Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В Голливуде уже не должны прилагать усилия: хотим фильм-экшн, полный насилия, выплескивающегося на улицы городов? Нужно лишь прибыть в Ливан и включить телекамеры. Маленькая мусульманская соседка Сирии, истекающей кровью в гражданской войне, также бурлит, как будто грязный поток втекает в нее и несет с собой весь мусор.

Нужно несколько картинок для иллюстрации? Пожалуйста: в нынешнем раунде уличных боев в городе Триполи на севере Ливана воюющие стороны не ограничились личным оружием, а применили и РПГ, и тяжелые пулеметы. Движение по улицам города было парализовано огнем снайперов, а главная улица, ведущая на север - в Сирию - была перекрыта. К вечеру понедельника результат столкновений заключался в 8 убитых и около 50 раненых.

Хоть ливанская армия перебросила в район солдат и бронетранспортеры, но суннитские жители города опасаются армии, как и других властных структур, действующих по инструкциям из Дамаска. Тут нужно остановиться на минутку и объяснить "кто против кого": Сирия, как известно, управляется Башаром Асадом, принадлежащим к алавитам. Его насильственный режим для поддержки своих сил, действующих против оппозиционно настроенных граждан, использует Хизбаллу, которая сама по себе известна насилием. Но Сирия не только получает помощь от Хизбаллы, но и помогает ей: Сирия упрочивает статус этой шиитской организации в Ливане, и использует ее как свою длинную руку в соседнем Ливане.

Суннитская община в Ливане находится в очень деликатной ситуации, в основном, потому что шиитская Хизбалла превратилась в самую сильную организацию в стране, сильнее, чем ливанская армия. Недавно произошедшее событие, во время которого были арестованы сунниты, было переходом красных линий. Мы немедленно перейдем к этому событию, но перед этим надо понять: пока спор шел внутри Ливана и носил словесный характер, не было явной угрозы устойчивости ливанского государства. Но в последнее время вырисовывается конфликт на фоне активной поддержки мусульманами-суннитами повстанцев в Сирии. Сунниты в Ливане (если быть схематичными) поддерживают противников Асада; шииты поддерживают Асада.

Уже долгое время ходят слухи о кораблях, которые безлунными ночами прибывают к неохраняемым берегам Ливана. Лодки с людьми, одетыми в черное и с закрытыми масками лицами, курсируют между этими кораблями и берегом. Одетые в черное сгружают с кораблей полные всяким добром деревянные ящики, и те удаляются от берега. Содержимое ящиков, переправляемых в Сирию, - оружие и снаряжение - служит армии свободной Сирии.

До последнего времени не было доказательств рейсов этих кораблей. Но в начале мая ливанская армия перехватила в своих территориальных водах судно под названием "Лютф алла - 2", которое вышло из Ливии и по пути в Ливан заходило в Александрию. На судне были захвачены несколько контейнеров с легким оружием, а также ракеты французского производства, посланные в прошлом году повстанцам в Ливию. В контейнерах находилась также взрывчатка. Компания, пославшая судно с грузом, принадлежит сирийцам, но в официальных документах, разумеется, не фигурировал настоящий груз. Были арестованы 21 человек из экипажа судна, но вряд ли они что-то знали о грузе в ящиках.

Кто помогает противникам Асада?

Без сомнения, у ливанской армии была информация о судне и его грузе. Надо полагать, что информация поступила от разведки одной из стран, сотрудничающей с сирийским режимом - Иран или Россия. Последняя поспешила подать жалобу в Совет безопасности ООН по поводу контрабанды оружия в Сирию из соседних стран.

Россия и Иран очень озабочены усилением армии свободной Сирии - благодаря текущему ей оружию эта повстанческая армия ведет военные действия и наносит ущерб верным Асаду частям. Перехват оружия в ливанском порту Триполи немедленно поднял вопрос: кто должен был получить оружие и переправить его повстанцам в Сирию?

Ответ был получен, когда в последнюю субботу в Триполи был арестован 25-летний парень по имени Шади аль-Маулауи (al-Mawlawi) с пятью его друзьями. Аль-Маулауи - ливанский суннит, член салафистской группы, известен в своей среде как активист организации помощи повстанцам в Сирии. Когда вернулся из Сирии в Ливан, он был арестован по подозрению, что помогал повстанцам и планировал с ними переброску оружия, прибывшего на судне.

С тех пор, как он был арестован, ливанский город Триполи бурлит: канал "аль-Манар", вещающий от имени шиитской Хизбаллы, утверждает, что al-Mawlawi является членом аль-Каиды и служил связующим звеном организаций всемирного джихада и повстанцами в Сирии. Сунниты же утверждают, что это просто "хороший парень", который, как многие другие, оказывал гуманитарную помощь сирийским беженцам в Триполи.

Обстоятельства ареста также интересны. Согласно некоторым версиям, он был схвачен в оффисе ливанского министра финансов Мохамада а-Сфади в Триполи, что подняло вопрос, не оказывал ли он и финансовую помощь повстанцам в Сирии и не был ли он посланцем некоторых ливанских политиков, которые с его помощью, подрывали режим Асада?

Важно отметить, что спецслужба, арестовавшая его и его товарищей - Общая служба безопасности - является органом ливанских властей. Вместе с тем, весь Ливан знает, что эта организация получает указания от Хизбаллы, т.е. от Хасана Насраллы, делающего все, что в его возможности, чтобы помочь своему хорошему другу, поклоннику и покровителю Башару Асаду. Возможно, что требование арестовать al-Mawlawi прибыло в службу общей безопасности напрямик из Дамаска.

Факт, что al-Mawlawi ассоциируется с салафистской группой, служил против него, поскольку салафисты воспринимаются как угроза политическому и общественному порядку в арабском и исламском мире. Причина этого в том, что они не признают никакого правителя, кроме аллаха, и с их точки зрения, никакая правовая система или порядок, установленные людьми, не может конкурировать с законами исламского шариата.

Есть и сравнительно "спокойные" конфликты: в более тихих районах города сунниты организовали демонстрации в поддержку аль-Маулауи и его арестованных друзей, подожгли автомобильные покрышки, перекрыли улицы и установили дежурства в палатках протеста - согласно традициям "арабской весны" последнего года.

Правительство Ливана, премьер-министр Наджиб аль-Микати и президент Мишель Сулеймани всеми силами пытаются успокоить страсти, так как Триполи сегодня похож на почку с порохом, ждущего искры, способной поджечь весь Ливан.

Маулави против алавитов

Было достаточно ареста al-Mawlawi, чтобы поджечь одну из самых чувствительных арен в Ливане - арену Триполи. Этот второй по величине город в Ливане состоит из районов, в каждом из которых живет определенная группа: мусульмане, христиане или алавиты. На севере города есть два соседних района: Баб а-Табана, населенный мусульманами-суннитами, и Джабель Мухсен с алавитским населением.

Напряженность между двумя районами длится десятки лет. Постоянный фактор брожения - это отношение к сирийскому режиму - алавиты поддерживают его сердцем и душой, а сунниты готовы сделать все, чтобы избавиться от него. К этому политическому спору надо добавить религиозный фон: алавиты воспринимаются их противниками как немусульмане. Ибн-Тимия, мусульманский богослов 14-го века, писал о них, что они "большие еретики, чем евреи и христиане", описывал их как предателей, перечислял ущерб, который они нанесли исламу, в основном, сотрудничеством с крестоносцами.

Отрицательный имидж, прилипший к алавитам, привел к сотням лет преследований и угнетения со стороны мусульман, в основном, в Османской империи, и поэтому традиционно они жили в горах - чтобы скрываться и прятаться от своих мусульманских врагов. На западе Сирии они населяют горы Ансарии, также район, в котором они живут в ливанском Триполи, построен на горе - Джабель Мухсен.

Мужчины вооружены с головы до пят, дома укреплены. Хоть они составляют небольшое меньшинство среди жителей Триполи - 5%, но их количество - 30 тысяч вселяет в них чувство силы, особенно потому что они отдалены только на 18 км от сирийской границы (прим.перев. - где правит их секта и где они также преследовались и на протяжении веков они были пастухами и сами считались быдлом)

В 2008 г. после долгих лет столкновений между мусульманами и алавитами в Триполи была подписана "хартия чести" между общинами в городе, согласно которой все разногласия должны разрешаться мирным путем. Но Ливан - это Ливан: соглашение соблюдается, пока стороны заинтересованы соблюдать его, и в тот момент, когда одна из сторон перестает быть заинтересованной в этом, соглашение превращается в клочок бумажки.

С тех пор, как 14 месяцев назад начались кровавые события в Сирии, произошли несколько столкновений между мусульманами и алавитами в Триполи на фоне поддержки разных сторон в сирийском уравнении (прим.перев. - где также основной конфликт между алавитским меньшинством и суннитским большинством). Каждый раз столкновения заканчивались после нескольких дней боев несколькими убутыми и несколько десятков ранеными, сожженными автомобилями и разрушенными бизнесами.

Возможно, что и нынешний взрыв в Триполи закончится подобным образом, но, возможно, что события выйдут из-под контроля, потому что в Триполи есть готовые сделать ставку на близкое падение алавитского режима в Сирии. Такое падение лишит алавитскую общину в Триполи поддержки и тогда придет время "убедить" их убраться на север - в горы Ансарии, откуда они когда-то пришли. Алавиты осознают плохое положение алавитского режима в Сирии и поэтому применяют насилие, чтобы защитить себя, согласно ближне-восточному инстинкту самосохранения, гласящему, что наилучшая защита - это нападение.

Ливан - сколько ему осталось

Взрывоопасное положение в Ливане не должно никого удивлять. Каждый, знакомый с ситуацией внутри этой страны, знает, что это искусственное годударство и ему недолго осталось существовать. Ливан состоит из 5 групп: христиане, друзы, алавиты, мусульмане-шииты и мусульмане-сунниты.

Конституция, предназначенная разделить влияние между общинами, была сформулирована французами, которые создали это государство для христиан, в основном, для католиков-маронитов. Ливан - это своего родайксперимент на людях, в котором были взяты 5 человеческих групп, придумана для них конституция, противоречащая их культуре, и надеялись, что это будет функционировать.

В самом деле это работало несколько лет (с внутренними войнами время от времени), но демография была сильнее благих намерений французов - вместо государства для маронитов Ливан превратился в государство для шиитов.

Ливанская политическая арена разделена на две части: поддерживающие Хизбаллу и ее противники. Те, кото поставил на успех Хизбаллы и присоединился к ней, против тех, кто пытается спасти себя от шиитско-иранско-сирийской гегемонии. События в Триполи - прямое следствие этого противоборства: алавиты - неотделимая часть коалиции Хизбаллы, в то время, как сунниты не готовы вступить под крылья гегемонии Насраллы-Хаменаи-Асада.

Помощь из Ирана Хизбалле и прочим - это не единственное вмешательство извне. Все там уверены, что оружие и снаряжение, поступающее суннитам в Сирии и Ливане, финансируется Саудовской Аравией, Катаром и ОАЭ.

Столкновения в Трополи, даже если они стихнут, как в прошлом, будут взрываться вновь, пока ситуация между Хизбаллой и ее противниками будет оставаться как сейчас и пока Иран и Саудовская Аравия будут воевать между собой до последней капли крови последнего ливанца.

Из трагедии Триполи и Ливана следуют несколько выводов: во-первых, на Ближнем Востоке невозможно создать государство с арабским населением и западными политическими составляющими. Во-вторых, иранское вмешательство - экономическое и культурное - предназначено подорвать западное политическое и культурное влияние на Ближнем Востоке. И еще: тот, кто предоставляет легитимацию джихаду против Израиля, получает террор на своих улицах.

И оставшийся без ответа вопрос - это продолжит ли Запад оставлять на произвол своих суннитских друзей в Ливане и Сирии и позволять несвятой троице - Иран-Сирия-Хизбалла - подавлять их, или проснется и поймет, что поражение в Дамаске и Триполи может привести иранцев на побережье Средиземного моря, волны которого доставят их из ливанского порта Триполи прямо в Европу.

("Макор ришон" 18.05.2012)


Перевел Моше Борухович
МАОФ

Приложение

Государство-убежище


Как внутренний раскол и конфликты в Сирии стали проблемой Ливана

С тех пор, как в марте 2011г. начались кровавые события в Сирии, превратился Ливан в убежище для сирийцев, проживающих возле границы между двумя государствами. Через открытые границы годами перевозила Хизбалла из Сирии все, что хотела. Вследствие тяжелых событий в Сирии превратились эти открытые границы в маршрут бегства сирийцев, противящихся рщжиму, и они нашли в Ливане хотя бы временное убежище о "шабиха" - банд убийц режима Асада.

Хоть сирийская армия чувствует себя в Ливане, как дома, она, как правило, воздерживается преследовать там бежавших сирийцев. Не из милосердия, не подумайте, а, в основном, чтобы не злить европейские страны, в частности, Францию, видящих в Ливане свой задний двор. Лишь в нескольких случаях пересекли сирийские части границу, чтобы задержать своих противников. В нескольких случаях сирийская артиллерия обстреливала ливанские деревни, в которых сирийские беженцы нашли убежище.

Ливанское общество поляризовано в отношении происходящего в Сирии: с одной стороны находится шиитская хизбалла - основная сила в государстве, и она поддерживает Асада очень активно, включая посылку солдат воевать против сирийских граждан, бунтующих против власти. С другой стороны находятся противнили Хизбаллы, называемые "коалиция 14 марта", во главе с Саидом аль-Харири. Они представляют явно антисирийские позиции.

К этому надо добавить то, что всегда служит фоном: возможность падения власти в Сирии. в этом случае хизбалла быстро установит свою власть над Ливаном, чтобы ее противники не смогли использовать ее ослабление из-за потери сирийской поддержки. Насралла, разумеется, отрицает, что он намерен установить свою власть над Ливаном.

Суннит не подавляет суннита

Страховой полис Башара