Maof

Thursday
Nov 14th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Я не знаю, сколько человек слышали проф. Шимона Шамира, сказавшего в радиопередаче, что ТВ ошиблось, что ситуация в Египте только ухудшается. "ТВ преуспело транслировать ложную картину того, что происходит в Египте", - сказал он. Он говорил о том, что революционные репортажи с площади Тахрир в январе-феврале 2011 не отражали действительность в Египте. И сам Шамир, египтолог, с симпатией относящийся к Египту, увлекся в первые месяцы после падения Мубарака, был изумлен и проникся оптимизмом.

Если ли бы мы на протяжении лет получали серьезные отчеты о том, что происходит в Египте - а главное, если бы их получала интеллектуальная и политическая верхушка - мы не были бы удивлены резким ростом насилия там и усилением крайних форм ислама, увеличивающих силу "братьев-мусульман" и салафистов на выборах в парламент - до 75%. Но почти ничего о настроениях в Египте не сообщалось в Израиле. А самые серьезные вещи, например, о существующем в Египте антисемитизме нацистского толка, появлялись в изральских СМИ лишь в крошечных заметках, вроде курьеза.

Ничто из происходящего в Египте не должно удивлять. Египет, возможно, в большей степени, чем другие арабские страны, уже 80-90 лет заполнен антисемитской пропагандой. И сегодня представители СМИ и интеллектуалы в Израиле отказываются признать это и отказываются сказать, что самое большое препятствие на пути арабов к прогрессу и улучшению их положения - это их антиеврейская и антиизраильская обсессия. Более того, как видно, что в Израиле и в мире есть журналисты, которые восторгаются именно теми политиками в Египте, которые заявляют, что они против мирных соглашений с Израилем и что надо воевать против Израиля. Они "аутентичные", они выражают настроения площадей, а мирный договор был подписан с правившими диктаторами.

Профессор Йегошафат Аркави еще в начале 70-х сетовал, что в Израиле не реагируют на крайние выражения ненависти в Египте и стараются игнорировать сам факт, что речь идет об антисемитизме. "Анис Мансур благословляет "гения" Гитлера за то, что тот сжигал евреев", - напоминает Аркави об известном египетском журналисте, приближенном к властям. "Эйхман и его подручные оправдывались тем, что выполняли команды и что то, они были частью бюрократической машины, притупило их моральные чувства. Оправдание Катастрофы сегодня, несмотря на моральный ущерб, который она причинила Германии, и несмотря не всемирное осуждение, - это не менее ужасное проявление, чем участие в отправке евреев в крематории, а может, и более худшее. От этого веет призывом к повторению Катастрофы", - писал Аркави за месяц до начала войны Судного дня.

Джерри Голдберг, ныне журналист в "Атлантик", наиболее точно описал извращенное мышление "интеллектуалов" в Египте. 10 лет назад, когда режим Мубарака был в расцвете сил, этот журналист прошелся по редакциям египетских газет и мечетям, чтобы уловить наиболее распространенные мнения, - в рамках подготовки статьи для журнала "Нью-Йоркер". Сегодня в "Нью-Йоркере" уже не готовы напечатать такие обнажающие правду статьи, как, например, атмосфера в Каире после теракта 9/11.

Голдберг снял туфли и вошел в мечеть. Имам сказал ему: "Мусульмане обладают тонкой душой, а ислам - это мир". Пожилой профессор из Каирского университета сказал ему: "То, что произошло в Нью-Йорке, - это работа имеющих гангстерскую ментальность. Но Америка должна научиться не быть на стороне агрессора. Я надеюсь, что Америка выучит урок из этой ошибки до того, как наделает еще ошибок".

"В его глазах агрессор - это Израиль, т.е. государство, с которым Египет подписал мирный договор", - говорит Голдберг. - "Трудно найти что-нибудь в Египте, свидетельствующее об этом историческом факте, не воспринимаемом как нечто естественное в Каире. Там обсессия в отношении Израиля переходит всяческие границы".

Террористы-самоубийцы 9/11, часть из которых, как Мохамад Ата, были египтянами, совершили немусульманское деяние, так как убили мирных жителей и покончили с собой, - сказал ему тот пожилой профессор: "Только против Израиля разрешены действия по принесению себя в жертву, потому что только евреи убивают невинных граждан. Нет мирных израильских граждан - все солдаты. Так что это легитимная тактика". И пресс-секретарь Мубарака отказался тогда осудить теракты самоубийц. Набиль Осман сказал Голдбергу: "Вы не можете осуждать эти действия без осуждения захватчика".

Глава и основатель мечети Мустафа Махмуд выразил теорию заговора в отношении терактов 9/11, очень распространенную в Египте: "Секта давидианцев атаковала Всемирный торговый центр, люду Тимоти Маквея. Мосад оказал им поддержку. Вы знаете, что израильтяне, работавшие во Всемирном торговом центре, получили указание остаться в тот день дома?"

Этот Мустафа Махмуд - хирург и бывший марксист. Несмотря на его утверждения, что немусульмане совершили теракт, он не сожалеет о разрушении Торгового центра: "Это был удар по американской наглости и высокомерию". В своей популярной колонке в газете "аль-Ахрам" (газета правящей тогда в Египте партии Садата-Мубарака) он писал: "Израиль - чума нашего времени, террористическое государство". Он часто цитирует "Протоколы Сионских мудрецов".

Тогдашний редактор другой египетской газеты, название которой переводится как "Неделя", писал в редакторской колонке о своем сне, в котором он убивает Ариэля Шарона. После того, как он опустошает обойму и Шарон "падает возле моих ног, я понимаю, что такое быть мужчиной и что такое самопожертвование... Я наступил на голову свиньи и закричал во все горло: Да здравствует Египет! Да здравствует Палестина!". Это редактор важного еженедельника в Египте.

Как случилось, что в период долгого правления Мубарака режим научил интеллигенцию направлять всю их критику против Израиля и США. А до него Амуар Садат, а до него Насер с его советниками по пропаганде, бывшими эсесовцами, как, например, Йоханнес фон Лейерс, нашедшими убежище в Египте.

Повсюду сталкивался Голдберг с представителями египетской интеллектуальной элиты, предупреждавшими, что если американцы предпримут военные действия вследствие теракта 9/11, "то американские объекты станут легитимной целью для арабского гнева". В течение года, предшествовавшего 9 сентября, публиковались в "аль-Ахрам", одной из 3 важнейших газет в Египте, статьи в защиту и оправдание Гитлера, "но есть у нас и претензии к нему", - писалось в одной из статей, - "его месть недостаточна".

Заместитель редактора газеты "аль-Джамахурие" сказал: "Преступления сионистов против палестинцев гораздо более тяжелые, чем преступления нацистов". Другой журналист писал, что "надо разрушить Статую Свободы... наступила очередь развала Америки".

Голдберг смог встретиться с близким другом Аймана Завахири, бывшего заместителя Бин Ладена, и спросил того, что есть такого в Америке, что вызывает такой взрыв гнева у исламистов? Происходит ли это из-за идейных ценностей Америки? Роли женщин в американском обществе? Немедленная реакция египтянина была грубой. Потом он добавил, что "чувства ненависти в отношении американского правительства развились из-за того, что вы слепо поддерживаете Израиль".

Цви Барэль привел в своей книге "Когда машины падали с неба" аутентичные, хоть и более сложные, свидетельства запутанных настроений среди интеллектуалов в Египте. Но не видится в его книге, основанной на контактах и визитах в течение десятилетия, предшествовавшего событиям на площади Тахрир, чего-то, что могло бы предсказать то, что привело к падению Мубарака. Кроме, возможно, американских усилий подсоединить египетское общество и часть тамошней системы образования к Интернету.

Выясняется, что многие на Западе, в том числе в Израиле, заразились этой ненавистью арабского мира. Они превратились в своего рода посредников между космосом этого болезненного сознания и вакуумом сознания на Западе.

("Макор ришон")


Перевел Ханан Фридман
МАОФ