израилю за эту великую щедрость».

Но ещё хуже, что когда Обама требует, чтобы палестинское государство признало Израиль как государство еврейское и согласилось жить по соседству с ним в мире, а арабский слушатель понимает это так, что Обама требует от арабов признать все свои поражения, начиная с 1948 года. То есть признать еврейскую религию релевантной – а ведь ислам – согласно его мировоззрению – явился в мир, чтобы заменить иудаизм (а также христианство), признать евреев в качестве народа, несмотря на то, что арабский и исламский диалог постановляет, что евреи - не народ, не этническая группа, а общины, принадлежащие разным народам и языкам, и поэтому не имеют прав на своё государство. Ещё одна проблема в том, что требование признать Израиль еврейским означает следующее: решение проблемы беженцев будет происходить не путём их поселения в самом Израиле, а за его пределами, и это – по сути требование к арабам признать, что они безо всяких оправданий удерживали беженцев в специальных лагерях, а значит, их страдания в течение 63 лет были напрасны.

Вечные конфликты

Нетаниягу продолжает и требует, чтобы палестинское государство было демилитаризованным. А арабское ухо услышало в этих словах требование к арабы, граждане палестинского государства, отказались от важнейшей для любого араба вещи - от оружия. В арабском этосе, вытекающем из жизни в пустыне, оружие – легитимное и единственное средство, с помощью которого араб хранит свою честь, своих детей, своих жён, свой дом и землю. И требование Нетаниягу к арабам отказаться от оружия – нахальное и неприемлемое в нашем регионе, насыщенном оружием.

Ещё одно неприемлемое требование Нетаниягу – чтобы создание палестинского государства было окончанием арабо-израильского конфликта. Смысл этого требования наиболее труден для арабского слушателя, ведь вечные конфликты придают обитателям этого региона смысл существования. Только так можно объяснить конфликт между суннитами и шиитами, длящийся около 1400 лет; племенные, межрелигиозные (между мусульманами и христианами) и межэтнические (между арабами и курдами) конфликты, - и прочие, продолжающиеся многие поколения и пролившие – и ещё будут пролиты – реки крови по всем просторам Ближнего Востока.

Речь Обамы к арабскому миру вызвала резкую реакцию ХАМАСа под заголовком «Речь Обамы подчёркивает продолжение приверженности Вашингтона сионистскому образованию и доказывает, что нет смысла полагаться на путь политического урегулирования». Сам язык реакции (мои добавления в скобках): «Мы, движение ХАМАС, выражаем осуждение и возмущение до глубины души от содержания речи президента Обамы по вопросу палестинской проблемы, поскольку его речь грубо склоняется в пользу сионистской оккупации (так 1967 или 1948 года?) за счёт прав палестинцев на их родину. Эта речь увековечивает двойные стандарты Обамы, который с одной стороны поддерживает право народов на свободу и честь, но с другой стороны игнорирует права палестинского народа и подчёркивает гарантии безопасности сионистского образования. Он тем самым поощряет оккупантов на новые преступления против нашего народа на палестинских землях, захваченных в 1948 году.
Речь Обамы не несёт ничего нового относительно палестинской проблемы, за исключением фиксации на традиционной американской позиции, склоняющейся к поддержке оккупации. Это доказывает справедливость пути ХАМАСа, вновь и вновь подчёркивающего – нет смысла продолжать переговоры с оккупантом. Бесплодный мечтатель тот, кто полагается на Вашингтон.
Мы в движении ХАМАС подчёркиваем важность достижения соглашения о национальном примирении, обновлённого строительства нашего палестинского дома, об обязанности ускорить исполнение того, о чём договорено, объединить палестинский народ и противостоять сионистскому вызову и надменности, на основе верности нашим правам, национальным аксиомам и праву нашего народа сопротивляться оккупации всеми средствами. Нам нельзя полагаться на политику, доказавшую свою провал за годы политических урегулирований».

Пассивное сопротивление, только временно

Также и речь Нетаниягу в Конгрессе повлекла важную реакцию движения ХАМАС, опубликованную под заголовком «Речь Нетаниягу обнажила расизм и агрессивность сионистского оккупанта по отношению к исламской нации, и отрицание наших прав на свою родину». В реакции на эту речь сказано следующее: «Речь Нетаниягу полна фальсификаций, она противоречит правде действительности и истории, обнажает сионистские расизм, высокомерие и экстремизм в отношении арабских народов. Эта речь не несла нового политического содержания, за исключением подчеркивания сионистского мировоззрения, основанного на оккупации, посредством провозглашения приверженности Иерусалиму как столице сионистского образования, отказу от права на возвращение («палестинских беженцев»), от отступления с арабских территорий, оккупированных в 1967 году. Смысл этого всего – продолжение политики оккупации и агрессии, отрицания прав палестинского народа на свою родину.
Мы, движение ХАМАС, подчёркиваем, что мы отвергаем сионистско-американское вмешательство в палестинские внутренние дела, поскольку они (сионисты и американцы) не приемлют национального примирения, хоть мы подчёркиваем нашу приверженность союзу вместе с нашими братьями из ФАТХа и со всеми палестинскими группировками, чтобы защитить наш народ и наши права на нашу родину.
Мы призываем президента Аббаса и арабскую наблюдательную комиссию вновь обсудить опцию переговоров, доказавшей свой провал. Вместе с тем мы призываем их сформировать новую стратегическую концепцию, основанную на мощной поддержке позиции палестинского народа всеми средствами, которыми он противостоит надменной сионистской оккупации.

"Спокойная» реакция ХАМАСа не должна удивлять – ведь эта террористическая группировка ищет любой способ превратиться в легитимную в глазах всего мира, её главари не хотят остаться позади, когда мир признает палестинское государство в сентябре этого года. Поэтому боевики ХАМАСа временно сложили оружие, чтобы придти к соглашению о примирении с ФАТХом, и они готовятся захватить власть в этом государстве демократическим путём, то есть на предстоящих выборах.

Вашингтонские речи дали ХАМАСу лишнее оправдание противодействия – на данном этапе пассивного - любым переговорам с Израилем, поскольку мир с Израилем может предоставить еврейскому государству «страховку жизни», тогда как в их глазах у него нет права на существование. Важно помнить, что по мере роста шанса на достижение хоть какого-нибудь соглашения Израиля с ООП, возрастёт мотивация ХАМАСа перейти в активному противодействию – ракетным обстрелам, засылке террористов на территорию Израиля, чтобы сеять гибель и сиротство, и этим свести на нет усилия ООП достичь какого-либо урегулирования с Израилем. Пока на горизонте не просматривается никакого мирного урегулирования, ХАМАС может пожирать плоды своего соглашения с ООП: получать денежные пожертвования из-за границы, с одной стороны, и сохранять исламское государство, которое он создал в Газе, с другой.

(Д-р Мордехай Кейдар – лектор на кафедре арабистики в Бар-Иланском университете и исследователь в Центре стратегических исследований им.Бегина-Садата)

("Макор ришон" 27.05.11)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ