Maof

Saturday
Jul 27th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Иногда нужно имитировать крушение корабля, чтобы с него сбежали крысы.
Уинстон Черчилль


У каждого поколения свои кумиры. Правда, все, что теперь возводится в культ восхищения и поклонения, когда-то называлось одним емким словом - идолопоклонство. И так же, как в глубокой древности, главным оправданием сегодняшних кумиропоклонников остается мотивация к моральному очищению и самосовершенствованию. Что ж, идол должен быть не только монотонным и монолитным, но и удобным для обожания. Для евреев идолопоклонство - смертный грех. Хуже кровопролития и разврата, поскольку так или иначе ведет и к тому, и к другому. Из-за этого, кстати, был разрушен Первый храм. Весь парадокс, однако, в том, что чем решительнее боролись евреи с этим злом, тем сильней оно притягивало их к себе. А в конце концов дошло до того, что они и сами превратились в кумиров для новоявленных язычников.

Факел ярче горит во тьме. XX век - век расцвета науки, культуры, искусства и... варварства - вознес на пьедестал славы и многих евреев. "Трем евреям современное человечество обязано самыми значительными своими достижениями, - писал небезызвестный Артур Джеймс Бальфур. - Французскому еврею философу Бергсону, немецкому еврею Эйнштейну и австрийскому еврею Фрейду". Вряд ли кто-нибудь вспомнит сейчас философскую теорию памяти нобелевского лауреата по литературе Анри Бергсона. Но после капитуляции Франции он отказался от протекции властей, вернул все свои награды и публично объявил себя евреем. И это был его гражданский подвиг. А Зигмунда Фрейда спасла правнучка Наполеона Мария Бонапарт - жена принца Греции и Дании Георгия, которая внесла за него выкуп почти в четверть миллиона долларов в современном эквиваленте. И это тоже был гражданский подвиг. Лично её.

Порядочность - это одновременно и выбор, и позиция. Тут как на пожаре. Одни тушат, другие дают советы, а третьи вообще путаются под ногами.

Группа американских интеллектуалов еврейского происхождения, как они выразились, обратилась с открытым письмом к Джо Байдену, в котором хоть и с извинительными оговорками, но все-таки "решительно выступают против коллективного наказания жителей Газы". Среди подписантов, например, икона феминизма Джудит Батлер, популярный драматург, лауреат Пулитцеровской премии Тони Кушнер и знаток женской души полукровка с буддистскими наклонностями Ева Энслер. Не будем гадать, почему они отдали предпочтение не слишком лояльной к Израилю британской газете The Guardian. Видимо, она ближе всего им по духу. Но жизнь мудрей и правдивей самых смелых писательских фантазий. И при всем уважении к их многогранному творчеству мне гораздо ближе незатейливая история о человеческом достоинстве, проявленном в нечеловеческих условиях.

Это случилось на Пурим 1942 года в Барановичском гетто. Во время первой акции по уничтожению узников. Руководивший экзекуцией офицер увидел старика и решил над ним поиздеваться.
- Я дарую тебе жизнь, если угадаешь, какой глаз у меня искусственный.
- Левый, - не задумываясь, ответил тот.
- Почему ты так решил?
- Потому что правый пылает ненавистью.

У бумеранга есть одно своеобразное свойство - он возвращается. Причем тогда, когда его не ждешь. Примеров тому сколько угодно. В том числе и на нашем веку. И американским интеллектуалам с еврейскими корнями не мешало бы уже сейчас это усвоить. Дабы не повторять горький урок Лиона Фейхтвангера, который на вопрос, почему он спрятался в скорлупу узкой еврейской темы вместо того, чтобы писать о насущных общечеловеческих проблемах, с горечью ответил: "В начале мы все пытаемся быть интернационалистами, мультикультуристами и людьми новых веяний и новых идей... Но потом дым заблуждений рассеивается, и ты остаешься таким, каким есть, а не тем, кем пытался стать. Да, я пытался быть немецким и европейским писателем, но мне не дали. А теперь уже я сам не хочу им быть. Потому что рано или поздно тебе напомнят: не лезь не в свое. Видимо, так распoряжается жизнь. И наши соседи".

Талант дается от Б-га, а о нравственном стержне каждый должен побеспокоиться сам. Но когда общечеловеческая мораль упала ниже плинтуса, трудно бороться с внутренними идолами - злобой и кровожадностью, завистью и жадностью, злорадством и равнодушием, ложью и лицемерием, подлостью и трусостью. У преступления может быть только одно название - преступление. А с этим не шутят и уж тем более не устраивают сомнительные шоу с подсчетом голосов - кто за кого. И если "мировые звезды" с большим послужным списком не видят ничего предосудительного в самой отвратительной форме злодейства либо стараются придерживаться нейтралитета, то это значит, что наступило время низвержения кумиров. Тот, Кто определяет сроки вечности, назначает сроки годности и сиюминутному. Разрушая наши опасные планы до того, как они начнут разрушать нас. И тогда темный фингал под заплывшим глазом хоть и уменьшает остроту зрения, но зато резко увеличивает полезный опыт.

Роли распределены. Пока одни занимаются еврееведением, другие осваивают еврееедение. Все настолько пропиталось фальшью, что уже почти не обращаешь внимание на то, кого благодарят за ложь, а кого сажают за правду. Но и здесь должны быть какие-то границы дозволенного. Иначе людская слепота и злоба в конечном счете заведут туда, откуда потом при всем желании не выбраться. Абсолютное зло не понимает ни добрых слов, ни ласки. А если что и порождает, то только еще большее зло. Но поскольку мы наделены свободой выбора, то каждый сам должен определиться, на чьей он стороне. Впрочем, Совету безопасности ООН и трех раз не хватило, чтобы отличить белое от черного. Устроенную хамасовцами резню вновь приняли за обычное сезонное обострение израильско-арабского "геморроя". Россия ужаснулась масштабам разрушений в Газе, напрочь забыв о стертом с лица земли Грозном, который та же ООН двадцать лет назад назвала самым обездоленным городом на планете. Китай, в свою очередь, заодно стер и сам Израиль. Правда, пока только с политической карты мира.

Международная дипломатия никогда не отличалась благопристойностью. Ей вообще чужды законы морали и нравственности. Но даже при всей своей нечистоплотности она до сих пор все-таки придерживалась хоть каких-то рамок приличия Теперь, после чрезвычайной сессии генассамблеи ООН, инициированной Россией, и они окончательно разрушены. Ибо сама повестка - "О мерах по защите мирного населения Палестины" - звучала в такой ситуации если не как пощечина, то, во всяком случае, как откровенная насмешка. А предложенная резолюция и вовсе не упоминала ни о Хамасе, ни о совершенных ее боевиками леденящих кровь зверствах, ни о захваченных заложниках. Не произвели впечатления и представленные видеоматериалы маленьких детей и младенцев с отрубленными головами и конечностями. Сто двадцать (!) стран сделали вид, что ничего страшного не случилось, а еще сорок пять решили, что это не их проблема.

Честно говоря, другого результата на этом маскараде лицемерия я и не ожидал. Есть страны, у которых всегда все плохо. Это болезнь, которая не лечится, но очень заразна. Не надо на них обижаться. Лучше просто не иметь с ними никаких дел. Не стоит обижаться и на ООН. Это яма, куда вместе с ложью стекает и доверие. А после "тронной" речи Антониу Гутерриша на совбезе, где он пытался выгородить хамасовского скорпина, выдавая его за безобидную муху, говорить тем более не о чем. Лжеца вечно подводит память. Взгляните на довоенную статистику. Каждая пятая резолюция генассамблеи посвящена Израилю, точнее - его осуждению. На состоявшейся накануне конференции UNCTAD по вопросам торговли, финансов и инвестиций подчеркивалось, что 80% населения Газы зависит от международной помощи. И виной тому, понятное дело, израильская блокада. А сейчас, если прислушаться к причитаниям директора Всемирной продовольственной программы Синди Маккейн, положение и вовсе катастрофическое.

Что ж, может, тогда кто-нибудь объяснит, почему голодные якобы газаваты, ворвавшись в кибуцы, вместе с людьми убивали и живность? Вдумайтесь только: погибли сотни коров. Каждая из них давала в среднем не менее 12 тысяч литров молока в год. Это в три раза больше российских, в полтора раза больше европейских и почти на треть больше американских. Для голодного человека ну просто как манна небесная. Что мешало увести их с собой? Зачем было целить им в голову? Нет, это не блажь. И не глупость. Это культ насилия и жестокости, который впитывается с молоком матери. А если нет жалости к животным, то к людям и подавно не будет. У Антониу Гутерриша дюжина заместителей и еще больше спецпосланников и советников. Пусть попробует отправить кого-нибудь из них в Газу или Рамаллу. В знак поддержки захваченных в заложники стариков, женщин и детей. Не думаю, что кто-то рискнет поехать. Потому что могут и линчевать. Как любого еврея, случайно попавшего в это змеиное знездо. Достаточно вспомнить печальную участь Вадима Нуржица и Йосефа Авраами. Кстати, один из их палачей - Абдул Азиз Салех, приговоренный к пожизненному заключению, был обменен в числе тысячи других головорезов на Гилада Шалита. Не удивлюсь, если выяснится и его участие в резне 7 октября.

У двуногого зверья может рождаться только зверье. Тем, кто проливает сегодня крокодильи слезы по поводу погибших в Газе мирных жителей, нелишне напомнить кровавую летопись недавней исламской истории. В 1971 году во время пакистанского геноцида бенгальцев было вырезано свыше трех миллионов мусульман. Двенадцать лет спустя суданские распри унесли еще миллион жизней. Ирак тридцать пять лет назад безжалостно истребил 800 тысяч собственных граждан. Жертвами двух гражданских войн в Алжире стали свыше трехсот тысяч человек. Еще четверть миллиона погибло в Сирии. И Израиль не имел к этому никакого отношения. Откуда же такая ненависть к нему у 92% иракцев, 88% йеменцев, 87% алжирцев и ливийцев, 86% тунисцев, 82% кувейтцев, 81% иорданцев и 80% марокканцев? Кто денно и нощно создает там образ коллективного внешнего врага?

А чего беснуется Реджеп Эрдоган? Ведь Турция, бесцеремонно изгнавшая миллион греков и оккупировавшая половину Кипра, уже сто лет живет по заветам Ататюрка. Хотя спит и видит как бы выйти из тени имперского забвения. Неужели не осознает, что ее время безвозвратно ушло, оставив длинный шлейф преступного прошлого? Армянский геноцид - всего лишь вершина айсберга. Откройте вслед за мной книгу "Ярость и гордость" Орианы Фаллачи. На первой же попавшейся странице. Чувствуете, как закипает от гнева кровь в жилах? У меня тоже. После таких вот строк:
«Сразу после коронации Сулейман Великолепный собрал армию в 400 тысяч человек, 30 тысяч верблюдов, 40 тысяч лошадей и 300 пушек. Из исламизированной уже Румынии в 1526 г. он направился в католическую Венгрию и, несмотря на героизм ее защитников, разгромил ее армию менее чем за 48 часов. Затем он дошел до Буды, современного Будапешта. Он сжег город и угадайте, сколько венгров (мужчин, женщин и детей) попали на невольничьи рынки, которыми теперь славился Истамбул? Сто тысяч.
Теперь угадайте, сколько попало в следующем году на конкурирующие с Истамбулом рынки, то есть на рынки Дамаска, Багдада, Каира и Алжира. Три миллиона. Но даже это не удовлетворило Сулейманову алчность. Чтобы создать "Исламское государство Европа", он собрал вторую армию и в 1529 году двинулся из Венгрии в Австрию. Ультракатолическая Австрия считалась оплотом христианства. Ему не удалось ее взять, это правда. После пяти недель безуспешных атак он решил отступить. Но, отступая, посадил на колы около 30 тысяч крестьян, которых не счел достойными продажи в рабство, потому что цена на рабов упала после поставки на невольничьи рынки трех миллионов и еще ста тысяч пленных венгров».

Зло в любом виде - зло. Оно не лечится добрым словом или лаской, а выжигается огнем. Иначе заполонит все вокруг, как раковые метастазы. События, которые разворачиваются на наших глазах, будто взяты из Торы: "И наполнилась земля злодеянием" (Берешит, 6:11). В оригинале - хамасом. Ничто не ново под луной. Однако извращенный человеческий ум вывел другую психологическую модель: зло - это отсутствие добра и, стало быть, его не существует. Именно этим и руководствовался норвежский политолог Ларс Свендсен, решив собрать воедино плоды размышлений историков, литераторов, психологов, философов и прочих властителей человеческих душ. В итоге родилась книга "Философия зла", ставшая чуть ли не учебным пособием для многих либеральных политиков. Хотя и написана она, по признанию автора, "больше для того, чтобы понять преступника, а не его жертву". Поскольку, мол, даже у жестокости человеческое сердце. Казалось бы, нелепица. И тем не менее, именно эта концепция, которую Свендсен называет современным секулярным гуманизмом, оказалась настолько притягательной, что нашла самый широкий отклик в коридорах власти. В том числе и в ООН.

Термин "секуляризм" впервые использовал в середине XIX века британский активист рабочего движения Джордж Якоб Холиок. Выражая тем самым свои атеистические воззрения. В свою очередь, гуманизм - это проявление человеколюбия. Следовательно, секулярный гуманизм, по Свендсену, - это та же любовь к людям, но только без налета "религии, магии и прочей мистики". Беспокоиться, дескать, надо о человеке, а не о Б-ге. Но поскольку все мы наделены свободой выбора, то каждый волен сам определять свой путь. Вопрос лишь в том - какой? Добра или зла? Хамас вполне осознанно встал на путь разбоя и убийств. И генассамблея ООН тоже определилась, одобрив вслед за Гутерришем этот путь. Израиль, понятно, возмутился, потребовав отставки недалекого, судя по всему, генсекретаря. А его дипломаты в знак протеста надели желтые звезды с надписью "Никогда больше".

Что ж, в компании, где все лицемерно безупречны и хороши, негрешно прослыть и неисправимо дерзким и плохим. Только это ничего не изменит. Пока мы сами не изменим свое мировоззрение. Чему должно научить нас 7 октября? Не жалуйся Б-гу, что у тебя есть проблемы, а повернись к ним и скажи, что у тебя есть Б-г. Так повелось еще со времен Авраама, которого называют "отцом многих народов", но при этом почему-то забывают, что он еще и первый еврей. А значит и не такой, как все. «И сказал Г сподь Авраму: иди из земли твоей…» (Берешит, 12:1). Зачем? Чтобы сделать его родоначальником великого народа? Так для этого совсем не обязательно куда-то уходить. И все-таки новую жизнь желательно начинать на новом месте. Но дабы ее облегчить, Всевышний обещает, что "благословляющих тебя благословлю, а проклинающего тебя прокляну..." (там же).

Это обещание адресовано и нам - прямым потомкам Авраама. И должно не сходить с уст израильских дипломатов и политиков. Но еще лучше поместить эти слова на фасаде ооновского здания в Нью-Йорке. Как напоминание о том, что высший суд - суд совести. Впрочем, и это не столь уж важно. Поскольку народы в глазах Творца "подобны пыли на чашах весов" (Йешаягу, 40:15). А у евреев что - голубая кровь? Нет, конечно. Но они другие. Несмотря на неискоренимое желание во что бы то ни стало быть как все. Оставаясь при этом неистовыми иконоборцами, бросающими вызов идолам и кумирам всех времен и эпох. Даже самые секулярные из них - Спиноза, Маркс или тот же Фрейд, входящие в когорту ведущих мировых возмутителей спокойствия.

И все-таки почему выбор пал именно на Авраама? Ответ находим опять же в Торе: «Ибо Я избрал его, потому что он заповедает своим сынам и потомкам следовать путями Г спода, творить добро и правосудие, и тогда Г сподь исполнит для Авраама все то, что обещал ему» (Берешит, 18:19). Поэтому Авраам может стать и ключом к пониманию нынешних случайных неслучайных событий, на которые намекает целый ряд интересных совпадений. Например, его дата рождения - 1948 год. Только от сотворения человека. В 2023 году Авраам приходит в землю Ханаан, где "открылся ему Всевышний в дубраве Мамре..." (там же,18:1). Но что мы знаем о его детстве или молодости? Почти ничего. Подробный рассказ о нем начинается лишь спустя 75 лет после рождения. И это не случайно. Ибо именно с этого времени он становится евреем, принявшим на себя ярмо Небес. А до того слыл просто хорошим человеком, старавшимся жить достойно и справедливо.

Не хочу проводить аналогий. Каждый увидит в этом что-то свое. Не исключено, что и Израилю предстоит начать новую жизнь, кардинально отличающуюся от прежней. Но только при одном условии: навсегда забыть о распрях. Потому что когда евреи начинают ненавидеть друг друга, их ненавидит весь мир.