Арабский анекдот рассказывает о президенте Буше-младшем, отправившем в 3002 году миссию искать "оружие тотального разрушения" (так по арабски называют оружие массового поражения) по всему арабскому миру и давшем членам делегации право искать в любом месте. Делегация крутилась целый год по всему региону и не нашла никакого "оружия тотального разрушения". Ее члены вернулись в Вашингтон, прибыли в Овальный кабинет в Белом доме и доложили Бушу: "Мы объездили весь Ближний Восток, искали повсюду и не нашли оружия тотального разрушения".
"А что же вы нашли?" - спросил президент.
"Тотальное разрушение", - ответили члены делегации.
Сирия Асадов - Хафеза и Башара - создала себе имидж оплота арабского национализма, твердыни преданности арабским интересам и авангарда в арабской борьбе против Запада вообще и Израиля, в частности. Сейчас, когда все силы сирийского режима направлены против своих граждан, выясняется, что этот имидж был пеной на поверхности воды, жалким прикрытием темной диктатуры, использовавшей "сионистского врага" для сокрытия горькой правды: настоящим врагом режима был сирийский народ, никогда не видевший в дамасском режиме легитимную власть.
Ситуация в Сирии быстро ухудшается и страна разваливается в буквальном смысле этого слова. Трещины в системе власти расширяются, послы, генералы и солдаты дезертируют, местные отделения правящей партии БААС заявляют о размежевании с режимом, российские советники бегут и все больше в Сирии укореняется ощущение, что "лавочка закрывается". Конец не только Асада, но и Сирии. Не только режима, но и всей системы. Страна приближается к системному краху и закату в гиблое болото крови, разрушения и слез, из которого только Творец вселенной знает, как выбраться.
Главная сила, воюющая против режима, - это "Сирийская свободная армия", вроде бы действующая под командованием полковника Риада аль-Асада (не родственник и не однофамилец Асадов - по-арабски фамилия пишется и звучит несколько иначе), дезертировавшего из сирийской армии. Но несмотря на усилия Турции, Саудии, Катара, Иордании и ряда западных стран объединить и сорганизовать ССА, эта "армия" остается несплоченным объединением местных вооруженных формирований со слабой координацией между ними. Эта армия сильна в военных действиях в городах и использует население как людской щит. Армия режима не различает между боевиками и мирным населением и убивает массы, чтобы ликвидировать нескольких боевиков, которые, возможно, прячутся среди этих масс. Обе стороны по уши погрязли в нарушениях человеческих прав и действуют "с решительностью и без чувствительности", по принципу "на войне как на войне".
Сотни воюющих групп
Но ССА - не единственный игрок на антиасадовской площадке, можно различить 3 дополнительных разновидности сил.
Первая - местные исламские вооруженные формирования, действующие по методу "салафия джихадия" - максимальная религиозная приверженность, сочетающаяся с неограниченной "священной войной против сатаны" - т.е. режима Асада. Видно, эта группа совершила теракт, во время которого были ликвидированы главы системы безопасности, - теракт, доказавший технические, оперативные, организационные и разведывательные возможности этой группы. Члены этой группы - местные сирийцы, умеющие затесаться среди населения и действовать изнутри. В каждом суннитском городе действует, по крайней мере, одна такая группа, а по всей Сирии действуют сегодня десятки таких групп. Их долгосрочная цель - создание исламского эмирата, в котором во всей строгости будут введены законы шариата. Названия этих милиций: "Катаэб а-Сахаба" (батальоны друзей пророка Мухаммеда), "Катибат ахрар фурат" (батальон свободных Евфрата), который является частью "Лива сукур а-шахаба" (полк орлов Халеба), "Лива аль-хак" (полк права, правды, бога), "Катибат цавт аль-хак" (батальон голоса права, правды, бога), "Катибат ахрар а-шам" (батальон свободных великой Сирии). Эти названия несут традиционный смысл суннитской разновидности ислама.
Вторая разновидность - это иностранцы - мусульмане-сунниты, просочившиеся в Сирию через Ирак, Иорданию, Турцию и Ливан, причисляются к "Всемирному джихаду" или "аль-Каиде". Это бездомные террористы, крутящиеся в исламском мире по местам, где не действует закон, и участвующие в джихаде против местных тамошних неверных. Мнигие из них - выходцы из Саудии, Йемена, ОАЭ, Алжира, Ливии и Египта, но есть и чеченцы, боснийцы и негры. Они выделяются на местности и поэтому действуют небольшими отдельными группами на застроенной местности, брошенной местным населением, убежавшим из-за войны. Опыт, приобретенный в прошлых кампаниях, и тот факт, что им нечего терять, делают их особенно опасными.
Третья разновидность - это местные вооруженные формирования, построенные на племенной основе и предназначенные защищать деревню или поселок, в котором проживают члены племени. У этих милиций нет какой-либо идеологии, они существуют для охраны населения деревни от попытки напасть на них - как со стороны армии режима, так и со стороны ССА. В Сирии действуют сотни таких формирований, как правило, для защиты. Их много в районе Хасака - курдский район на северо-западе Сирии, а также в восточном районе Дейр а-Зур, населенном бедуинами.
Во всех четырех разновидностях действуют в Сирии сотни групп, воюющих против режима, но и друг с другом. Разброд и разногласия ослабляют их. И после падения режима Асада эти милиции продолжат воевать друг с другом из-за различной повестки дня и противоречивых целей: милиция христианской деревни будет воевать против милиции "салафия джихадия", чтобы защитить население деревни от мусульманской резни. Христиане в Сирии хорошо знают, что случилось с их единоверцами в Ираке, что происходит в Египте, в Газе и по всему исламскому миру; на этом этапе христиане Сирии, составляющие 3-5 процента населения, остаются там.
Суннитская чистка
Параллельно проявляется то, о чем мы предупреждали в этой рубрике с начала сирийских волнений в марте 2011г.: подъем этнической составляющей, которую скрывали и замалчивали все годы. Сегодня ясно, что когда режим рухнет, алавиты, проживающие в суннитских городах - Дамаске, Хомсе, Хаме, Халебе (Алеппо) и других - будут вынуждены бежать, чтобы сохранить головы. Те, кто останутся, рискуют быть вырезанными под крики "аллах ахбар". Уже в течение нескольких месяцев алавиты перебрасывают оружие и снаряжение в горы Ансарии на западе Сирии, чтобы защищать район, где они жили раньше презираемые всеми. В прибрежных городах - Латакие, Тартусе, Баниасе - алавиты уже начали изгонять суннитов, переехавших туда на заработки в последние десятилетия. Они проводят своего рода "религиозную чистку", чтобы создать однородное алавитское государство.
Курды берут под свой контроль значительные районы в своем округе на северо-востоке Сирии, при этом они опираются на поддержку своих собратьев в иракском Курдистане; похоже, чти и турецкие курды помосают им. У большинства сирийских курдов нет сирийского гражданства - власти утверждают, что это пришельцы из Турции, и Сирия не признала их даже как языковую группу, имеющую право на свои школы в районе их компактного проживания.
Друзы на юге Сирии проживают в Джабель а-Дуруз (друзские горы), вулканическом районе, покрытом огромными скалами. Округ назван по названию своего столичного города - Сведа. Французские мандатные власти навязали им присоединение к Сирии путем кровопролитной войны, начавшейся в августе 1925г. Чтобы стереть их религиозную идентификацию, сирийский режим переименовал горы в Джабель а-араб (арабские горы), но они остались верны друзской идентификации и племенной традиции. И очень может быть, что попытаются создать свое независимое государство.
Бедуины, проживающие в восточном округе Дейр а-Зур, никогда не симпатизировали жителям городов из-за различной культуры. Надо полагать, что и они будут стремиться создать отдельную территориальную единицу.
Между двумя главными городами - Дамаском и Халебом - никогда не было большой любви и поэтому эти два центра будут стремиться отделиться друг от друга после развала Сирии.
Будущее Сирии напомнит прошлое Югославии, а также настоящее Ирака и Ливана - ведь базовые проблемы этих стран существуют и в Сирии. Становление новых государств займет годы, в течение которых прольется немало крови в нескончаемых конфликтах между этническими, племенными и религиозными группами.
("Макор ришон" 27.07.2012)
Перевел Яков Халфин
МАОФ