Публикация об аресте 15 бедуинских солдат ЦАХАЛя, подозреваемых в контрабанде наркотиков из Египта, вновь напомнила о мощи контрабандной сети, занимающейся контрабандой из Синая в Израиль. Согласно подозрениям, бедуины с обеих сторон границы были ответственны за канал контрабанды, и бедуинские солдаты ЦАХАЛя помогали им "работать без опасений".
Но наркотики уже давно не являются основным опасением сил безопасности. Бедуины Синая занимают центральное место на новой "карте угроз" с дикого полуострова. Переброска незаконных эмигрантов из Африки, оружия и проституток, помощь террористам и нападения на газопровод - все это процесс "развития" бедуинов Синая. Кризис в Египте, с одной стороны, и строительство Израилем забора вдоль границы, с другой стороны, подталкивают деятельность в попытке "успеть как можно больше". Каждый месяц стоит миллионы долларов.
В своем маленьком "поселке", состоящем из плохоньких жестяных домиков, рассказывают члены клана Сархин о том, как они понимают происходящее сегодня на Синае. Хамула Сархин, принадлежащая к бедуинскому племени аль-Азазме, прибыла в Израиль в 1998г. (из Синая), убегая от угрожавшей им кровной мести. Израиль согласился предоставить им убежище, и они присоединились к той части племени аль-Азазме, что осталась в Негеве после подписания мирного договора с Египтом. До сегодняшнего дня у многих из них нет официального статуса в Израиле и они крутятся по Негеву без каких-либо документов. С точки зрения закона, их статус равен статусу суданских инфильтрантов, и пока они строят свою жизнь на негевском "заднем дворе" государства Израиль. "Как бы то ни было, в Египет мы не можем вернуться", - говорит Салим Сархин. - "Там из нас сделают шуарму".
В глазах египтян челы племену Азазме подозреваются в сотрудничестве с Израилем. "У оставшихся в Египте членов племени Азазме нет египетских документов. Мы подозреваемся как израильские коллаборационисты еще со времени израильской власти на полуострове", - объясняет Салим. - "Часть из нас служили Израилю и после соглашения остались в Египте. Ситуация непростая". По его словам, жизнь на Синае чересчур тяжелая для тех, кто находится в конфликте, кому угрожают и у кого нет достаточных сил "заниматься бизнесом" (контрабандой). "Деньги притягивают деньги", - говорит он. - "Дело не в племенах. Не племена (в смысле не племенная верхушка) правят на Синае, а те, у кого есть деньги заправлять контрабандой".
Только деньги говорят
Примерно 15 групп бедуинских племен живут на Синае. Самые крупные и важные среди них - это тарабин, тайха (тиаха), сварака и азазме. Эти племена живут в глубине Синая - в песках, в горах - там где египетская пограничная стража никогда по настоящему не контролировала ситуацию (и до отступления из Синая в значительной степени это можно было сказать об израильской пограничной страже). "Мы убежали, спасая свою жизнь", - рассказывает Салим. - "Тайха - огромное племя по сравнению с азазме и мы убежали, чтобы не погибнуть. Если бы на Синае действовала центральная египетская власть, этого бы не случилось. Представь себе территорию в 3 раза большую, чем государство Израиль, заполненную дюнами, которые сегодня здесь, а завтра в другом месте. Египтяне не вмешиваются, все остается между племенами".
Маршруты силы и денег пересекаются с хаосом Синая, являющегося раем не только для контрабандистов, но и представителей спецслужб и террористов. Те в Израиле, кто жалуются сейчас на контрабанду и бедуинский разгул на Синае и, в сущности, и в Негеве, должны помнить, что израильские силы безопасности годами поощряли отсутствие власти. Мохаммад, просивший не называть его полное имя, объясняет почему уволился со сверхсрочной в ЦАХАЛе. "По своей наивности я гонялся за контрабандистами, которые в моих глазах были преступниками, перевозившими наркотики. Но моим действиям препятствовали представители разведки. Поэтому я уволился из армии. Я понял, что что-то по-крупному не в порядке". Сейчас между двумя государствами энергичными темпами строится забор, но нет никакой гарантии, что забор полностью покончит с контрабандой. "Я не уверен, что контрабанда не начнет поступать с востока - со стороны Иордании", - говорит Эли Ацмон, специалист по бедуинам. - "У них есть достаточно денег и заинтересованности продолжать бизнес. Надо понимать о чем идет речь: это не идеология - только деньги говорят".
По словам Ацмона, бедуинское население Синая составляет порядка 220 тысяч (немного больше, чем в израильском Негеве). Но если кто-то мечтает с легкостью вернуться в Шарм аш-Шейх, то должен знать, что египетское население резко увеличилось - вдоль побережья и канала проживают около миллиона египтян, переселенных сюда египетским правительством после отступления Израиля. Для сравнения, в 1982г. все население Синайского полуострова, включая оседлых феллахов, бедуинов-кочевников и т.д., насчитывало 120 тысяч человек. Египтяне, потеснив бедуинов, переселили туда множество людей из Египта, заняв их в рыболовстве и туристическом хозяйстве.
"Вдоль Суэцкого канала и морского побережья власть даже чересчур сильна", - говорит ацмон. - "Проблема египтян - это огромная территория внутри полуострова. Все торжествуют там: палестинцы, исламский джихад и, разумеется, деньги. Подсчитайте: автомат Калашникова экспортируется из Китая за 40 долл., а в Газе продается почти за 2000 долл. Оцените разницу. У бедуинов нет много возможностей для трудоустройства и пропитания, поэтому контрабанда для них стоящее занятие. По моим оценкам, контрабандой занимаются 30 тысяч бедуинов. Это много. Другие заняты пастбищами или в туристической отрасли".
Малые шансы на перемены
По словам д-ра Уди Баланги из Бар-Иланского университета, помимо денег значительную роль играет чувство отчаяния у бедуинов, которое приводит их к разрыву с центральной египетской властью. "Бедуины чувствуют, что египтяне вообще не считаются с ними. У многих из них нет египетского гражданства, они не получают от Египта ни образования для детей, ни трудоустройства для молодежи. Во многих случаях египтяне отбирали у них имущество и передавали египетским переселенцам. Эта дискриминация, сопровождаемая конфискацией имущества и земель, а также усиление религиозной приверженности приводит к тому, что различные исламистские организации, начиная с шиитских посланцев Ирана и Хизбаллы и заканчивая суннитами-салафистами, чувствуют себя на Синае, как дома.
Газа, по существу, присоединила к себе экономику Синая. Все течет в Газу, а теперь есть и общая исламистская база для этой связи. Мубарак укрощал бедуинов, пока был силен. Они опасались явно выступать его представителей, что вынудило бы его предпринять энергичные действия, но сейчас он вне картины. Не ясно, что произейдет на Синае и каковы будут отношения бедуинов с новым президентом Мурси". По словам Баланги, результаты выборов на Синае дали значительную поддержку братьям-мусульманам и салафистам. "Сейчас бедуины гневаются на то, что они массово проголосовали за исламистов, но нет ни одного бедуина в парламенте".
Что ожидается в будущем? По мнению Баланги, ничтожны шансы на то, что в дикой пустыне произойдут изменения к лучшему. "У египетской армии, борющейся за свой статус в Египте и за контроль над экономикой, нет сил и интереса утонуть в конфликте с бедуинами. Год наза бедуины захватили полицейский участок в Эль-Арише и египетская армия вела 8-часовой бой, чтобы освободить его. Они подрывают газопровод, и армия ничего не может поделать. Синай сейчас вообще не интересует египетскую армию. Армия воюет за свой статус в Египте - чтобы подчиненные армии предприятия продолжали производить хлеб, молоко, оливки, масло. Чтобы армия продолжала производить станки и владела сельскохозяйственными фермами и строительными фирмами. Армия посылает солдат на принадлежащие ей предприятия за полгода до мобилизации и отчаянно противится требованию "братьев-мусульман" ясной отчетности армейских предприятий. Поэтому у армии нет времени для сложной войны против бедуинов на Синае. С другой стороны, и Мурси не захочет связываться с ними. Египтяне не верят бедуинам и не заинтересованы в них. Они видят в бедуинах сотрудничающих с Израилем и другими иностранными силами, и отосятся к бедуинам как к неегипетскому населению. Кроме этого египетские власти должны кормить свои 80 миллионов ртов. Синай ведет себя самостоятельно со своей бедуинской "экономикой", и, как видно, это сохранится".
("Макор ришон" 29.06.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ
См.также
Армия Египта Ltd