Каждое утро думай о том, как достойно умереть. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. Если мысль постоянно будет сосредоточена на смерти, то и жизненный путь будет прямым, как цуруги. Твой щит станет непробиваемым. И ничто не помешает тебе выполнить свой долг.
(Из заповеди японского самурая)
Один мой хороший знакомый улетел с семьей в Лондон. Отдохнуть, так сказать, и поразвлечься. Каждый день присылает он мне сообщения о своих незабываемых впечатлениях. Вчера я допустил явную бестактность, порекомендовав ему сходить в "Кафе смерти". Он обиделся и не ответил. Между тем, в Лондоне действительно есть такое уютное заведение. И при нем - элитный клуб, члены которого говорят только об уходе в лучший мир. Чтобы таким образом привить людям вкус к жизни. Ведь человек может пережить все, за исключением собственной смерти. Поэтому должен готовиться к ней повседневно и буднично. Как к вожделенному отпуску. Или, на худой конец, к выходу на пенсию.
Британцам не откажешь в чувстве юмора. Как-то на брифинге для журналистов известного израильского генерала спросили: "Можно ли простить террориста с кровью на руках"? Генерал за словом в карман не полез: "Аллах простит... А наша скромная задача всего лишь организовать их встречу". И тогда из зала раздался чей-то голос: "Как часто вы организуете подобные встречи и нельзя ли поприсутствовать на какой-нибудь из них?" Такой вопрос мог задать только англичанин. Кто еще, скажите, способен уловить тончайший аромат израильской политической кухни, где генералы предполагают, а президент располагает? Некоторые облаченные властью люди так боятся умереть, что перестают жить.
На днях Шимон Перес на пару с министром юстиции Яаковом Неэманам одним росчерком пера заменили семи арабам пожизненные заключения тюремными сроками до 45 лет. Но еще никто из террористов не сидел в Израиле и трех десятков лет. "Рекордсмена" Самира Кунтара, приговоренного за убийство четырех человек, включая ребенка, к пяти пожизненным срокам и еще 46 годам тюрьмы, обменяли на трупы израильских солдат после 29 лет отсидки. А теперь вот выпустили еще одного друза - Садки аль-Макта, отбывавшего наказание 27 лет. Процесс девальвации человеческих ценностей идет полным ходом. Сначала смертную казнь поменяли на пожизненное заключение. Затем пожизненное заключение ограничили двадцатью-тридцатью годами пребывания в исправительном заведении со всеми удобствами. Скоро, глядишь, опустят потолок до "пятерки", а там рукой подать и до "соглашения со следствием". Или с террористами. Как это давно уже повсеместно практикуется в Европе.
Журнал "Spiegel" сообщил шокирующую, но вполне предсказуемую "сенсационную" новость. После трагедии на мюнхенской олимпиаде правительство ФРГ начало тайные переговоры с "Организацией освобождения Палестины". И уже на самом раннем этапе к ним подключился министр иностранных дел Вальтер Шеель, которому предстояло установить "новые доверительные отношения" с террористами. Эмиссары Арафата без ложной скромности сразу же попросили денег и политического признания. Немцы безоговорочно согласились, но потребовали за эту "услугу" гарантий того, что "борцы за свободную от евреев Палестину" не будут больше прибегать к террору на территории Германии.
Как только договоренности были достигнуты, прокуратура тихо закрыла дело. Трех арестованных боевиков "Черного сентября" спустя всего несколько недель обменяли на пассажиров и экипаж захваченного по обоюдному согласию лайнера авиакомпани "Lufthansa". О том, что это был сговор, стало понятно в 1977 году, когда во Франции задержали одного из главных организаторов мюнхенской бойни Абу Дауда. На предложение об его экстрадиции баварские власти даже не ответили. И его с легкой душой выпустили на свободу. Он долго скрывался в Восточной Германии, Венгрии и Польше. "Моссад" шел за ним по пятам. В 1981 году его чуть не взорвали в одном из варшавских кафе. Абу Дауд был тяжело ранен, но выжил.
Мухаммед Дауд Удэ умер естественной смертью два года назад в Дамаске. Он так и не раскаялся. «Я ни о чем не жалею и не собираюсь ни у кого просить прощения, - заявил он в интервью итальянской газете "Repubblica". - То, что не успел сделать я, доделают мои дети и внуки». На похоронах упыря собрался весь мировой террористический "бомонд". Махмуд Аббас направил телеграмму соболезнования, в которой назвал Абу Дауда "одним из величайших борцов за попранные права палестинцев". Жизнь полна неожиданностей и сюрпризов. В прошлом году израильская частная клиника "Assuta" спасала от смерти таинственную гостью из Сирии. Когда из Дамаска и Рамаллы приехали в Тель-Авив ее дочери, выяснилось, что речь идет о жене... Абу Дауда.
Социологи католического университета Нотр-Дама утверждают, что ложь и умышленное искажение фактов негативно влияют на общее состояние здоровья и вызывают головную боль. А каждый из нас, по подсчетам профессора Аниты Келли, лжет в среднем порядка 11 раз в неделю. Насколько точны эти научные изыскания и верить им или нет, судите сами. Во всяком случае, глядя на Вальтера Шееля, который вот-вот перешагнет столетний рубеж, этого не скажешь. Вилли Брант знал, кому доверить тайную и вместе с тем столь щекотливую миссию. Бывший нацистский военный летчик, характеристику на которого Арафат получил лично от Вольфа Маркуса, вполне устраивал набиравших вес арабских головорезов. И германского канцлера, о котором говорили, что у него недостаточно сильный характер, чтобы стать военным преступником.
Свое истинное лицо Шеель показал во время войны Судного дня. Он объявил о германском нейтралитете и выступил против американского воздушного моста для оперативных поставок оружия и боеприпасов Израилю. В Вашингтоне это расценили как откровенно враждебный шаг. Госдепартамент направил ноту протеста, в которой напомнил, что, согласно Потсдамским соглашениям, Германия не считается суверенным государством, и Соединенные Штаты вправе использовать ее территорию по своему усмотрению. Бонн вынужден был пойти на попятную. На карьере Шееля это никак не отразилось. В 1974 году его избрали федеральным президентом Германии. Через пять лет он ушел из политики, но как был, так и остался верным другом "палестинского" народа.
Легче всего это объяснить страхом, который накатывается, как волна, когда не знаешь, какое принять решение. Тотальный арабский террор, а вслед за ним и откровенный нефтяной шантаж застал западные демократии врасплох. Вместо того, чтобы объединиться для решительного отпора, каждый норовил действовать по собственному разумению, не считаясь с интересами других. Крайним, как всегда, оказался Израиль. Никогда не угасавшая неприязнь к евреям идеально спроецировалась и на "коллективного еврея". Началось это не вчера. И закончится не завтра.
Перелистаем страницы истории. 23 июля 1968 года три боевика из "Народного фронта освобождения Палестины" угнали "Boeing 707", выполнявший рейс Рим - Тель-Авив. 26 декабря того же года был захвачен израильский пассажирский самолет в аэропорту Афин. Израиль, столкнувшись с полным равнодушием международного сообщества, отреагировал мгновенно. Уже через два дня спецназ Генштаба приземлился на вертолетах в Бейрутском аэропорту "Хальда" и уничтожил 14 лайнеров арабских авиакомпаний.
В 1969 году ООП возглавил Ясер Арафат, открыв новую эру в кровавой летописи международного террора. Ведь за ним стоял Советский Союз, вербовавший террористов по всему миру и обучавший их в специальных лагерях, расположенных в Баку, Одессе, Симферополе и Ташкенте. До 1976 года, то есть до операции в Энтеббе, арабские боевики ежегодно предпринимали в среднем по две попытки угона израильских самолетов. После чего - как отрезало. Конечно, не все они были результативными. Но все без исключения - поучительными. Так, 8 мая 1972 года террористическая группировка "Черный сентябрь", действовавшая исключительно против Иордании, захватила лайнер бельгийской национальной авиакомпании "Сабена" и посадила его в аэропорту Лод. Израильтяне провели молниеносную операцию под кодовым названием "Изотоп" и освободили заложников в течение 90 (!) секунд.
История тем и хороша, что чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, что ничего не понимаешь. 30 мая, то есть через три недели после того, как были обезврежены боевики "Черного сентября", в Лоде приземлился самолет французской авиакомпании "Air France". Получив багаж, трое японских камикадзе Кодзо Окамото, Цуёси Окудайра и Ясуюки Ясуда, прошедшие подготовку на тренировочной базе в ливанском Баальбеке, вооружились "калашами" и открыли огонь по оказавшимся рядом людям. 25 человек погибли на месте и еще свыше 70 получили ранения различной степени тяжести. Двоих нападавших уничтожили, а Кодзо Окамото удалось взять живым. Его бы надо было повесить, но в Израиле серийных убийц приговаривают в лучшем случае к пожизненному заключению.
Чем это оборачивается? Тот же Окамото отсидел 13 лет. После чего был освобожден в рамках так называемой "сделки Джибриля", в ходе которой тысячу с лишним террористов обменяли на пятерых захваченных в плен израильских солдат. Примечательно, что не в менее демократичной и политкорректной Японии Окамото был заочно приговорен к смертной казни. Израиль мог со спокойной совестью депортировать его на родину, где бы и свершилось правосудие. Мог, но не сделал этого. После освобождения Окамото бежал в Ливию. Затем перебрался в Ливан, где его следы и затерялись.
Жизнь не прощает ошибок. Израиль, по сути, сделал то же самое, за что справедливо и жестко критиковал западные страны. Просто немного позже. Когда в смертельной схватке с террором Израиль не шел ни на какие компромиссы, оставаясь, по сути, в одиночестве, это давало результаты. На "кровавую бойню" в Лоде Израиль ответил незамедлительно. 8 июля взлетел на воздух спортивный автомобиль Гасана Канафани. Фрагменты его тела собирали по всей округе. Перепуганные лидеры "Народного фронта освобождения Палестины" разбежались, как крысы. Кто в Алжир, кто в Берлин, кто в Москву. Но даже в войне без правил Израиль никогда не отвечал подлостью на подлость, сохраняя человеческое лицо.
События сорокалетней давности показали, что еврейские жизни в глазах других народов ничего не стоят. Олимпийская трагедия была лишь вершиной айсберга. "Немцы палец о палец не ударили для спасения наших спортсменов", - с горечью доложил Голде Меир срочно вылетевший в Мюнхен директор "Мосада" Цви Замир. Искренность никогда не составляла основу международных отношений. Во главу угла обычно ставится сугубо политический расчет. Он и стал доминирующим, когда мир узнал о страшной вести. Шимон Перес, занимавший в ту пору должность министра транспорта, требовал ввести цензуру на поступающую информацию. «Как это ни печально, но было бы глупо защищать всех израильтян», - убеждал он. А Голду Меир больше всего волновало, как бы не нанести ущерб израильско-германским отношениям.
Время расставило все по местам. Тактика умиротворения террористов обернулась еще большей кровью. Новый век принес новые веяния. Исламский террор угрожает уже целым государствам. Национальное унижение в той или иной степени пережили даже недавние столпы мирового порядка - Соединенные Штаты и Россия. Террор нынче легко манипулирует общественным мнением, влияет на иделогию и держит в страхе многие народы. Типичный пример - Испания. 11 марта 2004 года в Мадриде были взорваны сразу четыре пригородные электрички. Счет убитых и раненых шел на тысячи. Крупнейший в истории страны теракт произошел за три дня до парламентских выборов. По всем социологическим опросам победить должны были консерваторы из Народной партии. Но после "тротиловой коррекции" к власти пришли демагоги-социалисты во главе с Хосе Луисом Родригесом Сапатеро. Результат их политики непротивления злу столь же плачевен, как плачевно нынешнее экономическое положение страны.
Большинство змей закапывают свою кладку и забывают о ней. Закопанные десятилетия назад "кладки" ненависти на наших глазах превращают планету в террористический террариум. На смену камикадзе приходит ракетный террор. На очереди - ракетно-ядерный. Но когда чувство опасности притуплено, спасти может лишь чувство юмора. Недавно Хайфский мировой суд постановил, что израильские собаки обязаны соблюдать установленные законом часы ночного и дневного отдыха. В это время псы не могут лаять более четырех минут в час. И все-таки начинать, думается, надо бы не с собак, а с нелюдей. "Шум" арабских "ракетчиков" вредит здоровью гораздо больше, чем собачий лай.
Когда читаешь новостные "некрологи", возникает ощущение, что спасти мир можно, только воскресив мертвых и похоронив живых.