Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Я сожалею, что двумя фактами помешаю бурному обсуждению темы реформистского гиюра

1."Вчера БАГАЦ положил конец отсрочкам", - торжественно начал Рази Баркаи свою утреннюю радиопередачу после возмутительного решения Верховного суда. "Они точно такие же евреи, как и мы, и они могут стать израильскими гражданами. Хватит ортодоксальной оккупации!" (дай ле-кибуш ортодокси)

Можно говорить об этой истории реформистов и государства Израиль со многих углов зрения, но я хочу сконцентрироваться только на двух. Два базовых предположения, в течение поколения сопровождающие диалог на эту тему, являются ошибочными и вводящими в заблуждение. Эти "фейки" сопровождают общественное обсуждение темы гиюра – еще до того, как это слово вошло в наш лексикон (как мы обходились без него? не понятно)

2.Первое базовое предположение: вопрос гиюра – это война харедим, которые заботятся о своих интересах. Я не знаю другого общественного вопроса, кроме гиюра, по которому харедим настолько настроены как обычные израильтяне, а не как обладатели узких секторальных интересов. Ведь кто пострадает от решения БАГАЦа? Харедимное общество? Вы можете представить, что харедимная шадханит (сваха) предложит ученику ешивы шидух: чудесная девушка, с замечательным характером, я уже проверила насколько соответствие ваших генов в "дор ешарим", - говорит она, - все идеально, только у девушки маленькая проблема – она прошла реформистский гиюр. Вы можете вообразить такое предложение сватовства в харедимном мире? это никогда не произойдет. Харедим женятся почти только между собой. Не просто между собой, а только с точно такими же, как они. Ведь хасид Слоним с трудом согласится на шидух с девушкой из хасидута Сланим, так чтобы он соблазнился на прошедшую фиктивный гиюр?

Кто же находится в группе риска вступить в брак с неевреями? Все, кроме харедим. Все, кто не ищут пару по методу шидуха. Знакомство в армии, на работе, торговом центре и в Интернете может привести к свадьбе, и тогда перед самой свадьбой обнаруживают, что чудесный партнер/партнерша – в сущности, неевреи. Они лишь думали, что они евреи. БАГАЦ сказал им, что они евреи. Закон о Возвращении сказал им, что они евреи. Реформистский бейт-дин сказал им, что они евреи – но все они обманули их.

Рази Баркаи может орать сколько угодно "дай ле-кибуш ортодокси!", но подавляющее большинство израильтян не с ним. Верно, они не соблюдают все заповеди, но они верят в Бога и не хотят вступать в смешанные браки. Они слышали, как и я, как Баркаи начал ту радиопередачу с интервью с "раввиншей Галей Седан, матерью суда по вопросам гиюра реформистского движения (эм бейт-а-дин ле-гиюр шель а-тнуа а-реформит) – и разумеется, слушатели смеялись. Да, это звание веселило харедим, религиозных сионистов, традиционалистов и светских. Лишь видеоролики Адира Миллера с его детьми удостаиваются бОльшего сатирического консенсуса, чем выражение "эм бейт-дин".

Несмотря на огромный бюджет, несмотря на симпатизирующие левацкие СМИ, несмотря на ухищренную стратегию, - реформистский кемпейн провалился. Их товар очень плохо покупается. Реформистское и консервативное движение (как и любое другое искуственно придуманное неортодоксальное движение в иудаизме) нерелевантны для подавляющего большинства израильтян. Религия для них – ортодоксальная, хоть они и не придерживаются всех заповедей. Как говорил в свое время историк проф. Шломо Авинери, повторяя известное выражение Давида Бен-Гуриона, обыгрывавшего известный анекдот: я не хожу в синагогу, но синагога в моем представлении – только ортодоксальная, все остальное – на уровне церкви. Израильтяне просто не покупают реформистскую подделку. Среднестатистический светский не хочет звуков органа, когда его сына вызывают к Торе, не хочет, чтобы его раввин ехал в субботу в синагогу, не хочет хлеба на Пасхальном седере.

Не то, чтобы это нуждалось в доказательствах, но сколько реформистских синагог действуют в Израиле? Я не люблю приводить данные в этой колонке. Я не исследователь, я лентяй. Но это было очень просто. Я зашел на сайт реформистского движения в Израиле и там слева от центрального баннера, отмечающего на этой неделе "международный день раввинши – празднуем смелых женщин" (йом а-раба а-бейнлеуми – хогегим эт а-нашим а-амицот – по английски это звучит не настолько смешно), фигурирует следующий текст: "В Израиле есть сегодня 50 реформистских синагог и общественных центров". Вы улавливаете число? 50 синагог. Не в одном Тель-Авиве. Это во всем Израиле. Это все. Я признаю, что даже не удивился.

Продолжим интернет-исследование. Сколько ортодоксальных синагог есть в Израиле? Отчет всемирного объединения синагог за 2014г. сообщает о более, чем 15 тысячах синагог в Израиле. Понятно, что за прошедшие 7 лет это число увеличилось. И, кстати, понятно, что уже в 2014г. число синагог было больше, если включить незарегистрированные группы, использующие для молитв помещения школ и т.д.

Так что есть у реформистов в Израиле? 50 синагог, несколько десятков журналистов, горстка политиков и подавляющее большинство в БАГАЦе. Так почему именно они должны определить кто является евреем, согласно их "галахе"? Почему они должны получить свою площадь у Котеля? Даже если на минуту позабыть об их наглости – пытаются изменить Шульхан арух, которому сотни лет, и Тору, которой тысячи лет. Кого они представляют в Израиле?

3.Вы скажете: ладно, в Израиле реформизм не сработал, но еврейский народ находится не только в Израиле. Около половины – за границей, из них несколько миллионов в США, а там реформистов большинство. Невозможно так ущемлять евреев диаспоры.

Тут мы приходим ко второму "фейку". Дело в том, что мы с женой год были посланниками Сохнута в США, и если бы не эпидемия Короны, то сейчас продолжали бы второй год среди наших собратьев там. Я очень уважаю еврейство диаспоры. Они в моем сердце, в моем сознании. Я не живу только в моем штибеле, в моем квартале. Но при всем уважении к евреям диаспоры, я не думаю, что они должны вмешиваться оттуда в нашу политику в вопросе гиюра, репатриации или разделения площади у Котеля. Они могут репатриироваться в Израиль, получить удостоверение личности и прививку от Короны и голосовать на выборах. В отношении ближайших выборов это уже поздновато, так как списки избирателей уже составлены, но будут еще возможности голосовать вскоре. Я уверен.

Более того: я не спешу принять предположение, что "еврейство США гневается". Год проживания в США не превращают меня в эксперта по еврейству Америки, буквально нет. Но мне не нужно было пропахать Соединенные Штаты, чтобы понять, что евреи там не гневаются ни из-за чего происходящего в Израиле. Они заняты своей жизнью. У них достаточно своих забот. Например, планирование летнего отпуска. Шутка. У них есть вещи более духовные и существенные, чем летний отпуск. Образование, община, пожертвования. Но в любом случае мне не кажется, что вопрос Котеля занимает их. Верно, в количественном отношении там больше реформистов, чем ортодоксов. Но по своей природе реформисты не являются ревнителями веры и не выходят на религиозные войны. Если бы они были ревнителями, то уже стали бы ортодоксами. Они платят членские взносы в реформистскую или консервативную синагогу, потому что так они привыкли или потому что так их отец был привычен, или потому что так им удобнее, или близко к дому, или их дочка в кружке по бейсболу при реформистской синагоге. Так перестаньте, пожалуйста, угрожать нам, что Израиль теряет поддержку евреев США.

Кто в самом деле в гневе? Главы реформистских организаций, у которых это работа. Они в самом деле в гневе на "кибуш ортодокси". То есть когда у них есть время гневаться на это, потому что бОльшую часть времени они гневаются на другой "кибуш" – израильскую "оккупацию территорий" и поддержку американской администрации этой "оккупации". И это, когда они не нападают на Нетаниягу за его борьбу против иранской ядерной программы. Возможно, сейчас у них немного освободилось времени, потому что они преуспели выбросить Трампа из Белого дома и короновать Байдена.

4. И под конец, когда говорят о реформистских и консервативных евреях в США и насколько важно считаться с их верой, стоит учесть тенденции. Самый большой сектор среди американских евреев – не реформистский и не консервативный (находящиеся на спуске) и не ортодоксальный (находящийся на подъеме), а евреи, не принадлежащие ни к какому течению. Обратите внимание на статью, опубликованную год назад в газете "Гаарец". Заголовок: "Что случилось с синагогой, в которой Сайнфельд праздновал бар-мицву?"
"От нью-Йорка на востоке до Лос-Анжелеса на западе", - рапортует журналист Цах Йокед, - "сотни синагог, которые еще 20-30 лет назад были свидетельствами общин, живущих бурной жизнью, находятся в последние годы в процессе упадка, окончание которого зачастую – запустение и продажа здания. Акулы бизнеса недвижимости, с одной стороны, и представители других религий, с другой стороны, заинтересованно следят за опустошающимися зданиями. И Иммануэль – одна из самых больших синагог Лонг-Айленда, построенная в 1957г., была продана 2 года назад местному торговцу недвижимостью. В месяце май он разрушил здание, и на развалинах будут построены несколько жилых домов на продажу. И есть в Лонг-Айленде синагога Мерказ бейт шалом, где в 1967г. подросток по имени Джерри Сайнфельд праздновал бар-мицву. С тех пор он стал одним из самых известных комиков в мире, а синагога – как и большинство консервативных синагог в районе – опустела и закрылась в 2005г. Тот, кто придет туда, обнаружит там "Центр духовной медитации".

5. "Не то, чтобы еврейская община была под угрозой исчезновения, - продолжает журналист. - "Согласно данным из новой книги Бреда Колодного, сейчас в Лонг-Айленде действуют 219 синагог, обслуживающих 350 тысяч евреев. И все же не требуется раввинского диплома, чтобы прочесть изменяющуюся еврейскую карту. С одной стороны, реформистские и консервативные общины сжимаются, а с другой, ортодоксальная община последовательно увеличивается. В то время, как последние годы в Лонг-Айленде открылись десятки ортодоксальных синагог и ешив, книга Колодного раскрывает, что там пустуют 67 зданий синагог – почти все реформистского и консервативного направления. Часть из них стали церквями, мечетями, буддистскими храмами, общинными центрами и оффисами. А общинная синагога района Нассау стала прачечной".

И статья в газете "Гаарец" (не в газете хардальной партии Ноам) заканчивается так: "История Лонг-Айленда – это точное отражение истории еврейства всех Соединенных Штатов. Община, которая в последние годы разрывается между двумя полюсами: харедим, с одной стороны, и ассимилянты, с другой стороны. Явное свидетельство этому было получено в опросе института Pew (прим.перев. - институт опросов общественного мнения среди евреев США, проводящий раз в 10 лет полномасштабное исследование тенденций среди американских евреев) в 2013г., считающийся самым всеобъемлющим и глубоким за последние годы. Из опроса-исследования вытекает, что среди молодых американских евреев "поколения Миллениума" 32% определили себя как равнодушные к еврейству. Процент смешанных браков достиг 58% - по сравнению с 17% в 1970г. На западе округа Нассау, например, из 50 действующих синагог только три не относятся к ортодоксальному направлению. В Грейт-Нек – одном из состоятельных пригородов Нью-Йорка, известном общиной иранских евреев, были построены в последние годы 12 синагог – 11 ортодоксальных, 1 реформистская. Параллельно 14 количество филиалов Хабада увеличилось с 2000г. с 14 до 38.

6.Подытожим: в Израиле влияние реформистского течения ничтожно, но, как в любом кемпейне СМИ, тут "создают" надуманную действительность. В диаспоре влияние реформистов постоянно уменьшается, резко уменьшается. Но то, что уже поняли в газете "Гаарец", именно газеты и даже раввины религиозного сионизма еще не усвоили. Так много семинаров (организовываемых мега-либеральными организациями), так много освещаемых в СМИ встреч во дворце президента, так много газетных колонок – все это превратило тему с обочины в будто бы самую кипящую. Так много представителей "вязаных кип" думают, что это самый срочный вопрос, которым надо заниматься, - это связи с главами реформистов вместо борьбы с ассимиляцией, например. Что случилось? Может, мы слишком много слушаем программу Рази Баркаи?

(БеШЕВА, 4.03.2021)

Перевел Яков Халфин