Зависть - основа демократии
Бертран Рассел
У каждой эпохи своя "первейшая" профессия. Нынешние времена тоже не исключение. Но если они чем и примечательны, то разве что повальной футурологией, то бишь неуемным стремлением сводить людей с ума. И кто только не трудится на этом поприще - политики и журналисты, астрологи и гадалки, ученые и юристы... «Человечество сталкивается с гораздо большим риском вымирания в следующем году, чем отдельный человек с риском быть пораженным молнией или атакованным акулой», - пишет The Daily Mail, ссылаясь на исследование сотрудников Оксфордского университета, которые, анализируя различные варианты выживания человечества, не нашли ни одного позитивного. Что явно затрудняет хотя бы косвенно смотреть в будущее с оптимизмом.
Впрочем, уважающие себя газеты никогда не опускаются до сплетен. Пока их не отредактируют. А уважающим себя ученым и редактировать ничего не надо. Достаточно взять за основу некие условные экзопланеты и с помощью математического моделирования определить сумеют ли выжить человекоподобные существа при тех либо иных изменениях внешней среды. После чего спокойно подогнать окончательный результат к заранее запланированному. И выдать его за всестороннее исследование. Примерно в таком ключе работала группа ученых из Рочестерского университета, которая, используя статистические модели, "доказала", что даже малейшие климатические колебания пагубно влияют на поступательную эволюцию экзоцивилизаций.
Чем отличается мудрый от умного? Умный находит выход из положений, в которые мудрый старается не попадать. У ученых мужей все наоборот: по мере продвижения вперед наука все больше походит на магию. Мне, честно говоря, совершенно безразлично, что происходит на экзопланетах. Нам бы разобраться со своей грешной Землей, где каждый день если не наводнение, то уносящее жизни землетрясение или извержение вулкана. А сколько гибнет на дорогах? И что? Скорбящий мир застывает в минуте молчания? Или ООН приспускает свой флаг в знак траура? Человек так воспитан, что его меньше всего волнует чужое горе. И если вы поможете в беде какой-нибудь Грете Тунберг, она непременно вспомнит о вас. Когда снова попадет в затруднительное положение.
Жизнь, к счастью, не футурология, которая при всей своей привлекательности если и кормит, то лишь до конца света. А жить (да еще и хорошо) хочется всегда. Что бы там ни говорили бессребреники. И как бы ни распинались завистники. Нас же из поколения в поколение учили, что справедливость - это когда всем достается поровну. Но тем, кто делит, положено чуток больше. Хотя ни товар, ни деньги не имеют, конечно, особого значения. Пока они есть. На что уж бескомпромиссным борцом с чужим капиталом был Карл Маркс, да и тот понимал: даром и на кладбище не свезут. «Не думаю, чтобы кто-нибудь когда-нибудь писал о деньгах, испытывая в них такую нехватку!» - жаловался он Энгельсу.
Все мы когда-то стоим перед выбором. Но если один предпочитает висеть на кресте, то другой - забивать гвозди. Выкрест Генрих Маркс рано понял, что еврей - не профессия и подался в адвокаты. И стал в конце концов одним из самых богатых жителей Трира. Чтобы на старость лет убедиться в правоте своего покойного тестя раввина Исаака Пресбурга, утверждавшего, что самая трудная профессия - быть человеком. Правда, сначала пришлось потерять сына, которого он считал гением, а тот вырос дебоширом и забулдыгой. Хотя и отучился год на юридическом факультете Боннского университета. На большее не хватило. Нет, не денег, а желания. И как бы в отместку деньги стали для него и любовью, и проклятием.
Теперь еврею для того, чтобы выучиться на адвоката, совсем не обязательно становиться выкрестом. И хотя еврей опять же - не профессия, но зато адвокат давно уже почти чисто еврейское ремесло. Потому Израиль и вне конкуренции. Тут свыше шестисот адвокатов на каждые 100 тысяч жителей. Это в три раза больше, чем в Германии, и в семь с лишним раз, чем во Франции. Даже Америка, где на одного адвоката приходится 256 человек, отдыхает. А поскольку главное правило адвоката никогда не задавать вопросов, на которые лучше не знать ответа, то ведущую роль в укреплении морали и нравственности играет нынче, как это ни грустно, узаконенная... проституция. Как в прямом, так и в переносном смысле. Именно она определяет и политику, и культуру, и финансы, и даже общественное мнение, рупором которого выступает обанкротившаяся пресса.
Демократия в ее извращенном современном виде, избавившись, наконец, от "бесплодных" моральных принципов, привела к тому, что важно не кто прав, а чей адвокат лучше. В результате сама борьба со злом порождает еще большее зло. После Харви Вайнштейна, обвиненного в сексуальных домогательствах, под жернова правосудия попали десятки знаменитостей, но погоды это не сделало. Ибо старомодное житейское правило, утверждающее, что лучшее украшение девушки - скромность, а не прозрачное платьице, явно не для Голливуда. Мир настолько изменился, что чем дальше мы отдаляемся от прошлого, тем больше шансов встретиться с ним в будущем. Вот уже и Альберта Эйнштейна готовы привлечь к ответственности. За то, что он якобы погладил когда-то коленку одноклассиницы. И сейчас ее праправнучка требует от потомков нобелевского лауреата серьезную денежную компенсацию. Конечно, это, скорее всего, шутка. Но в каждой шутке свой скрытый смысл.
На самом деле, обвинить при желании можно любого. Был бы человек, а статья найдется, как бы цинично это ни звучало. Поэтому роль права именно в том, чтобы не нарушить баланса двух основных составляющих - личной свободы и общего блага. Однако благие пожелания далеко не всегда совпадают с возможностями. Зато всегда открывают путь для манипуляций. Ведь правосудие тоже палка о двух концах. Может служить как во благо, так и во вред. Вспомним хотя бы попытку "левого" переворота, который чуть ли не открыто финансировали США, во время предвыборной кампании в израильский Кнессет в 2015 году. С ее нестареющим лозунгом: "Только не Биби!". И если раньше все вопросы решались у избирательных урн, то теперь - в зале суда. Или вообще до него и без него. Поскольку это самый безопасный и действенный способ устранить неудобного конкурента.
Нечто подобное мы наблюдаем и в Соединенных Штатах, где "демократы" готовы пойти на любые уловки, чтобы сбросить ненавистного Трампа. И это уже не издержки демократии, а ее вырождение. Потому что от ненависти до преступления - один шаг. Можно по-разному относиться к американскому президенту, но он один из немногих, кто видит перед собой ясную цель и на пути к ней не боится ломать сложившиеся стереотипы. И это хорошо. Как для все еще не вышедшей из обамовского застоя Америки, так и для страдающего "либермальной" демократией Израиля. Потому что эпоха Трампа, сколько бы она ни продлилась, создает уникальную возможность сделать решительный шаг вперед. Пересмотрев накопившиеся ложные ценности и избавившись от гнетущей политической косности.
А это ох как непросто. Ведь почти все политики на одно лицо. Хотя и делятся на умных, изобретательных и... большинство. Последние как раз и правят балом. Поэтому в политике, как в жизни: кого люто ненавидят, стараются выдать за того, кого не за что любить. Дай волю, то и Рональда Рейгана вынесут на свалку истории. Те, кто ему и в подметки не годится. Нет, он не был ни адвокатом, ни евреем, да и об иудаизме, думаю, имел в лучшем случае самое смутное представление, и тем не менее, смотрел в корень. «Демократия, - говорил сороковой американский президент, - не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера».
А знаетет ли вы, что борьба за семью и веру уходит своими корнями к противостоянию двух культур - греческой и иудейской? Заглянем в историю, которой нас не учили на уроках истории. Отцом демократии, как праввило, называют Солона - одного из "семи мудрецов" Древней Греции, жившего за семь столетий до разрушения Второго Храма. Он разработал свод законов, позволявших жителям Афин обсуждать наиболее значимые вопросы и воздействовать на их решение путем голосования. Но его нововведение так и не прижилось. И на протяжении всей дальнейшей своей истории греческие полисы жили по собственным принципам, заметно отличавшимся, а часто и вообще взаимоисключавшим друг от друга.
Реформы Солона стали важным шагом на пути формирования Афинской государственности. Хотя демократическими их все-таки можно назвать с большой натяжкой. Несмотря на то, что большинство идей было позаимствовано у евреев, которые еще в Эпоху судей избирали своих лидеров на общинных собраниях старейшин. Эта система успешно действовала и в Эпоху царей. И даже сохранилась в более поздние времена. Сначала судей избирали на местах, а затем лучших делегировали в состав Сангедрина, куда входили 70 мудрецов. И этот высший судебный орган одновременно сочетал в себе как демократические устремления, так и защиту от произвола и необоснованных преследований. Задолго, кстати, до английской Великой хартии вольностей (Magna Carta), которую ЮНЕСКО десять лет назад включило в реестр "Память мира". Не говоря уже о Всеобщей декларации прав человека, принятой Генассамблеей ООН в 1948 году.
И все бы ничего, но... Все эти замечательные и правильные документы чем-то напоминают пропуск, который действителен только при предъявлении фотографии. А в реальности это все та же бесполезная реформа Солона. Взгляните на карту: что ни страна, то либо народная, либо демократическая. И чем деспотичней режим, тем представительней он в наиболее влиятельных структурах ООН, включая приснопамятный Совет по правам человека, где Израиль - единственная страна, внесенная в унизительный список постоянно критикуемых и проблемных. И это тоже проблема. Не слишком умных и не очень изобретательных, которые думают, что только они думают.
Для того, чтобы устранить причину несправедливости и страданий, одного лишь народовластия, как видим, мало. Гармоничное общество - это прежде всего высокоморальное общество. Вот почему Тора при всей своей демократичности все-таки отдает предпочтение "ограниченной" монархии, когда и царь, и раб в одинаковой степени равны перед законом. «Не следуй за большинством во зло, - предостерегает Священное Писание, - и не высказывайся о тяжбе, искажая закон, ради того, чтобы склониться к большинству» (Шмот, 23:2). Это не просто предупреждение, но и напоминание о наших человеческих слабостях. А заодно и завуалированный намек на то, что справедливое и стабильное общество, в котором каждый человек обладает равными правами и обязанностями, возможно лишь в том случае, если оно опирается на незыблемые и прошедшие проверку временем Б-жественные законы. Все остальное сомнительно и преходяще. Как сменяющие друг друга научные гипотезы.
И тут возникает закономерный вопрос: почему безоговорочно принимая физические законы, мы столь равнодушны к законам духовным? Ведь они тесно взаимосвязаны. Настолько тесно, что даже малейший перекос чреват серьезной психологической травмой. Ибо что такое общество, если не единый живой организм? И евреи в этом плане уникальны. Поскольку тоже состоят из тела и души. "Тело" - это то, что объединяет их с другими народами. Внешняя, так сказать, оболочка, присущая любому государству. С его обязательными атрибутами - языком, культурой, армией, экономикой...
Но что такое еврейское тело без еврейской души? Биологический робот. Поэтому само по себе противоставление демократии и иудаизма, которое мы, к сожалению, наблюдаем, такая же нелепость как еврей по жене.
Тем не менее, для меня совершенно очевидно, что если происходит нечто необычное, лишенное всякой логики либо здравого смысла, значит это отнюдь не случайно. И травля Трампа, к которой приложили руку в том числе и евреи. И вердикт Нетаниягу, который вынесли задолго до суда. И третьи за год израильские выборы, которые вряд ли помогут выйти из тупика. Поскольку он не столько политический, сколько духовный. И дело вовсе не в конкретных личностях. Все они - и Надлер, и Шифт и Ганс с Либерманом - всего-навсего инструмент в руках Всевышнего. Из этого и надо исходить. Как бы сложно ни было предугадать, какой смысл заложен в посланиях абсолютного Авторитета. Ибо мы не можем игнорировать идущие от Него сигналы. Особенно на переломном этапе смены эпох, когда старое неохотно уступает дорогу новому. Отсюда и столь болезненный процесс.
Сверим часы. Начиная со следующего года, как утверждают астрологи, мир вступает в эру Водолея, или Золотой век человеческой гармонии и единения. Евреи называют этот исторический период эпохой Машиаха. А это значит, что спектакль, поставленный Великим Режиссером Вселенной подходит к концу. И каждый из нас играет в нем свою роль. Кто-то положительную, а кто-то отрицательную. Одни главных героев, другие - второстепенных. Но основная масса - участники массовок. И когда, наконец, наступит финальная сцена, мы снимем маски и... обхохочемся. Это будет похлеще Гоголя с его "Ревизором".