Maof

Thursday
Apr 25th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Washington Post

Колин Пауэлл знает со времен Вьетнама, что соразмерный ответ - равен поражению. Не много государственных секретарей Соединенных Штатов увековечено эпонимной доктриной задолго до того, как они становились секретарями. 
Однако Колин Пауэлл,  еще будучи генералом Пауэллом, сформулировал принцип, согласно которому ключом к успеху в любом военном конфликте является использование подавлящей военной мощи.
Доктрина  Пауэлла нашла абсолютное воплощение в войне в Персидском заливе. 
Идея выразилась не в  противопоставлении Ираку равной военной мощи, а в подавлящюем военном превосходстве в самолетах, танках, в новейшей технологией, в численности вооруженных сил и в сильной воле к победе. Именно это делает  войну краткой, а победу- неизбежной. Что, собственно, и произошло. 
Сегодня доктрина  Пауэлла кажется самоочевидной, однако это не всегда было так. Десятилетиями Соединенные Штаты следовали политике "соразмерности" применяемых сил, то-есть - воздержанию, из-за боязни эскалации насилия. Именно последствия этой теории мог наблюдать майор Пауэлл  во Вьетнаме, когда его солдаты истекали кровью, бессмысленно погибая. 
Пауэлл понял сущность проблемы. Если вы отвечаете "соразмерно", вы позволяете врагу устанавливать пределы и уровень военных действий. Вы предлагаете инцицативу противнику. Во Вьетнаме, так называемая соразмерность, принесла Штатам и их союзникам бесконечные потери и весьма болезенное отступление.
Пауэлл выучил урок своего поколения. Никогда более не будет само-сдерживания и пораженческой соразмерности. "Сначала мы полностью отрежем армию противника.- весьма прямолинейно заявил Пауэлл по поводу иракской армии. - И затем уничтожим ее."
Это было тогда, а вот декадой позже, тот же самый Пауэлл, как кажется, решил  внести исключение в собственное правило.
За последние несколько недель, палестинцы зловеще и угрожающе расширили свою шестимесячную войну бесчинств, взрывов, террористических актов. Их новой тактикой стал минометный обстрел Израиля с палестинских террорторий.
Здесь мы говорим не об атаках на посленцев или солдат на охраняемых прекрёстках или наблюдательных постах. Мы говорим об атаках на территирию Израиля, на мирные города, как к примеру город Сдерот, атакованый прошлой неделей. 
Израиль ответил на эту исключительно опасную эскалацию военных действий, на этот раз не соразмерно - "глаз за глаз", поскольку это могло быть легко истолковано палестинцами, как легализация такого рода агресии. Вместо этого Израиль нанес мощный и неожиданный удар и оккупировал часть территории Газы, с которой совершалась эта агрессия.
Другоми словами, Израиль применил доктрину Пауэлла. И что же он получает в ответ?  Острейший, за многие годы, укор от американского государственного секретаря.
Пауэлл немедленно назвал реакцию Израиля - "избыточной и непропорциональной" и потребовал немедленного израильского отступления. Израиль послушно подчинился.
Он (Израиль) будет ещё раскаиваться в своем решении, как и Соединенные Штаты. 
Политика Пауэлла понятна, и, в тоже время, близорука. Он  хочет уменьшить уровень беспорадков. Однако каждый призыв к Ясиру Атафату прекратить войну всегда встречается презрительным отказом. 
Президент Буш 29 марта сказал, что сигнал он " шлет палестинцам - прекратить беспорадки.. и я надеюсь, что председатель Арафат услушит это громко и четко". И то было не первое подобное послание. И, тем не менее, с 29 марта Арафат усилил беспорядки минометным огнем по территории Израиля.
Мягко говоря, политика Пауэлла заключается в следующем: Если Арафат не остановится, остановим Израиль.  В надежде, на то что это предотвратит взрывоопаснсть создавшейся обстановки. 
Однако именно это и рушит все дело. Арафат контролирует уровень беспорядков,  как он это делает всегда, в то время как Израиль отвечает бесплодными и безрезультатнтыми, вьетнамского образца соразмерными действиями. 
Арафат будет всегда поддерживать огонь войны. И этот огонь - реальна проблема. Он угрожает подорвать единственную и наиблее важную цель Запада на Ближем Востоке -  предупреждение региональной войны.
Искрой для начала такого рода войны может стать интифада, которую шесть месяцев назад начал Арафат. Его голубая мечта втянуть Сирию и Ливан, Ирак и Иран, Иорданию и Египет в свою войну с Израилем. И он может в  этом преуспеть. Хезболла, в поддержку палестинцев, отрыла второй фронт, начав пограничные атаки из Ливана. 
На прошлой недели они убили израильского солдата, патролирующего на своей стороне, международно признанной границы Израиля. Этим они предполагали спровоцировать Израиль на ответные действия против сирийских позиций в Ливане.
Постоянные военные беспорядки, начатые Арафатом шесть месяцев назад,  крайне нетрепимы.Они усиливают нестабильность ситуации в регионе, что может закончиться  двумя путями: Или - Арафат призовет к прекращению беспорядков или - это выльется в  Ближневосточную войну, какой мы не видели с 1973 года.
Причиной, заставящей Арафат прекратить беспорядки, может быть лишь то, что плата за войну окажется большей, чем он может себе позволить.
Потеря той части территории, которую Арафат получил от Израиля в результате соглашений в Осло - значительная цена. Израиль пытается заставить его платить за это.
И эта, своего рода пауэлловская политика устаршения, именно та, которую сам Пауэлл проповедовал годы, вплоть до последней недели. 
 

Перевод Бориса Кабова (Австралия)