Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Уже полгода земля дрожит под ногами правителей в части государств Ближнего Востока. Мир смотрит в изумлении и ждет в какую сторону это покатится, и, видно, пришло время для какого-то промежуточного итога и попытки проанализировать явление, его причины, факторы, составляющие и направления, куда оно ведет.

Нет сомнения, что речь идет о новом и мощном процессе: арабская улица просыпается от спячки, в которой она находилась десятки лет, что позволяло коррумпированным и деспотичным режимам делать по отношению к пассивному и подавленному обществу все, что придет в их злые мысли. Теперь улица вопит: хватит! Хватит вытеснения на обочины, хватит деспотизма, хватит коррупции, хватит отсутствия прав человека, хватит отрицания политических свобод, хватит пыточных подвалов, хватит недоедания, бедности и безработицы.

До сегодняшнего дня сумела улица сбросить двух президентов со своих постов - Зин аль-Абадин бин-Али в Тунисе и Хосни Мубарак в Египте – оба еще недавно были в сознании мира тяжелыми сфинксами или огромными пирамидами в пустыне. Кресла 3 других правителей – Муамара Каддафи в Ливии, Али Абдаллы Салаха в Йемене и Башара Асада в Сирии – сильно раскачиваются под влиянием волн бунтов, начавшихся как уличные демонстрации и докатившихся до перестрелок, использования огнестрельного оружия обеими сторонами.

Не революция Фейсбука

Распространенное название явления (революция Фейсбука (или Твиттер, или Youtube) указывает на Интернет-сеть как источник революции. Я не согласен с этой оценкой. Это не революция Фейсбука, а революция аль-Джазиры. Я не пытаюсь преуменьшить значение Фейсбука, Твиттера и Youtube, служивших инструментами в руках масс для организации и самовыражения, но я утверждаю, что они – какими бы важными они ни были – только инструмент в руках общества реализовать, то, о чем мечтали десятки лет. Но важный вопрос – не инструменты, а движущая сила. В чем источник мотивации выйти на демонстрацию, даже ценой жизни? Кто моздал общий знаменатель и общий язык между толпой в Тунисе, улицей в Йемене, теми, кто был на площади а-Тахрир в Каире и демонстрантами в Сирии? И ответ: эта мотивация была лелеяна и культивирована СМИ и особенно каналом аль-Джазира. Этот телеканал уже более 10 лет ведет теледжихад против арабских правителей, против Израиля и США, и эта смесь мессиджей превратила его в канал с самым большим количеством просмотров в мире.

Для примера приведем тут текст 10-летней давности части программы "аль-атаджа аль-муэхс" (против направления или противоположное направление), которую редактирует д-р Фейсал аль-Касем, друз из Сирии, большой ненавистник Израиля. Передача транслируется уже много лет по вторникам и число телезрителей огромно. Приведем для примера передачу от 9 апреля 2002г., дни операции "Хомат маген" (Защитная стена), и фон передачи – острая критика против "арабских правителей, которые не спешат помочь своими армиями несчастным палестинцам, находящимся под оккупацией, которых давит сионистская машина оккупации" (по словам аль-Джазиры")

Фейсал аль-Касем: Приветствую вас, дорогие зрители. Я всегда трачу значительное время для написания вступительных слов передачи, но сегодня все вопросы взяты из того, что написали мне телезрители через факс или Интернет, и вот они перед вами: Почему арабские режимы превратились в анекдот в глазах их народов? Прислушиваются ли арабские правители к тому, что говорят их народы о них по спутниковым каналам? Никогда не было в арабской истории, чтобы гражданин рискнул представить правителя голым до такой степени, и если бы был проведен референдум, то большинство арабских правителей получили бы 99,99% голосов, но с минусом – и это то, что, разумеется, говорят зрители.
Один из них пишет: невозможно низвергнуть легитимность арабских режимов, потому что они не были легитимными ни одного дня! Арабские народы хотят "карамэ" (уважения), а правители – "асир аль-карамэ" (вина), народ хочет "тахрир" (освобождения), а правители хотят "харир" (шелк), нация требует "аль-Кудс" (Иерусалим), а большинство правителей увековечивают "аль-буэс" (бедность, несчастность). Нуждаемся ли мы в режимах, которые провалились и на войне и в мире? Используют ли арабские массы возможность (атмосферы интифады против Израиля), чтобы достичь второй независимости путем достижения демократии и настоящего национального государства, а не государства трайбализма (племени), семейных кланов, партии или мафии?
Один из мыслителей подытожил ситуацию в арабском мире так: освобождение (от колониализма) было милостью (от которой выиграли все), и вдруг это стало новой монополией одного человека, которого окружает мафия. Честь была самым важным, что было у нас, и вдруг она стала целью всякого угнетения, источником всякого отрицания и страдания. У каждого человека была уверенность за свою жизнь и имущество и вдруг страх за них стал постоянной заботой каждого человека и его семьи. Лицемерие было достоянием узкой группы бессовестных протекционеров и вдруг оно превратилось в свойство всего народа и все соревнуются друг с другом, кто лицемерит лучше… Поражение 1948г. потрясло веру в правителей, но сокрушительное поражение 1967г. привело к тому, что массы приветствовали тех правителей, которые привели их к этому поражению.

Д-р Мунсаф аль-Мазруки (тунисский интеллектуал, живущий в изгнании во Франции из-за оппозиции тунисскому президенту): Арабский правитель – в каком он положении? Он знает и те, кто в оппозиции ему, знают, что у него нет настоящей доверенности говорить от имени народа, что его доверенность фальшивая, и чернила его фальшивые, и бумага фальшивая, и слова фальшивые, и подпись фальшивая, и почерк, и документ, и полномочия – фальшивые.
Запад знает, что этот правитель, в лучшем случае, главарь мафии. Американец и француз знают, что у этого правителя огромное количество денег в западных банках. Его тюрьмы набиты его противниками и противниками его власти, но он остается в своем кресле, потому что американец и француз хотят, чтобы он оставался… Отсутствие легитимности наших правителей – это наша беда и основная причина слабости нашей нации. Народы без суверенитета и граждане без чести и прав. Нами правят нелегитимные режимы, у них нет никакого права говорить от нашего имени. Это настоящий диагноз объемлющего нас кризиса на фоне того, что происходит в Дженине (операция "Защитная стена"), в Шхеме, Туль-Кареме и в любом месте, потому что никто не может спасти тех несчастных.

Слушатель по имени Ихье Абу-Зхарья спрашивает по телефону:
Я клянусь всем самым дорогим мне, что если бы Шарон влез между простыней наших правителей, они бы не протестовали и сказали бы: О, Шарон, возьми нашу честь, чтобы удовлетворить желание Вашингтона, хозяина привилегий, оставляющих этих правителей в их креслах. Официальная арабская система, в сущности, мертва, она провалилась в обеспечении арабов во всех плоскостях, как провалилась в войне против захватчиков наших земель. Более того, она призвала этих захватчиков прийти в наши дома, чтобы обмануть нас, и если наши народы молчат из-за потери куска хлеба и потери будущего их и их детей, то это из-за зловонных измен их правителей…
Арабские народы увязывают воедино их честь и Палестину, и поэтому я думаю, что дорога в Иерусалим проходит через ликвидацию официальной арабской властной системы, выбросить правителей, как грязь…


Это был пример того, что транслировала аль-Джазира на протяжении многих лет с тех пор, как начала действовать в 1996г. Эти мессиджи накапливались, скучивались, гноились, и нынешний взрыв на арабской улице – это следствие деятельности аль-Джазиры против арабских правителей, против Израиля и против США. Это повестка дня аль-Джазиры. Она бьет в цель и увязывает потерю личной свободы отдельного араба с деспотизмом власти в его стране, отнятие арабской чести Соединенными Штатами с отнятием арабской земли Израилем. Она делает это много лет последовательно и с огромной мощью СМИ и создает общий арабский знаменатель чувств для сотен миллионов по всему арабскому миру. Стоит отдельно поговорить о повестке дня аль-Джазиры, и мы это сделаем в ближайшем будущем.

Не только на нефти

Фоном для этих событий служит факт, что все границы между арабскими государствами были искусственно установлены европейским колониализмом: британским, французским и итальянским. Эти границы заключили внутри государства различные этнические, религиозные, общинные и племенные враждебные группы. Общество в этих государствах раздроблено и охвачено вечными конфликтами, которые только запутываются со временем. В каждом из этих государств одна группа воцарилась над другими и правит силой, препятствует проведению свободных выборов, отрицает гражданские свободы и права человека, угнетает меньшинства и уничтожает сопротивляющихся. Сопротивление власти порождает взаимное насилие между режимом и его противниками, часть из которых обращается к фанатичному исламу как источнику вдохновения для организации против власти. Государство воспринимается его жителями как нелегитимное, потому что было создано колониализмом, а власть в нем считается нелегитимной в глазах большинства населения, потому что представляет меньшинство, удерживающее власть силой и благодаря связям с западными державами.

Исключением из этого является только группа арабских государств Персидского залива (кроме Бахрейна). В Кувейте, Катаре и во всех 7 эмиратах ОАЭ живет одно доминантное племя. Оно не должно силой навязывать свою власть другим группам, потому что их нет. В такой ситуации общество и политическая система устойчивы и экономика процветает. Причина устойчивости стран Залива – не нефть, а устойчивая общественная структура, позволяющая использовать нефть (и в самом деле ситуация в Бахрейне неустойчивая, несмотря на наличие нефти, потому что суннитское меньшинство, привезенное англичанами правит шиитским большинством персидского происхождения). В Ираке нефть не обеспечивает богатство из-за общественного хаоса, следующего из множества племен, религий, общин и этнических групп, постоянные конфликты между которыми препятствуют устойчивости политической системы и развитию экономики вообще и нефтяной индустрии, в частности.

Сирия, Ливия, Йемен, Иордания, Саудовская Аравия и Алжир охвачены трайбализмом, который там выше любых других соображений, и над каждым из этих государств воцарилась небольшая и нелегитимная группа.

Египет и Тунис – это другой случай, потому что они в течение последних десятилетий прошли существенный процесс переселения из пустыни в города (Тунис) или из сел в города (Египет). Поэтому в этих двух государствах развилось индивидуалистичное городское общество, в котором роль племен очень мала, и поэтому возникла гражданская элита, основывающаяся не на племенных связях, а на идеологических и профессиональных, что позволяет людям продвигаться на общественном и политическом поприще, основываясь на образовании и капиталах. Эта элита развила политическую систему с некоторыми западными характеристиками. Но это превратило президентов в этих двух государствах в относительно слабых по сравнению с правителями арабских стран, основывающихся на племя, которое является более сильной и надежной поддержкой, чем политическая партия. Это объяснение того факта, что президенты Египта и Туниса были оставлены их приближенными, когда ослабели, в то время как правители Ливии, Сирии и Йемена ведут войну против оппозиционеров, убивая их в значительных количествах.

На 3 этих фронтах было обострение в последние две недели: президент Йемена Али Абдалла Салах начал задействовать артиллерию против укрепленных пунктов племен, противящихся ему, и ликвидировал нескольких их лидеров, а они в ответ обстреляли в последнюю пятницу мечеть, в которой он молился, и ранили его до такой степени, что он вынужден был вылететь в Саудию для получения медицинского лечения. Возможно, что этим он отказывается от кресла, и если это произойдет, то Йемен вступит в период борьбы за власть и это приведет государство к хаосу, очень опасному не только для местного населения, но и для международного морского и воздушного сообщения, проходящего в том районе.

В Сирии постоянно увеличивается число погибающих на демонстрациях и похоронах, даже город Хама, в котором Асад-старший убил порядка 30 тысяч своих противников 29 лет назад, увидел в конце прошлой недели 70 погибших во время демонстрации против Асада-младшего.

Война в Ливии продолжается и несмотря на вмешательство сил НАТО в пользу повстанцев Каддафи все еще жив и продолжает опровергать пророчества о его скорой кончине. Вместе с тем, в последние дни видится, что он теряет поддержку среди верных ему сил.

Наибольшую озабоченность вызывает Египет: египетская экономика получила сильный удар в результате сбрасывания Мубарака в феврале и уровень безработицы там превышает 50%. Туризм не вернулся к прежнему уровню и отсутствие туризма влияет по цепочке на другие отрасли (например, пищевую и транспортную), которые предоставляют услуги туристической отрасли. Это положение не может продолжаться длительное время, потому что миллионам нечего есть – в буквальном смысле, и есть предел терпению голодных, которым стало ясно, что устранение Мубарака, возможно, вызвало у них удовлетворение и веселье, но этим не расплачиваются в магазине.

И Нил в опасности

Армия все еще правит в Египте, и даже если пройдут выборы в ближайшем будущем, и даже если это будут справедливые выборы, они не спасут внутреннюю ситуацию и экономику. Всем ясно, братья-мусульмане займут важное место при любом будущем политическом раскладе, и многие опасаются, что они получат большинство в парламенте. Армия еще правит в качестве временной меры для устойчивости системы, но верхушка армии может привести страну к ситуации, в которой временное правление длится бесконечно – хотя бы для того, чтобы сохранить статус армии и ее экономическую мощь. (см. Армия Египта Ltd) Перед глазами руководства Египта стоит пример Турции, где политическая система во главе с исламской партией преуспела оскопить мощь армии и подчинить ее политическому руководству. Командование армии Египта не заинтересовано в том, чтобы подобный процесс прошел у них, поэтому вопрос не в том, произойдет ли столкновение между братьями-мусульманами и армией, а когда это случится. В этом столкновении "братья" смогут мобилизовать улицу на свою сторону не потому что египетская улица религиозная (а она религиозна в очень большой степени), а в основном потому что улица хочет устранить военный режим.

Дополнительная ось вражды может открыться в Египте вследствие того, что элиты, бывшие частью системы Мубарака и его партии, используют свои возможности и вернутся править отраслями экономики, СМИ и политики, пусть и в других рамках.

Их право вернуться и оказывать влияние на происходящее в Египте будет следовать из хаоса, который установится в стране, в основном в политике и экономике, и из их доказанных возможностей управлять страной в взаимопонимании с армией. Из-за этой возможности есть в Египте призывающие "не Мубарак и не Тантауи", т.е. не элиты, окружавшие Мубарака, и не власть другой армейской династии после того, как избавились от группы "свободных офицеров", установивших свою власть над Египтом в результате переворота в июле 1952г., Мубарак был последним из них.

Египет – это самая важная страна в ближневосточной "весне народов", в основном из-за величины: судьба 85 миллионов человек находится сегодня на чаше весов, при этом перед ними стоит большая проблема, никак не связанная с кризисом власти: резкое уменьшение поступления воды из Нила из-за строительства современных предприятий в странах Вост.Африки, где находятся истоки Нила, и создание нового государства на Юге Судана, контролирующего верхний Нил, и не ясно насколько это государство будет следовать соглашениям о разделе воды, которые подписал Судан. Миллионы египтян могут обнаружить себя вскоре без питьевой воды, поскольку Нил "будет выпит" странами, находящимися выше по течению, и небольшое количество воды, которое дойдет до Египта, будет более загрязнено, чем сейчас, из-за недостаточных мер по санитарной переработке использованных и канализационных вод в этих странах Восточной Африки. В Египте понимают эту проблему, ведь ее признаки ощущаются уже сегодня, и там понимают, что в их нынешнем положении у них нет возможности задействовать давление на страны Африки в этом вопросе, как и Мубарак в свое время не смог остановить это ухудшение.

Израильский канал на арабском языке

А что происходит на палестинской арене? На нынешнем этапе сплачивается палестинское руководство и палестинское общество вокруг подготовки к созыву генеральной ассамблеи ООН в сентябре, на которой, как это видится сейчас, они попросят международное сообщество объявить о создании палестинского государства на всей территории Иудеи, Самарии и Газы со столицей в Иерусалиме.

Так как события развиваются сейчас, большинство государств мира проголосуют за палестинскую просьбу, и так палестинцы надеются превратиться в государство с международным признанием без мира с Израилем и не признавая Израиль. Верно, что есть несколько барьеров на пути: отсутствие соглашения с Израилем, американское вето в Совете безопасности, но направление ясно.
(см.также
Международное право и право государства Израиля на землю Эрец-Исраэль
Поспешная ставка на ООН )

Израиль может обнаружить себя зажатым в углу с уменьшающейся легитимацией, ведь уже сейчас в мире произносят слова "оккупация 67 года" на одном дыхании с "оккупацией 48 года", т.е. пытаются выставить нас в нелегитимном свете. Можно утверждать, что нас это не касается, что Америка с нами, историческая справедливость на нашей стороне, наша экономика устойчива, но надо быть готовыми дать отпор попытке затолкнуть Израиль в угол, в котором была приперта Южная Африка.

Чтобы справиться с этой проблемой и более широкой проблемой изменений во всем регионе вследствие революции аль-Джазиры, Израиль должен выйти на войну за свою легитимацию.

Главной составляющей в этом сражении должно быть создание двух спутниковых телеканалов – одного на английском и одного на арабском, которые придут прямиком в каждый дом в США и в арабском мире. Эти независимые каналы помогут Израилю заново занять свое положение в международном сознании как прочно существующее государство, потому что в мире распространено мнение, что тот, кто не существует в мире многоканальных СМИ, возможно, не существует вообще. Эти каналы позволят Израилю транслировать свою позицию и свой нарратив без фильтра корреспондентов и редакторов с антисемитской, антиизраильской и антисионистской повесткой дня, занимающих значительную часть должностей в международных (и израильских) СМИ, не говоря уже о фильтре в арабских СМИ, позволяющих обычно только явно антиизраильским посланиям дойти до телезрителей.

Интернет не может быть заменой. Он влияет частично на западный мир, но сравнительно мало на арабский мир, где доступ к Интернету еще не высок и ухудшающееся положение в ряде стран уменьшает и экономические возможности человека с улицы приобрести компьютер и подсоединиться к Интернету. Многие страны в мире (США, Британия, Франция, Германия, Турция. Иран, Китай и др.) ведут передачи на арабский мир, и только Израиль почему-то решил, что арабский мир недостаточно важен, чтобы создать спутниковый телеканал на арабском языке, который можно смотреть любом доме в арабском мире. Я не утверждаю, что такой канал сможет превратить всех зрителей в восторженных активистов сионистского движения, но есть в арабском мире любопытство и желание посмотреть и увидеть, как действует то, что называется государство Израиль: как государство в состоянии войны может быть и демократичным, осуществлять смену правительства, иметь свободные СМИ, уважать права человека и гражданские права, побеждать в войнах и уцелеть в таком кризисном регионе, как Ближний Восток.

Параллельно Израиль должен освободиться от колебаний, диктуемых господами политкорректности и прямо и открыто обратиться ко всем в мире, кто выражают опасение от вызывающего озабоченность распространения арабо-исламского господства в мире и кто видит в Израиле форпост и авангард западной культуры и цивилизации. Есть много таких людей в Европе и США, в основном, христиане, понимающие, что падение Израиля будет только первым этапом перед их падением, и поэтому они поддерживают Израиль безоговорочно и безгранично.

Это уже давно не "крайне правая" позиция, ведь чувство озабоченности все больше внедряется в политический центр и Израиль воспринимается сегодня как момент испытания: может ли западная цивилизация выстоять перед арабо-исламским цунами. Спутниковый телеканал на английском будет важным средством для консолидации такой поддержки Израиля, и каждый день, что проходит без такого телеканала, это день потери дополнительных потенциальных сторонников.

(Д-р Мордехай Кейдар – исследователь в Центре Бегина-Садата при Бар-Иланском университете)

("Макор ришон" 10.06.11)


Перевел Моше Борухович
МАОФ